Открытая студия

Александра Захарова: «Прилетит другой Дракон, а у нас уже есть свой»

Актриса театра Ленком, народная артистка России

  
467

В гостях у «Свободной Прессы» народная артистка России, лауреат двух Государственных премий, а совсем недавно ещё и премии Правительства России актриса «Театра Ленком» Александра Захарова.

«СП»: — Сейчас проходит много митингов, шествий, флэшмобов, люди берутся за руки, повязывают ленточки… Вы участвуете в этом?

— Наверное, нет, но голосовать пойду, считаю это необходимым, какие бы ни пришлось преодолевать препятствия — снег, дождь…

«СП»: — Уже решили за кого?

— Время ещё подумать есть.

«СП»: — Сергей Маштаков из Симферополя интересуется: «Как вы считаете, есть ли достойная замена главному режиссеру, т.е., М.А.Захарову, сейчас в Ленкоме? Если нет, то почему?»

— А есть ли замена Мейерхольду? Вахтангову? Не побоюсь этого слова — Станиславскому? Театр — это в первую очередь режиссёр, и счастье, что в России есть великая русская литература и великий русский репертуарный драматический театр. И хотя театр — дело коллективное, я думаю, что творчество Марка Анатольевича в дальнейшем будут изучать, как творчество Мейерхольда и Вахтангова.

«СП»: — Но, может, уже кто-то примеряет на себя место главного режиссёра?

— Я не знаю. Режиссёр — профессия редкая. Настоящий режиссёр рождается раз в сто лет, как настоящий балетмейстер, вот, например, Григорович, нет же второго такого. Понятно, что разных театров много, в том числе и антрепризных, но всё-таки актёр по-настоящему растёт только в репертуарном театре, где сегодня он играет Золушку, завтра и послезавтра ещё кого-нибудь. Тот же кинематограф, он использует навыки актёра, выжимает из него соки, а рост происходит только в репертуарном театре… Возьмите БДТ Товстоногова, все замечательные актёры выросли там… Басилашвили, Юрский, Борисов, Стржельчик или же ефремовский «Современник»…

"СП": — Кстати, в БДТ работал один ныне популярный актёр, которому Товстоногов доверял только «кушать подано» произносить. Знаете, о ком я?

— Нет.

«СП»: — Юрий Стоянов.

— Жизнь по-разному распоряжается. Он, конечно, большой художник и талантливый артист, но состояться можно только у большого режиссёра.

«СП»: — Как вы проводите свободное время?

— Я хожу в театры, на спектакли Фоменко, в «Современник», читаю книжки, болтаю… На Чеховском фестивале смотрела немецкие «Три сестры», они, конечно, делают это совершенно по-другому, как-то остервенело. Такое ощущение, что они пребывают в стоградусной атмосфере. От их спектакля жар, как на сковородке.

«СП»: — А как вам спектакли Жолдака?

— Я не смотрела, хотя, нет, вспомнила! «Кармен» смотрела с Мироновой.

«СП»: — Пару лет назад Марк Захаров взялся ставить в «Ленкоме» Сорокина «День опричника» и через месяц репетиций неожиданно отказался от этой затеи. Какова причина? Он что, вслушался в текст и с криком «какой ужас» выбежал из зала?

— Да, ставить собирались, но я в этом спектакле не участвовала. Почему отказались — не знаю. Придёт Марк Анатольевич, он вам ответит.

«СП»: — Как вы общаетесь в театре, он для вас папа или главный режиссёр Марк Анатольевич?

— Да, в театре главный режиссёр, и он часто меня прилюдно отчитывает, как и других актёров. Я, конечно, обижаюсь, но ничего не говорю.

«СП»: — Несколько лет назад в каких-нибудь передовых театральных изданиях можно было прочесть мнение, что «Ленком» стал театром для подружек олигархов, туповатых блондинок с маленькими собачками и длинными ногами.

— Театр должен быть интересен зрителю, любому, и постоянному, и новому, и такому, о котором вы говорите. Конечно, иногда раздражает, когда кто-нибудь из постоянных зрителей сидит, например, во втором ряду и мой текст шёпотом произносит ещё до того, как я его произнесу. И в то же время попадаются зрители, как например, у нас на «Чайке», где Леонид Сергеевич Броневой, играя Дорна, заходит и произносит: «Константин Гаврилович застрелился…» и сидящая в зрительном зале женщина в ужасе вскрикивает: «Аааааааааааа!» Т.е., получается, это для неё полная неожиданность…

«СП»: — «Чайку» Акунина в «Школе современной пьесы» смотрели?

— Современный вариант? Нет. По времени как-то не совпадает.

«СП»: — Как вам спектакль Некрошюса «Вишнёвый сад» с Евгением Мироновым, который идёт шесть часов?

— Думаю, всё должно быть соразмерно. Сейчас время очень дорого, и даже на два часа в Москве отвлечь человека от дел непросто. У нас все спектакли идут по полтора-два часа, и я считаю, что это замечательно.

«СП»: — Вопрос от читательницы Татьяны: «У каких современных режиссеров согласились бы сняться даже в эпизоде? Кроме американских?»

— Не хотелось бы в эпизоде, тем более, у нас есть замечательные режиссёры. Герман-старший, Звягинцев, его фильм «Елена» меня просто потряс, Сокуров…

«СП»: — Обнажённой согласились бы сниматься?

— А я уже снималась, в фильме «Серые волки», там был американский сценарий, посвящённый событиям смерти Хрущёва. Режиссёр мне предложил пробежаться обнажённой краем моря, говорит, молодая, давай беги! Я пробежалась, потом знакомые издевались, говорили, что пробежка получилась хорошая, а остального от моей роли ничего не осталось. А вообще, я не снимаюсь уже лет десять, наверное, я не формат. Збруев вот тоже не снимается… Доронина, наверное, тоже не формат. Если бы пригласили в сериал? Наверное, пошла бы, а почему нет? Сама иногда смотрю сериалы, конечно, двенадцать серий, к примеру, я смотреть не смогу, но несколько — почему бы нет? Вот, недавно смотрела про брежневские какие-то бриллианты, замечательно там сыграл Серебряков.

«СП»: — Читатель Игорь спрашивает: «На заре своей карьеры в «Ленкоме» вы были одной из «испанских дам"в массовке «Юноны и Авось». Почему Марк Анатольевич не доверил вам роль Кончитты? Обидно было?»

— Обидно. Хотелось играть самой какую-нибудь молодую Дюймовочку, Красную Шапочку… Меня после училища звали работать в разные театры, но я поступала, чтобы работать у Марка Анатольевича и служить в «Ленкоме». У каждого артиста свой путь, и массовка — это был опыт. Потом Панфилов поставил «Гамлета», где я получила роль Офелии, в спектакле играли Абдулов, Михаил Козаков, там, кстати, была интересно решена у моей героини сцена сумасшествия. Нужно было переворачивать на себя таз с водой, и всегда было неизвестно — холодная там вода или горячая, и вот ты с усилием поднимаешь его над головой и не знаешь, что сейчас на тебя польётся… Зато встряска от воды получалась очень живой.

«СП»: — Вопрос от читателя без подписи: «Александра Марковна, как вы относитесь к антрепризе в целом? Готовы участвовать в ней, принимая ко вниманию будущее?»

— Я уже говорила, что ко всем проявлениям театра отношусь хорошо, но Достоевского невозможно поставить в антрепризе. Я, конечно, не продюсер, и не директор, но я понимаю, что антреприза — это то, что должно в первую очередь окупаться. Как правило, это нехитрые декорации, а театр должен быть красивым, хорошие костюмы, оформление, хороший художник-постановщик… и вообще, репертуарный театр не может окупаться, его должно дотировать государство, потому что русский репертуарный театр это действительно наше достояние.

«СП»: — Вопрос от читателя Фомы: «Знаю, что у Вас две собаки. Как они ладят между собой? Как первая собака приняла вторую? А возможно ли вы заведете ещё?»

— Да, две собаки. Больше заводить не собираюсь. Я с детства мечтала, а мне всё время дарили к праздникам, на Новый год какие-то ненужные мне подарки. Разрываешь коробочку, а там какие-нибудь платьица, я жутко расстраивалась. Однажды лежала в больнице, мне там гланды вырезали, так вот, гланды вырезали, и я написала маме записку: «Если вы не купите мне собаку, я выброшусь в окно». Мама в ужасе примчалась в больницу, а я ей там говорят, да в какое окно она может выброситься? Посмотрите, у нас же здесь кругом решётки! Мама, говорит, не переживай, купим. Ну, и купили, помните, тогда был фильм «Белый Бим»? Так вот, мы назвали нашу собаку Бим, но так как это была девочка, мы звали её Бима. Потом у нас появилась собака, которую мы назвали Рома, но это тоже была девочка, хотя, папа сказал, ну и что, что Рома мужское имя, она у нас будет РомА, в честь Рима.

«СП»: — Читательница Елена спрашивает: «Дорогая Александра! Посмотрела ещё раз недавно „Убить дракона“ с вашим участием и поразилась актуальности темы. Самая главная проблема — „убить дракона у себя в голове“, — что для этого нужно? Это воспитывается или происходит на генном уровне? А может быть нужно какое-то важное событие, потрясение?»

— Мне повезло сняться в этом фильме с замечательным Вячеславом Тихоновым, который, объясняя существование Дракона, так доверительно говорит: «У нашего Дракона тоже есть что-то хорошее…» или «Вот прилетит к нам другой Дракон, а у нас уже есть свой…» и ещё он придумал там себе какую-то шапку, надевая которую философски произносил: «Зима может быть долгой…»

«СП»: — Вопрос от читателя Дмитрия из Москвы: «Как вы думаете, почему российский кинематограф опустился ниже плинтуса? Афиши кинотеатров даже страшно открывать, но если доводится, то приводят в полнейший шок «Яйца судьбы», «Камень», «Выкрутасы» и т. п. Как вы считаете, сможет ли российский кинематограф подняться с колен? И как вы относитесь ко всяким «Ирония судьбы — продолжение», «Служебный роман"(новый) Александра, надеюсь я могу вас так называть. Какой из нынешних режиссеров вам нравится? Что вы можете сказать, о театре нашего времени. Считаете ли вы, что театры умирают? Здравствуйте! Я большой поклонник вашего творчества. Смотрели ли вы фильм Гарика Сукачева «Дом солнца», понравился ли он вам?»

— Фильм Сукачёва я не смотрела, а что касается продолжений, я не хотела бы, чтобы был, например, «Дракон-23» и т. д. Наверное, видела кусочками «Служебный роман» и какой вы там второй сказали? «Ирония судьбы»? Не могу вспомнить, наверное, очень похожи.

«СП»: — Вопрос от читательниц Нины и Олеси: «Ваша самая любимая книга? Фильм? Блюдо?»

— Наверное, самых любимых ни книги, ни блюда нет… Захар Прилепин — один из лучших писателей, с большим удовольствием читаю, нравятся его мысли, построение фразы «Санькя», «Чёрная обезьяна». Улицкая нравится, «Даниэль Штайн, переводчик», Лимонова рассказы, Довлатов, Войнович…

«СП»: — На Захара Прилепина вы как вышли случайно?

— Марк Анатольевич посоветовал. Прочти, говорит, «Санькю», потрясающе!

«СП»: — Читательница Ксения спрашивает: «Что для вас женский интеллект? Ницше считал, что интеллект женщины характеризуется полнейшим самообладанием, присутствием духа, использованием выгод… Согласны? А может, женский интеллект — это драгоценный бриллиант, который нужно надевать в особо торжественных случаях?»

— Женский интеллект — это то, что отсутствует у мужчин. Женщины — существа более тонко организованные, женщины рождают детей, созидают, женщины не будут начинать войны, хотя, странная вещь — женщины-избиратели за женщин почему-то не голосуют. Среди врачей тоже почему-то выбирают мужчин.

«СП»: — «Александра, скажите, а как вы расстаетесь со старыми, ненужными вещами? Выбрасываете без сожаления или, наоборот, храните подолгу в надежде, а вдруг пригодятся?» Галина.

— Я — человек консервативный, люблю старые вещи. Я родилась в Замоскворечье, там недалеко была фабрика «Рот-Фронт», всё время пахло конфетами, иногда при погрузке-разгрузке там просыпались кофейные зёрна. У нас был двор, и нас не боялись отпускать гулять, и был соседний двор, против которого мы дружили.

«СП»: — «Александра, здравствуйте. Хотелось бы узнать: во время спектакля вы видите зал, можете ли найти знакомого зрителя или это невозможно? Как играется, если знаете, что кто-то из близких или знакомых в зале?» Вадим.

— Я зал не вижу. Чувствую определённую массу. Зрителей люблю, но если на спектакле присутствует мама, то её почему-то вижу. Видимо, какая-то связь между детьми и родителями… Бывает, что на спектакле присутствует Марк Анатольевич, это ужасное ощущение, хотя, и ему хочется нравится, но чувствую, что потом будет придираться к моей работе.

«СП»: — Мы благодарим вас, Александра Марковна, что нашли время и согласились приехать и пообщаться с нами и нашими читателями!

Смотреть видео на: Youtube или Svpressa



Часть 1



Часть 2



Часть 3

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Смотрите ещё
Последние новости
Цитаты
Федор Бирюков

Политик, общественный деятель

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Андрей Песоцкий

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ

Комментарии
Новости партнеров