18+
воскресенье, 28 мая
Политика

Разборка с конкурентами под флагом борьбы с пьянством

Совет Федерации и депутаты Госдумы РФ требуют ужесточить контроль за продажей алкоголя. Вопрос: кому выгодно?

  
8

В России — очередная антиалкогольная кампания. 14 сентября спикер Совета Федерации Сергей Миронов, громко высказался о необходимости принятия действенных мер по борьбе с алкоголизмом.

«Формально с 1 сентября на всех привокзальных территориях продажа крепких спиртных напитков запрещена. На самом деле запрет соблюдается далеко не всеми администрациями вокзалов. Тем более, что начало очистки привокзальных площадей от ларечных торговцев перенесено на 1 октября, — резал правду-матку Миронов. Посему «власти должны проявить политическую волю и довести это начинание до конца».

В ходе своего пламенного выступления спикер родил, по крайней мере, два афоризма. Первый: массовая торговля спиртным повсюду «такой же драйвер алкоголизации, как пивная реклама». Второй — «Чем дальше бутылка от человека, тем трезвее нация».

Показательно, что на борьбу с алкоголем готовы дружно подняться и парламентарии. Депутаты Госдумы готовы вести уголовную ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним и запретить торговлю пивом в «местах массового скопления людей». Причем, пакет антиалкогольных законопроектов практически готов к внесению в Думу.

Почему чиновники, до сих пор проблему будто не замечавшие, вдруг рванули с места как по сигналу стартового пистолета, рассуждает президент Института национальной стратегии Станислав Белковский.

«СП»: — Станислав Александрович, чем на самом деле вызвано антиалкогольное обострение?

 — Никогда в истории России антиалкогольная кампания ни до чего хорошего не доводила. Мы знаем, что впервые в новейшей истории «сухой закон» был веден в 1914 году, незадолго до начала Первой мировой войны, которая привела к гибели Российской империи. Кроме того, все помнят антиалкогольную кампанию Горбачева, которая стала детонатором развала Советского Союза и дискредитацией союзной власти. Очень странно, что нынешнее российское руководство не может извлечь столь простых уроков из истории. Если говорить об истинных причинах такого рода законопроектов, они всегда лежат в конкуренции между крупнейшими субъектами рынка. В данном случае — алкогольного. У меня нет данных, кто именно лоббирует этот законопроект. Но вполне можно допустить, что крупнейшие российские производители алкоголя, близкие к властям, хотят с помощью такого рода актов ограничить присутствие на российском рынке крупных иностранных поставщиков. В том числе — поставщиков пива.

«СП»: — Наш алкогольный рынок как поделен?

 — Известно, что вскоре после прихода Владимира Путина к власти его ближайшие друзья заняли ключевые позиции на ряде алкогольных производств. В частности, на заводе «Кристалл», в государственной компании Росспиртпром, объединяющей нескольких производителей, в компаниях-дистрибьюторах алкоголя. На мой взгляд ясно, что цель нынешних мероприятий — ограничить конкуренцию на рынке, сделать ее слишком затратной для компаний, не находящихся в зоне влияния определенных фигур, или, тем более, компаний за пределами России.

«СП»: — А российская пивная отрасль?

 — Ясно, что на водочном рынке присутствие иностранных поставщиков минимально, поскольку все основные водочные бренды все же российские. Что же касается пива, за постсоветское время иностранные производители заняли достаточно большую часть пивного рынка, что не могло понравиться российским пивным компаниям, связанным с Кремлем личными и деловыми узами. Например, пивоваренной компании «Балтика». Ее глава Теймураз Боллоев является давним деловым партнером Владимира Путина, а недавно стал — в качестве доверенного лица Путина — главой корпорации «Олимпстрой». Это назначение свидетельствует, насколько тесны отношения премьера и этого бизнесмена. Я не хочу сказать, что все это замыкается на интересы «Балтики», но вся нынешняя кампания напоминает целенаправленное лоббирование интересов российских производителей пива в ущерб иностранным.

«СП»: — По поводу введения уголовной ответственности за продажу пива несовершеннолетним. Насколько это эффективная мера?

 — Очень трудно понять, как это контролировать. Тогда придется вернуться к идее, что каждый покупатель алкогольных напитков должен иметь при себе паспорт. А иначе, как определишь: совершеннолетний он или нет? Все это создаст дополнительные сложности в системе организации розничной торговли. Но, похоже, вдохновителей этой кампании данный вопрос не слишком волнует. Побочные лоббистские последствия проявятся позже. А сейчас им очень важно добиться решающих мер по переделу рынка.

«СП»: — Кроме передела рынка, кампания преследует пиар-цели? Дети и алкоголь — хорошее сочетание для социального пиара…

 — Не в России. Слишком отчетлив негативный опыт антиалкогольных кампаний, и слишком крепка народная память об этом опыте. Не думаю, что очередная борьба с алкоголизмом может кого-то воодушевить и мобилизовать.


Антиалкогольный пакет законов

«Единая Россия» подготовила проект поправок в Уголовный кодекс и в Кодекс об административных правонарушениях, ужесточающих наказание за продажу спиртного несовершеннолетним. Они предусматривают для продавца штраф в 50 тыс. руб. (сейчас — 20 тыс. руб.) либо 6 месяцев исправительных работ за продажу детям пива и штраф в 80 тыс. руб. (сейчас — 30 тыс. руб.) либо год исправительных работ за продажу любого другого алкоголя. Юридических лиц депутаты предлагают штрафовать до 100 тыс. руб., а то и вовсе приостанавливать деятельность торговой точки на 90 суток.

Правительство, безусловно, поддерживает инициативу ограничить потребление алкоголя, комментирует пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. Но не уточняет, какие именно идеи депутатов найдут поддержку. Все предложения сейчас находятся в стадии обсуждения экспертами.

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня