Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Открытая студия
27 февраля 2012 16:24

Александра Захарова: «Прилетит другой Дракон, а у нас уже есть свой»

Актриса театра Ленком, народная артистка России

481

В гостях у «Свободной Прессы» народная артистка России, лауреат двух Государственных премий, а совсем недавно ещё и премии Правительства России актриса «Театра Ленком» Александра Захарова.

«СП»: — Сейчас проходит много митингов, шествий, флэшмобов, люди берутся за руки, повязывают ленточки… Вы участвуете в этом?

— Наверное, нет, но голосовать пойду, считаю это необходимым, какие бы ни пришлось преодолевать препятствия — снег, дождь…

«СП»: — Уже решили за кого?

— Время ещё подумать есть.

«СП»: — Сергей Маштаков из Симферополя интересуется: «Как вы считаете, есть ли достойная замена главному режиссеру, т.е., М.А.Захарову, сейчас в Ленкоме? Если нет, то почему?»

— А есть ли замена Мейерхольду? Вахтангову? Не побоюсь этого слова — Станиславскому? Театр — это в первую очередь режиссёр, и счастье, что в России есть великая русская литература и великий русский репертуарный драматический театр. И хотя театр — дело коллективное, я думаю, что творчество Марка Анатольевича в дальнейшем будут изучать, как творчество Мейерхольда и Вахтангова.

«СП»: — Но, может, уже кто-то примеряет на себя место главного режиссёра?

— Я не знаю. Режиссёр — профессия редкая. Настоящий режиссёр рождается раз в сто лет, как настоящий балетмейстер, вот, например, Григорович, нет же второго такого. Понятно, что разных театров много, в том числе и антрепризных, но всё-таки актёр по-настоящему растёт только в репертуарном театре, где сегодня он играет Золушку, завтра и послезавтра ещё кого-нибудь. Тот же кинематограф, он использует навыки актёра, выжимает из него соки, а рост происходит только в репертуарном театре… Возьмите БДТ Товстоногова, все замечательные актёры выросли там… Басилашвили, Юрский, Борисов, Стржельчик или же ефремовский «Современник»…

"СП": — Кстати, в БДТ работал один ныне популярный актёр, которому Товстоногов доверял только «кушать подано» произносить. Знаете, о ком я?

— Нет.

«СП»: — Юрий Стоянов.

— Жизнь по-разному распоряжается. Он, конечно, большой художник и талантливый артист, но состояться можно только у большого режиссёра.

«СП»: — Как вы проводите свободное время?

— Я хожу в театры, на спектакли Фоменко, в «Современник», читаю книжки, болтаю… На Чеховском фестивале смотрела немецкие «Три сестры», они, конечно, делают это совершенно по-другому, как-то остервенело. Такое ощущение, что они пребывают в стоградусной атмосфере. От их спектакля жар, как на сковородке.

«СП»: — А как вам спектакли Жолдака?

— Я не смотрела, хотя, нет, вспомнила! «Кармен» смотрела с Мироновой.

«СП»: — Пару лет назад Марк Захаров взялся ставить в «Ленкоме» Сорокина «День опричника» и через месяц репетиций неожиданно отказался от этой затеи. Какова причина? Он что, вслушался в текст и с криком «какой ужас» выбежал из зала?

— Да, ставить собирались, но я в этом спектакле не участвовала. Почему отказались — не знаю. Придёт Марк Анатольевич, он вам ответит.

«СП»: — Как вы общаетесь в театре, он для вас папа или главный режиссёр Марк Анатольевич?

— Да, в театре главный режиссёр, и он часто меня прилюдно отчитывает, как и других актёров. Я, конечно, обижаюсь, но ничего не говорю.

«СП»: — Несколько лет назад в каких-нибудь передовых театральных изданиях можно было прочесть мнение, что «Ленком» стал театром для подружек олигархов, туповатых блондинок с маленькими собачками и длинными ногами.

— Театр должен быть интересен зрителю, любому, и постоянному, и новому, и такому, о котором вы говорите. Конечно, иногда раздражает, когда кто-нибудь из постоянных зрителей сидит, например, во втором ряду и мой текст шёпотом произносит ещё до того, как я его произнесу. И в то же время попадаются зрители, как например, у нас на «Чайке», где Леонид Сергеевич Броневой, играя Дорна, заходит и произносит: «Константин Гаврилович застрелился…» и сидящая в зрительном зале женщина в ужасе вскрикивает: «Аааааааааааа!» Т.е., получается, это для неё полная неожиданность…

«СП»: — «Чайку» Акунина в «Школе современной пьесы» смотрели?

— Современный вариант? Нет. По времени как-то не совпадает.

«СП»: — Как вам спектакль Некрошюса «Вишнёвый сад» с Евгением Мироновым, который идёт шесть часов?

— Думаю, всё должно быть соразмерно. Сейчас время очень дорого, и даже на два часа в Москве отвлечь человека от дел непросто. У нас все спектакли идут по полтора-два часа, и я считаю, что это замечательно.

«СП»: — Вопрос от читательницы Татьяны: «У каких современных режиссеров согласились бы сняться даже в эпизоде? Кроме американских?»

— Не хотелось бы в эпизоде, тем более, у нас есть замечательные режиссёры. Герман-старший, Звягинцев, его фильм «Елена» меня просто потряс, Сокуров…

«СП»: — Обнажённой согласились бы сниматься?

— А я уже снималась, в фильме «Серые волки», там был американский сценарий, посвящённый событиям смерти Хрущёва. Режиссёр мне предложил пробежаться обнажённой краем моря, говорит, молодая, давай беги! Я пробежалась, потом знакомые издевались, говорили, что пробежка получилась хорошая, а остального от моей роли ничего не осталось. А вообще, я не снимаюсь уже лет десять, наверное, я не формат. Збруев вот тоже не снимается… Доронина, наверное, тоже не формат. Если бы пригласили в сериал? Наверное, пошла бы, а почему нет? Сама иногда смотрю сериалы, конечно, двенадцать серий, к примеру, я смотреть не смогу, но несколько — почему бы нет? Вот, недавно смотрела про брежневские какие-то бриллианты, замечательно там сыграл Серебряков.

«СП»: — Читатель Игорь спрашивает: «На заре своей карьеры в «Ленкоме» вы были одной из «испанских дам"в массовке «Юноны и Авось». Почему Марк Анатольевич не доверил вам роль Кончитты? Обидно было?»

— Обидно. Хотелось играть самой какую-нибудь молодую Дюймовочку, Красную Шапочку… Меня после училища звали работать в разные театры, но я поступала, чтобы работать у Марка Анатольевича и служить в «Ленкоме». У каждого артиста свой путь, и массовка — это был опыт. Потом Панфилов поставил «Гамлета», где я получила роль Офелии, в спектакле играли Абдулов, Михаил Козаков, там, кстати, была интересно решена у моей героини сцена сумасшествия. Нужно было переворачивать на себя таз с водой, и всегда было неизвестно — холодная там вода или горячая, и вот ты с усилием поднимаешь его над головой и не знаешь, что сейчас на тебя польётся… Зато встряска от воды получалась очень живой.

«СП»: — Вопрос от читателя без подписи: «Александра Марковна, как вы относитесь к антрепризе в целом? Готовы участвовать в ней, принимая ко вниманию будущее?»

— Я уже говорила, что ко всем проявлениям театра отношусь хорошо, но Достоевского невозможно поставить в антрепризе. Я, конечно, не продюсер, и не директор, но я понимаю, что антреприза — это то, что должно в первую очередь окупаться. Как правило, это нехитрые декорации, а театр должен быть красивым, хорошие костюмы, оформление, хороший художник-постановщик… и вообще, репертуарный театр не может окупаться, его должно дотировать государство, потому что русский репертуарный театр это действительно наше достояние.

«СП»: — Вопрос от читателя Фомы: «Знаю, что у Вас две собаки. Как они ладят между собой? Как первая собака приняла вторую? А возможно ли вы заведете ещё?»

— Да, две собаки. Больше заводить не собираюсь. Я с детства мечтала, а мне всё время дарили к праздникам, на Новый год какие-то ненужные мне подарки. Разрываешь коробочку, а там какие-нибудь платьица, я жутко расстраивалась. Однажды лежала в больнице, мне там гланды вырезали, так вот, гланды вырезали, и я написала маме записку: «Если вы не купите мне собаку, я выброшусь в окно». Мама в ужасе примчалась в больницу, а я ей там говорят, да в какое окно она может выброситься? Посмотрите, у нас же здесь кругом решётки! Мама, говорит, не переживай, купим. Ну, и купили, помните, тогда был фильм «Белый Бим»? Так вот, мы назвали нашу собаку Бим, но так как это была девочка, мы звали её Бима. Потом у нас появилась собака, которую мы назвали Рома, но это тоже была девочка, хотя, папа сказал, ну и что, что Рома мужское имя, она у нас будет РомА, в честь Рима.

«СП»: — Читательница Елена спрашивает: «Дорогая Александра! Посмотрела ещё раз недавно „Убить дракона“ с вашим участием и поразилась актуальности темы. Самая главная проблема — „убить дракона у себя в голове“, — что для этого нужно? Это воспитывается или происходит на генном уровне? А может быть нужно какое-то важное событие, потрясение?»

— Мне повезло сняться в этом фильме с замечательным Вячеславом Тихоновым, который, объясняя существование Дракона, так доверительно говорит: «У нашего Дракона тоже есть что-то хорошее…» или «Вот прилетит к нам другой Дракон, а у нас уже есть свой…» и ещё он придумал там себе какую-то шапку, надевая которую философски произносил: «Зима может быть долгой…»

«СП»: — Вопрос от читателя Дмитрия из Москвы: «Как вы думаете, почему российский кинематограф опустился ниже плинтуса? Афиши кинотеатров даже страшно открывать, но если доводится, то приводят в полнейший шок «Яйца судьбы», «Камень», «Выкрутасы» и т. п. Как вы считаете, сможет ли российский кинематограф подняться с колен? И как вы относитесь ко всяким «Ирония судьбы — продолжение», «Служебный роман"(новый) Александра, надеюсь я могу вас так называть. Какой из нынешних режиссеров вам нравится? Что вы можете сказать, о театре нашего времени. Считаете ли вы, что театры умирают? Здравствуйте! Я большой поклонник вашего творчества. Смотрели ли вы фильм Гарика Сукачева «Дом солнца», понравился ли он вам?»

— Фильм Сукачёва я не смотрела, а что касается продолжений, я не хотела бы, чтобы был, например, «Дракон-23» и т. д. Наверное, видела кусочками «Служебный роман» и какой вы там второй сказали? «Ирония судьбы»? Не могу вспомнить, наверное, очень похожи.

«СП»: — Вопрос от читательниц Нины и Олеси: «Ваша самая любимая книга? Фильм? Блюдо?»

— Наверное, самых любимых ни книги, ни блюда нет… Захар Прилепин — один из лучших писателей, с большим удовольствием читаю, нравятся его мысли, построение фразы «Санькя», «Чёрная обезьяна». Улицкая нравится, «Даниэль Штайн, переводчик», Лимонова рассказы, Довлатов, Войнович…

«СП»: — На Захара Прилепина вы как вышли случайно?

— Марк Анатольевич посоветовал. Прочти, говорит, «Санькю», потрясающе!

«СП»: — Читательница Ксения спрашивает: «Что для вас женский интеллект? Ницше считал, что интеллект женщины характеризуется полнейшим самообладанием, присутствием духа, использованием выгод… Согласны? А может, женский интеллект — это драгоценный бриллиант, который нужно надевать в особо торжественных случаях?»

— Женский интеллект — это то, что отсутствует у мужчин. Женщины — существа более тонко организованные, женщины рождают детей, созидают, женщины не будут начинать войны, хотя, странная вещь — женщины-избиратели за женщин почему-то не голосуют. Среди врачей тоже почему-то выбирают мужчин.

«СП»: — «Александра, скажите, а как вы расстаетесь со старыми, ненужными вещами? Выбрасываете без сожаления или, наоборот, храните подолгу в надежде, а вдруг пригодятся?» Галина.

— Я — человек консервативный, люблю старые вещи. Я родилась в Замоскворечье, там недалеко была фабрика «Рот-Фронт», всё время пахло конфетами, иногда при погрузке-разгрузке там просыпались кофейные зёрна. У нас был двор, и нас не боялись отпускать гулять, и был соседний двор, против которого мы дружили.

«СП»: — «Александра, здравствуйте. Хотелось бы узнать: во время спектакля вы видите зал, можете ли найти знакомого зрителя или это невозможно? Как играется, если знаете, что кто-то из близких или знакомых в зале?» Вадим.

— Я зал не вижу. Чувствую определённую массу. Зрителей люблю, но если на спектакле присутствует мама, то её почему-то вижу. Видимо, какая-то связь между детьми и родителями… Бывает, что на спектакле присутствует Марк Анатольевич, это ужасное ощущение, хотя, и ему хочется нравится, но чувствую, что потом будет придираться к моей работе.

«СП»: — Мы благодарим вас, Александра Марковна, что нашли время и согласились приехать и пообщаться с нами и нашими читателями!

Смотреть видео на: Youtube или Svpressa



Часть 1



Часть 2



Часть 3

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН