18+
суббота, 3 декабря
Открытая студия

Константин Затулин: При тандеме взятки удваиваются

Директор Института стран СНГ ответил на вопросы читателей «СП»

  
94

«СП»: — Минрегионразвития намерен выделять ежегодно по 1 миллиарду рублей на возвращение русских в Чечню, Дагестан, Ингушетию. 20 лет назад русских там было примерно 35%, сейчас около 3%. Как вам идея с этим возвращением? И с этой суммой?

— Не могу ручаться, что ни один рубль из этой суммы не прилипнет к рукам чиновников — местных и федеральных. Но нужно понимать, что если не выделять деньги и не начать возвращение русских, будет еще хуже. Деньги нужно выделять, русских возвращать, коррупционеров сажать. Однако государство должно взять на себя ещё ответственность за безопасность людей. Должна быть полная честность в этом вопросе, госгарантии. Иначе возвратившиеся окажутся заложниками террористов, которые хотят разжечь пламя войны. Войну начать легко, но трудно прекратить. Особенно на Кавказе, где эхо одного выстрела отзывается десятилетиями. Что касается суммы, то для человека, у которого в кармане 5 рублей, она кажется большой, но в масштабах государства это не такие уж деньги.

«СП»: — Несколько лет назад громко и с размахом презентовалась программа о возвращении наших соотечественников на Родину. Обещали жильё, подъёмные, трудоустройство.

— Эта программа, к сожалению, провалилась. Уже тогда эксперты нашего Института и я сам выражали сомнение в том, что она будет работать. Чиновники не прислушались. Решили, что все льготы, подъёмные и т. д. будут применяться к новому потоку переселенцев. На тех, кто уже вернулся и годами ждал исполнения обещаний властей, программа не распространилась. Это нонсенс. И второй минус этой программы: основная часть работы с переселенцами была переложена на местные власти. И в субъектах РФ отнеслись к этому как к дополнительному бремени, на которое приходится тратить собственные ресурсы. Поэтому результат мизерный. Мизерное стимулирование и недостаточные льготы не шли ни в какое сравнение с издержками, которые люди несут, чтобы переехать, скажем, из Киргизии и обустроиться в России. Т.е., мало того, что срываешься с насиженного места, так ещё вынужден ходить по кругам чиновничьего ада. Конечно, есть вынужденные ситуации, когда люди просто бегут, но это было актуально в начале 90-х, сейчас в большинстве случаев такой срочности нет, и люди могут выбирать, куда им переезжать — в Россию или в дальнее зарубежье. И потом, я критически отношусь, когда русских подталкивают уезжать из Крыма, Казахстана, Белоруссии — зачем изымать русских с этих территорий? Если русские выедут оттуда, можно заранее предрекать изменения внутренней и внешней политики в соседних странах. Понятно, когда русские уезжают из Туркмении, Киргизии, Узбекистана, где они в абсолютном меньшинстве, но в Белоруссии, Казахстане, Украине русских миллионы, и они защищают себя своей численностью.

«СП»: — Не кажется ли вам, что вы являетесь директором Института несуществующего СНГ? Россия не сумела сплотить вокруг себя другие республики СССР. Пора России быстро действовать, а то потеряет доверие молдово-язычного Правобережья Днестра. Мазур Валерий, Молдова.

— Я директор института СТРАН СНГ, т.е. Института Украины, Белоруссии, Казахстана и др. Ведь к СНГ можно относиться узко, как к организации, а можно широко, как к пространству, которое никоим другим образом сегодня не обозначается.

Сумела ли Россия сплотить вокруг себя? Кого-то «да» (доказательство- Таможенный, Евразийский Союз, ОДКБ), кого-то «нет». Есть СНГ, с которым лучше, чем без него. Что касается доверия молдово-язычного населения, то это обоюдоострый вопрос. Само это население выбрало себе такую власть, которая готова отдать государственность Молдовы Румынии. У нас бы это квалифицировалось как государственная измена. Кроме проблемы доверия вашего к нам, существует ещё и проблема нашего доверия к вам. Современные политики Молдовы не держат слова и не выполняют обещания. Молдово-язычному населению нужно определиться — молдаване они или румыны.

«СП»: — Вы предложили отменить пост премьер-министра и передать его полномочия президенту России, считая, что двоевластие представляет угрозу для российской государственности.

— Одно время было очевидно, что уходящий президент взял курс на второй срок, а кое-кто из его окружения пытался не допустить возвращения Путина в президенты, намекая на Брежнева, застой. Я всегда был твердо уверен, что Путин должен вернуться в президенты, но сентябрьское объявление о рокировочке самой своей формой вызвало у определённой части общества законное негодование. Рейтинг «Единой России», как вы помните, упал… Те, кто голосовал за избранного президента, ждут от него решительных действий — борьбы с коррупцией, отказа от праволиберального курса. Медведев на этом фоне стал надеждой праволиберальных сил. Теперь возникает путаница — чьей же и какой будет власть после 7 мая? Действующий президент хотел бы и дальше тандема, чтобы у орла было две головы. Возникает опасность, что чиновники опять будут выбирать, кому служить, и отбираться не по компетентности, а по принципу «я — твой или не твой». Как бы долго не длилось премьерство Медведева, это будет время президентства Путина. Значит, любое недовольство политикой Медведева будет ложиться на авторитет Путина. Это ельцинская иллюзия, что можно назначить премьера, всё на него свалить и отправить в отставку.

У нас фактически два правительства — администрация президента и правительство, значит, у нас удваиваются расходы, удваивается количество чиновников, с которыми нужно согласовывать вопросы, даже взятки удваиваются. Давайте хотя бы сэкономим на взятках — будем платить одну!

«СП»: — «Какую оценку дадите нынешнему уровню коррупции?» Анатолий Фёдорович, ветеран ВС СССР.

— Коррупция есть везде, но у нас она зашкаливает, потому что мы продолжаем пребывать в переходном периоде. По-другому не может быть, если в стране существуют недоделённые государственные активы и возможность принятия решения в пользу того или иного бенефицианта. Сколько бы гаишники не брали взяток, одни только залоговые аукционы 90-х превысили всю эту гаишную коррупцию на тысячу лет вперёд. Общество требует немедленных результатов в борьбе с коррупцией. Людей не устраивает эволюция, хочется искоренить всё и сразу. А революции случаются не тогда, когда хуже всего, а когда скромные темпы роста и изменений начинают не поспевать за взрывом ожиданий населения.

«СП»: — «У нас в Крыму уже полтора года обсуждается вопрос — вернуть Крым России — от южного до северного? Скажите, как скоро это может быть?» Фёдор.

— Вопрос о возвращении Крыма обсуждается не полтора года и даже не с момента развала СССР, об этом говорили ещё при советской власти. Украинские власти очень предвзято трактуют мою позицию, мне запрещали въезд в Крым, на Украину, Ющенко не стеснялся сводить со мной счеты. А моя позиция такова — ставить сегодня официально вопрос о возвращении Крыма — это прямой конфликт с Украиной. Нужно поддерживать всех наших соотечественников на Украине — и в Луганске, и в Донецке, и в Одессе, Николаеве, Харькове, чтобы они не думали, будто нас интересуют русские только в Крыму. Всеми силами нужно поддерживать республиканский статус Крыма, борясь с попытками свести его на уровень обычных областей, особо, всеми путями, поддерживать Севастополь. Показательный пример: филиал МГУ в Севастополе. Ставить же и сегодня на официальном уровне вопрос о возвращении Крыма — значит окончательно оттолкнуть Украину. Такое возможно только, если мы в целом проиграем борьбу за Украину. Требовать назад Крым можно, если когда-нибудь (не дай Бог) кто-нибудь, типа Саакашвили, придёт к власти на Украине и начнёт подавлять инакомыслие Крыма с помощью залпового огня «Град», как в Южной Осетии… Но до этого, будем надеяться, не дойдёт. Мы должны бороться за то, чтобы Украина стала федеративным государством, тогда будет больше возможностей.

Вопросы читателей «СП», на которые Константин Затулин ответил письменно до интервью:

— Добрый день! Я гражданин РФ, пенсионер, проживаю в России. Мой сын 1977 года родился и проживает в Крыму, является гражданином Украины. Подскажите, как ему получить российское гражданство и оставить украинский паспорт. Анатолий.

— Уважаемый Анатолий, к сожалению, ваш сын, который является гражданином Украины, по действующему законодательству не имеет возможности принять российское гражданство, не отказавшись от украинского. Поправки в Федеральный закон «О гражданстве РФ», которые давали бы возможность соотечественникам принять российское гражданство, не выезжая из страны своего пребывания и не отказываясь от иного, имеющегося у них гражданства, внесенные мной в 2011 году, были отклонены новым составом Госдумы в феврале текущего года.

— Согласно федерального закона 179- фз от 23 июля 2010 года, моя внучка Бражникова Юля, согласно ст. 1 п.1 данного закона является моим потомком, и соответственно соотечественником, а ст. 11 п.1 данного закона предусматривает упрощенную форму получения гражданства. Она имеет вид на жительство в РФ, но является иностранным гражданином. Данные статьи закона не работают, так как нет механизма их действия. Что делать, и почему принимают законы, которые не работают? Татьяна Дмитриевна.

— Уважаемая Татьяна Дмитриевна, вы правильно отметили, что в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» соотечественники имеют право на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательными правовыми актами Российской Федерации в сфере гражданства.

Чтобы данная норма «заработала» необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон «О гражданстве РФ». Пока такие изменения не приняты. Поправки в Федеральный закон «О гражданстве РФ», которые давали бы возможность соотечественникам принять российское гражданство в упрощенном порядке, внесенные мной в 2011 году, были отклонены новым составом Госдумы в феврале текущего года.

В частном случае, если ваша внучка прибыла в Россию из Белоруссии, Казахстана или Киргизии, она имеет право воспользоваться имеющимся между Россией и этими государствами Соглашением об упрощенном приобретении гражданства, поскольку имеет близкого родственника (бабушку) — гражданку РФ и получила вид на жительство. В этом случае ей надо обратиться в орган ФМС по месту регистрации с заявлением на гражданство.

— Я гражданин РФ, временно живущий в Казахстане, жена русская, но гражданка РК. Хочу вернуться домой, обратился в консульство в Уральске, там сообщили, что гражданство РФ жене светит не ранее, чем через 3 года после переезда в РФ. И все это время она будет человек 2 сорта. Вопрос — будет ли когда-нибудь решен вопрос с упрощенной процедурой приобретения гражданства РФ для переселенцев в РФ, этнических русских? У них есть образование, специальности, знание русского языка и желание жить в России. Сергей Дубинин.

— Уважаемый Сергей, после переезда в Россию ваша жена для приобретения российского гражданства может воспользоваться Соглашением об упрощенном порядке приобретения гражданства, которое заключено между Россией. Казахстаном, Белоруссией и Киргизией. Документы на гражданство по данному соглашению она сможет подать сразу же после того, как получит вид на жительство. Если ваш брак имеет «стаж» более трех лет, она, получив вид на жительство, сможет подать документы на гражданство также на основании пункта «б» части 2 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве РФ», как супруга гражданина России.

В любом случае необходимо будет получить вид на жительство. На это потребуется как минимум два года. Сначала она должна будет получить разрешение на временное проживание (РВП). Заявление на РВП рассматривается три месяца после подачи документов. Прожив в РФ по РВП полгода, она получит право подать документы на получение вида на жительство (полгода уйдет на рассмотрение этих документов). Если через год после получения РВП у нее будет и вид на жительство, она будет иметь право подать документы на гражданство.

До 19 октября прошлого года для казахстанцев, имеющих близких родственников-граждан России, проживающих в России, была возможность подать документы на гражданство сразу же после постановки на миграционный учет по приезду в РФ (по Соглашению). Но Указом Президента РФ № 1391 от 19 октября 2011 года «О внесении изменения в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», эта возможность была аннулирована. Сейчас требуется получение вида на жительство.

Вопрос об упрощении процедуры принятия гражданства соотечественниками, к которым, конечно, относятся русские люди, необходимо решить. Я совершенно с вами согласен.

— Что вы думаете о статусе Каспийского моря, возможен ли военный конфликт в будущем?

— В августе 2002 г. после неудачного саммита «каспийской пятерки» в Ашхабаде Военно-морские Силы России, подразделения Федеральной пограничной службы, Внутренних войск, МЧС, ФСБ и Министерства транспорта РФ провели широкомасштабный сбор-поход Каспийской флотилии, а, по сути, настоящие крупномасштабные боевые учения на Каспийском море (КМ) — крупнейшие в регионе за последние 30 лет. В них, наряду с Россией, в качестве полноправного участника выступал и Казахстан. В учениях с российской стороны приняло участие более 10 тысяч человек, 60 кораблей и судов различного назначения, более 35 самолетов и вертолетов. С казахстанской стороны в маневрах участвовало тогда около трех тысяч военнослужащих.

Стоит отметить, что еще в 2002 г. появилась информация о том, что в ближайшие годы Россия планирует потратить на вооружение Каспийской флотилии более 300 млн долл. США, что сохранит и упрочит ее подавляющее превосходство над ВМС каспийских соседей. В 2010 г. в соединения Каспийской флотилии, которые базируются в Дагестане, были направлены все ракетные катера из Астрахани. Это было сделано для того, чтобы сформировать единую группу ракетных судов. В настоящий момент флотилию составляют две бригады — 73-я (Астрахань) и 106-я (Каспийск, Махачкала).

В мае 2011 г. стало известно, что Каспийская флотилия получит к 2020 г. не менее 16 единиц только по корабельному составу. В 2011—2012 гг. состав Каспийской флотилии пополнили два ракетных корабля — «Дагестан» и «Волгодонск» и три новейших десантных корабля. Из состава оперативно-стратегического командования «Юг» морякам до 2020 г. будут также переданы некоторые авиационные части. Кроме того, в арсенале Каспийской флотилии появятся и береговые ракетные комплексы «Бастион», которые способны уничтожать любые надводные цели сверхзвуковыми крылатыми ракетами «Яхонт» на дальности до 300 км.

В начале 2012 г. Каспийская флотилия получила первый из серии новых ракетно-артиллерийских кораблей типа «Буян-М» — «Град Свияжск». При этом не надо забывать о флагмане Каспийской флотилии — сторожевом корабле «Татарстан», зачисленном в состав ВМФ в 2002 г. Его ударный комплекс «Уран» способен на дальности в 130 км уничтожить любой объект противника от корабля до буровой платформы. Теоретически, даже не отходя от причальной стенки, флагман способен поразить любой объект более чем на четверти поверхности моря-озера.

За Россией — единственная водная артерия по которой можно перебросить на Каспий хоть что-то «крупнотоннажнее» катера — Волга. Серьезных судостроительных мощностей, технологий, кадров и т. д. кроме РФ на Каспии не имеет никто. На создание судостроения и, шире говоря, флота необходимы громадные ресурсы и долгие годы.

Не вызывает сомнений, что в среднесрочной перспективе сравниться (только по некоторым параметрам мощи) с Каспийской флотилией РФ теоретически смогут лишь подразделения ВМС Ирана. Поэтому трудно представить себе какой-то локальный военный конфликт на КМ. Только российский оборонный региональный потенциал (не говоря об экономике, финансах, политическом «весе») превосходит все вместе взятые военно-морские группировки четырех других стран Каспия.


Смотреть видео на: Youtube или Svpressa



Часть 1



Часть 2



Часть 3



Часть 4


Онлайн-трансляция:

Популярное в сети
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня