Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Миграционный урок от аравийских монархий

Сергей Балмасов о действительно эффективных методах сдерживания волны «переселения народов» в Россию

8621

О необходимости скорейшего решения миграционного кризиса в Европе заявляют практически все сколько-нибудь значимые там фигуры, включая Папу Римского Франциска, который ранее предлагал каждой европейской семье принять к себе по мигранту.

На этом фоне депутаты германского парламента грозят мигрантам высылкой за серьезные преступления, что вызывает среди них лишь смех.

Некоторые представители европейских политических элит предлагают пойти по пути «автоматической» интеграции путем предоставления им гражданства и всех соответствующих прав.

В этой связи вспоминаются и неоднократно озвученные ранее планы предоставить российское гражданство жителям республик, прежде входивших в состав СССР.

Все это свидетельствует о том, что миграционная проблема становится все более актуальной не только в отдельных европейских странах, но и в мире, и в том числе в России.

Бесконтрольная миграция несет в себе целый ряд угроз. Проникновение радикальных исламистов и способствование действиям международных преступных группировок — лишь некоторые из них.

Важной является и проблема вывоза капиталов. Так, по последним данным, только из Саудовской Аравии, на территории которой находится сопоставимое с Россией число мигрантов, за последние 20 лет они вывезли около 1.4 трлн долларов.

Кроме того, в России в последние годы происходило постепенное закрепление иностранцев в целом ряде трудовых отраслей, что в условиях нынешнего экономического кризиса вызывает опасения относительно усиления их конкуренции за рабочие места с коренными гражданами.

Как управляют миграцией арабские монархии

Между тем, изучение опыта миграционного регулирования арабских государств Персидского залива, столкнувшихся раньше других с этой проблемой, дает остальным странам пример, чтобы избежать ошибок.

Их представители, например, лишь смеются над неспособность европейцев обуздать «горстку бродяг, терроризирующих страны с мощными полицией, армией и спецслужбами». И действительно, со всеми мигрантами, приехавшими в Европу за последние 20 лет, их в процентном отношении от населения там насчитывается менее 10 процентов.

И при этом местная правоохранительная система демонстрирует полную беспомощность, тогда как власти стран Персидского залива успешно контролируют ситуацию, хотя там порой пропорции коренных и приезжих обратные. Например, в Катаре и Эмиратах местные граждане составляют от общей массы населения лишь около 10 процентов. Но при этом они справляются с ситуацией и быстро локализуют иногда возникающие конфликты с иностранцами.

В первую очередь — этому способствует принцип отстаивания интересов прежде всего своих граждан. Так, например, власти аравийских монархий не стесняются применять по отношению к нелегальным мигрантам жесткие меры, касающиеся их ареста и направления в специальные центры, откуда их потом депортируют. Причем срок пребывания в таких учреждениях, больше напоминающих тюрьмы, может длиться более месяца.

В ответ на неоднократно заявляемые претензии со стороны правозащитников (особенно западных) относительно жестокости применяемых к иностранцам законов представители властей аравийских монархий указывают на то, что такие подходы и помогают им держать ситуацию под контролем.

Нередко в случае принудительной депортации таких иностранцев все материальные затраты ложатся не на казну, как это происходит в России, а на самих мигрантов, которые нередко оказываются вынужденными отработать стоимость билета.

Тоже самое происходит и с нелегальными трудовыми мигрантами. И здесь ответственность с ними делит их «хозяин», предоставивший им неофициальную работу.

И трудовая миграция — особый разговор в плане регулирования потоков иностранцев на территорию аравийских монархий. Например, в отличие от России, куда въезд из многих советских союзных республик был практически бесконтрольным, в аравийских монархиях набор иностранцев для работы осуществляется строго по запросу работодателей, которые с этого момента отвечают за своих гастарбайтеров финансово и юридически. Это уменьшает вероятность того, что они останутся в чужой стране без средств к существованию.

Кроме того, в большинстве случаев время их пребывания в странах региона ограничивается 3.5 годами, после чего иностранец, не обладающий гражданством или видом на жительство конкретного государства, обязан покинуть его территорию.

В свою очередь, паспорт любой из аравийских стран можно получить лишь за особые заслуги и только после 10 — 20 лет непрерывного там пребывания. Их власти руководствуются тем, что получение гражданства необходимо реально заслужить. Что паспорт — это не просто «бумага», а высшая награда за особый вклад в их развитие и безопасность. Обычно оно предоставляется видным ученым и бизнесменам. В России же его все чаще раздают, по сути, просто так. А теперь этот вопрос может быть рассмотрен и в Европе.

И, наконец, сами работодатели в принимающих государствах обязаны предоставлять набираемым ими гастарбайтерам жилье. Обычно их расселяют в специальных лагерях (городках), расположенных отдельно от мест проживания коренных граждан ради удобства их доставки к местам работы. Одновременно это позволяет избежать различных недоразумений между людьми разной культуры.

Чтобы уменьшить последствия от усиления миграции, наиболее «продвинутые» государства региона (например, Катар) легализуют ее, что позволяет заметно оградить ее от криминала.

Это же дает возможность властям осуществлять более жесткий и эффективный контроль над прибывающими в страну иностранцами, не позволяя бесконтрольно вывозить из стран пребывания денег и одновременно взимать с них налоги и пополнять за их счет казну.

Одновременно это защищает самих гастарбайтеров от произвола со стороны работодателей и полиции, и дает им гарантии получения заработанных денег и оказания им в случае необходимости медицинской помощи.

Соответственно, это повышает на трудовом рынке стоимость их труда, что повышает конкурентоспособность местных граждан.

Регулировать миграцию лучше сообща

Еще один «урок» решения этой проблемы аравийскими монархиями — лучше с миграционными потоками справляться сообща, вырабатывая единую политику (например, касающуюся формирования единых списков нежелательных для пребывания мигрантов, отметившихся ранее правонарушениями), чего, например, до сих пор нет не только между странами ЕС, «перетасовывающими» друг другу нежелательных мигрантов, но и между Россией и Казахстаном. Это позволяет им отсечь от проникновения на их территорию нежелательных иностранцев.

Соответственно, «аравийский» опыт может быть использован и в других странах, что позволит избежать многих ошибок и обратить ту же трудовую миграцию на пользу всем — россиянам, государству и тем же гастарбайтерам.

Для этого необходимо должным образом проанализировать этот опыт, возможно, отобрав самые удачные примеры, которые могут быть рассмотрены и в других странах. Это особенно важно с учетом кризиса, затрагивающего социальную стабильность, политику, экономику и безопасность.


Автор — старший аналитик Центра изучения кризисного общества, эксперт РСМД и Института Ближнего Востока

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня