18+
пятница, 18 августа

День голосования после дня победы

Почему снова отложены выборы в народных республиках Донбасса

  
5600
Игорь Плотницкий, Александр Захарченко
Игорь Плотницкий, Александр Захарченко (Фото: Михаил Соколов/ ТАСС)

Местные выборы в народных республиках Донбасса вновь перенесены. В ЛНР, согласно указу главы республики Игоря Плотницкого, выборы перенесены на 24 апреля 2016-го. Глава ДНР Александр Захарченко заявил, что анонсированные ранее в республике местные выборы могут состояться не раньше следующего года.

«Украина перенесла рассмотрение изменений в Конституцию на следующую сессию — август, сентябрь. Потом три месяца на подготовку выборов, а это уже 31 декабря. Никто на новый год выборы не проводит, то есть это выборы на 2017 год», — заявил он.

В середине февраля представитель ЛНР на минских переговорах Владислав Дейнего говорил о том, что для проведения местных выборов в Донбассе Киеву необходимо осуществить конституционную реформу, на что может уйти полгода, а потом еще не меньше месяца будет потрачено на принятие закона о выборах, а потом 90 дней на подготовку.

Представитель Киева в контактной группе по урегулированию ситуации в Донбассе Роман Бессмертный и вовсе считает, что выборы в Донбассе могут состояться не ранее, чем через три года.

«Классическая формула в такой ситуации, как показывает опыт, от момента прекращения обстрелов до начала политического процесса — три года. Эти сроки возможно сократить. Но только при условии, что все участники процесса будут способствовать этому… Ситуация в данном случае очень сложная», — заявил Бессмертный в интервью интернет-изданию «Апостроф».

Напомним, что выборы в ДНР запланированы на 20 апреля.

Проведение местных выборов в самопровозглашенных республиках является одним из важнейших условий минских соглашений. Согласно договоренностям, выборы должны состояться по «украинскому закону», и должны сопровождаться конституционной реформой, оформляющей «особый статус Донбасса в составе Украины». Однако явное нежелание Киева выполнять взятые обязательства, а также разногласия по поводу спорной формулировки «украинский закон» и вопроса об участии в выборах украинских партий и освещения их украинскими СМИ вынудили лидеров ДНР и ЛНР самостоятельно провести выборы, которые были назначены на 28 октября и 1 ноября 2015 г. соответственно.

Это вызвало резкий протест в Киеве. По заявлению главы Украины Петра Порошенко, такое решение ставило под угрозу минский процесс. Выборы вызвали осуждение и у международных посредников, что заставило власти республик после парижского саммита «нормандской четверки» 2 октября 2015 г. согласиться на перенос выборов на февраль-апрель 2016 года при условии, что к этому моменту будет окончательно решен вопрос с условиями их проведения.

 — Не думаю, что это решение окончательное, — говорит политолог Роман Манекин.

 — Мне кажется, что оно связано с попытками поменять руководство в отдельных районах ДНР, в частности, в Горловке (где сильны позиции Безлера) и Ясиноватой («зона ответственности» Ходаковского). Республиканские власти ДНР хотели бы быть уверенными в исходе выборов. Что, разумеется, чрезвычайно важно в условиях, когда их результаты, скорее всего, будут признаны мировым сообществом, в то время, как результаты выборов 02 ноября 2014 года, посредством которых Захарченко и его команда пришли на политический Олимп ДНР, мировым сообществом не признаны.

Иначе говоря, политическим следствием местных выборов в ДНР может стать тотальное переформатирование власти. Власть — вещь серьезная. Ее никто и никогда не отдает без боя. Поэтому нынешним властям ДНР, на самом деле, есть, чего опасаться. Тем более, что «инструменты», которые они подготовили к предстоящим выборам в местные Советы, а именно политические движения «Свободный Донбасс», «Донецкая Народная Республика» и «Молодая Республика» вряд ли выдержат конкуренцию даже с организациями Павла Губарева и Андрея Пургина, не говоря уже о сторонниках Ходаковского и Безлера. Гарантировать победу Захарченко-Пушилину в ДНР сегодня может только Донецк Игоря Мартынова. В шахтерских поселках и малых городах ДНР победа Захарченко-Пушилина выглядит достаточно сомнительной.

Что касается украинских партий и лидеров, включая бывших «регионалов», то их перспективы в ДНР, мне кажется, максимально стремятся к нулю. Так что за выборы в ДНР еще придется побороться. Альтернативы, однако, не вижу: в выборах заинтересовано, прежде всего, население республики и в этой своей заинтересованности оно может опереться на известный пункт минского соглашения. Властям ДНР указанной стратегии противостоять будет трудно.

«СП»: — Захарченко считает, что выборы могут состояться не ранее следующего года. А как, по-вашему?

 — Не уверен, что команда Захарченко сумеет подготовится и к этому сроку. Поэтому выборы нужно проводить раньше. Полагаю, они будут проведены еще в этом году. Вопреки очередному мнению Захарченко.

«СП»: — Насколько эти выборы вообще важны в плане устойчивости молодой государственности республик?

 — Местные выборы — ключевой пункт в становлении донецкой государственности. Собственно, именно с них нужно было начинать весной-летом 2014 года. И, конечно, ни в коем случае, нельзя было проводить «выборы» республиканских органов власти без выборов местных. Все дальнейшие перекосы внутренней политики ДНР, имевшие место зимой-весной 2015 года, прямо и непосредственно, обусловлены упомянутым политическим решением.

Местные выборы — единственный способ превратить Донецкую Республику в подлинно народную. Человечество не придумало лучшего метода легитимации власти, чем выборы. Так что борьба предстоит серьезная, многоуровневая. Нам нужно в ней победить. Причем, мы ограничены политическим календарем Соединенных Штатов Америки: окончанием выборной гонки в Штатах, после завершения которой военные действия в Донбассе могут принять совсем иной характер. Так что выборы нужно проводить, полагаю. Не смотря на неудовольствие нынешних республиканских властей ДНР.

«СП»: — А не боится ли власть растерять и без того подорванный кредит доверия, постоянно перенося выборы, что выглядит как односторонняя уступка Киеву?

— Нынешняя власть нисколько не опирается на население. Собственно, это обстоятельство наглядно отображается в неопубликованных цифрах бюджета, который на 30% формируется за счет налогов и на 70% — из внешних поступлений. Разумеется, ни о какой «народности» и даже «самостоятельности» при таких обстоятельствах говорить не приходится. У нынешней власти отсутствует кредит доверия хотя бы потому, что выборы 2 ноября 2014 года проходили по спискам «партий», сформированных за две недели до дня «выборов», персональный состав которого был утвержден через две недели после выборов. Люди 2 ноября 2014 года действительно массово (я — тому свидетель) проголосовали ПРОТИВ Украины и за легитимацию власти. Не более того!

Нынешние власти Республики не имеют кредита доверия населения. Поэтому им, собственно, нечего терять. Другое дело, идея ДНР. Ее разделяют большинство населения республики. За ее реализацию в политической практике и идет, по существу, политическая борьба в ДНР во второй половине 2014 — 2015 году. Борьба эта далека от своего финала. Что касается уступок Киеву, то, мне кажется, в таком аспекту в ДНР никто не думает. Еще раз: Киев не имеет никаких шансов на победу на местных выборах в ДНР. Мы ждем здесь Турчинова, Ляшко, Порошенко, Тимошенко! Пожалуйста, приезжайте и пробуйте баллотироваться. Мы нуждаемся в этом. Чтобы политическая победа над представителями украинских националистических партий была очевидной и бесспорной. Полагаю, что на местных выборах в ДНР речь пойдет о совсем других вещах. Донбасс никогда больше не вернется на Украину. Между нами — кровь!

Начальник отдела политических исследований постсоветского пространства Института инновационного развития Алексей Албу на перспективы нынешних властей смотрит более оптимистично.

 — Находясь на территории Народных Республик и наблюдая за ситуацией изнутри — мне немного смешно читать о подорванном кредите доверия.

 — Да, есть некоторые проблемы в жизни республик, которые тяжело решить за короткий период времени, и это вызывает некоторое недовольство отдельных граждан, но как говорил Остап Бендер — скоро только кошки родятся!

В целом, кредит доверия к власти в ЛДНР очень высок, он заслужен непосредственным участием в боях за освобождение родного края от неофашистов, решительными действиями в критические моменты и каждодневной кропотливой работой. Перенос выборов связан со многими факторами, но главный — это желание остановить кровопролитие.

Мы должны понимать, что киевскому режиму нужна война. Они хотят её. Они не могут существовать без войны. И если дать им повод — то это только продлит жизнь украинскому неофашизму. С другой стороны, мы видим, что Украина трещит по швам, что украинская власть начала «сыпаться». В таких условиях перенос выборов является очень верным политическим решением.

«СП»: — Как далеко готовы власти ЛДНР пойти в уступках нежелающему идти на уступки Киеву? Где здесь красная черта?

 — Власти ЛДНР идут на уступки только тогда, когда это выгодно республикам. Решение о переносе выборов будет иметь положительные политические результаты для ЛДНР и очень негативные последствия для Украины.

«СП»: — Захарченко говорит о том, что, даже если все пойдет по плану, выборы можно проводить только в следующем году. Бессмертный и вовсе называет цифру в три года. Насколько эти расчеты реальны, по-вашему?

 — О сроках говорить очень тяжело, так как политическая ситуация меняется с каждым днём и то, что планируется сегодня может быть изменено в одночасье исходя из политических реалий будущего политического момента.

«СП»: — Есть такое мнение, что заключение минских соглашений для Киева стало способом избежать военного поражения. Если это так, какой сегодня Киеву резон оставаться в рамках минского процесса, ничего при этом не делая? Или он просто тянет время? Для чего?

 — Мнение о том, что украинская армия была близка к поражению — очень преувеличены. Украинская армия уже не та, которая была в апреле и мае 2014. Они значительно изменились.

Киев не просто тянет время, Киев загнан в определенные политические рамки, из которых он не может выйти. Порошенко не может сам объявить войну, ведь в таком случае виновником в срыве мирного урегулирования выступит именно украинская сторона. Украинская власть пытается использовать любую возможность для возобновления боевых действий, и проведение выборов — может служить основанием для приказа украинской армии идти в наступление.

Этого нельзя допустить.

«СП»: — Получается, что для Киева выгоднее замораживание конфликта, чем его разморозка на условиях «Минска». Верите ли вы, что при таком раскладе минские соглашения вообще будут выполнены, или нас ждет «приднестровизация» конфликта?

 — Киеву не выгодна заморозка конфликта, Киеву выгодна война — для мобилизации своих сторонников, для создания образа врага и консолидации всех реваншистов, для борьбы с инакомыслящими под предлогом борьбы с сепаратизмом, для получения помощи от других государств и различных международных организаций. Без войны киевский режим сгниёт изнутри. Нужно лишь немного времени.

 — Выборы в ДНР и ЛНР только прошли в конце 2014 года, — напоминает политолог Юрий Городненко.

 — Устраивать из региона, который до сих пор находится в состоянии войны, а минские соглашения — это не мир, а только перемирие, перманентную избирательную площадку просто абсурдно. К тому же любые выборы только тогда полезны, когда способствуют ротации элиты, приходу лиц, которые либо обладают большим опытом, либо свежими идеями и способностью их реализовывать. Но пока такого нет. Почему? Это связано со многими факторами. Один из них — нет пока четкого понимания, как должны развиваться сами республики. А соответственно остается открытым вопрос: опираться ли на свои кадры или же активно привлекать украинцев, в первую очередь из политэмиграции, или же взять четкий курс на интеграцию с российской политической элитой (т.е. часть руководящих должностей открыто передать гражданам РФ). Вот, собственно, говоря, те основные трудности, которые и «подвешивают» выборы в ЛДНР.

Хотя бы потому, что политическая система в ДНР и ЛНР только-только формируется.

«СП»: — В феврале полпред ДНР на переговорах в Минске Денис Пушилин заявил, что даты местных выборов в самопровозглашенных республиках являются условными. Может, тогда уж просто заявить о том, что выборы будут назначены тогда, когда появится компромисс с украинской стороной? Сколько еще можно переносить? Несолидно выглядит, мягко скажем…

 — С моей точки зрения, выборы необходимы, и будут в любом случае проведены досрочно, т.к., как это бывает в любые революционные периоды, в руководство ЛДНР попало немало случайных людей. Да и кадровый голод очень ощущается, т.к. многие прежние управленцы были тесно связаны с олигархатом. Только с отсутствием опытных кадров, которыми можно заменить ситуативно оказавшихся в руководстве ЛДНР людей, можно объяснить с задержкой выборов. Позиция Украины, по моему твердому убеждению, сегодня уже никакой роли не играет.

«СП»: — Общего понимания формулировки «в соответствие с украинским законом» так и нет. А будет ли она вообще когда-нибудь? «План Мореля» был компромиссом, но его так и похоронили…

 — Любой юрист знает, что право не существует само по себе, виртуально, отдельно от жизни. Оно должно отражать сложившиеся в обществе отношения. И политикам надо не «хотелки» хотеть, как говорил незабвенный Виктор Степанович Черномырдин, а признать, что по факту на Украине существует конфедерация, состоящая из ЛДНР с одной стороны, и подконтрольных Киеву территорий, с другой. И такая ситуация будет существовать до тех пор, пока либо Киев не возьмет под свой контроль территории народных республик, либо ДНР и ЛНР юридически не оформят свой выход из Украины. А пока реально сложилась конфедерация, то любой субъект конфедеративных отношений формирует свое законодательство. Законы, принятые в Донецке и Луганске точно такие же украинские, как принятые в Киеве. Просто они распространяются только на подконтрольную им территорию. Это с юридической точки зрения.

«СП»: — Насколько вообще важны эти выборы для укрепления внутренней легитимности властей народных республик? И насколько они целесообразны в условиях войны? Не проще ли властям взять и назначит новых руководителей? Ведь на уровне мэров городов именно такая практика используется…

— Если Донецк и Луганск провозгласили себя «народными республиками», то и выбирать органы власти должен народ.

«СП»: — А насколько они важны для разрешения конфликта? Ведь выборы глав республик прошли вопреки протестам, как Киева, так и международных посредников…

— С моей точки зрения, выборы нужны самим жителям Донбасса. Чтобы пришли люди, готовые организовать в ДНР и ЛНР достойную жизнь. А мнение так называемых «международных посредников», под которыми понимается Запад, или тем более Киева, нас меньше всего должно волновать.

СМИ2
24СМИ
Lentainform
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Лентаинформ
Медиаметрикс
Рамблер/новости
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня