День голосования после дня победы

Почему снова отложены выборы в народных республиках Донбасса

  
5600
Игорь Плотницкий, Александр Захарченко
Игорь Плотницкий, Александр Захарченко (Фото: Михаил Соколов/ ТАСС)

Местные выборы в народных республиках Донбасса вновь перенесены. В ЛНР, согласно указу главы республики Игоря Плотницкого, выборы перенесены на 24 апреля 2016-го. Глава ДНР Александр Захарченко заявил, что анонсированные ранее в республике местные выборы могут состояться не раньше следующего года.

«Украина перенесла рассмотрение изменений в Конституцию на следующую сессию — август, сентябрь. Потом три месяца на подготовку выборов, а это уже 31 декабря. Никто на новый год выборы не проводит, то есть это выборы на 2017 год», — заявил он.

В середине февраля представитель ЛНР на минских переговорах Владислав Дейнего говорил о том, что для проведения местных выборов в Донбассе Киеву необходимо осуществить конституционную реформу, на что может уйти полгода, а потом еще не меньше месяца будет потрачено на принятие закона о выборах, а потом 90 дней на подготовку.

Представитель Киева в контактной группе по урегулированию ситуации в Донбассе Роман Бессмертный и вовсе считает, что выборы в Донбассе могут состояться не ранее, чем через три года.

«Классическая формула в такой ситуации, как показывает опыт, от момента прекращения обстрелов до начала политического процесса — три года. Эти сроки возможно сократить. Но только при условии, что все участники процесса будут способствовать этому… Ситуация в данном случае очень сложная», — заявил Бессмертный в интервью интернет-изданию «Апостроф».

Напомним, что выборы в ДНР запланированы на 20 апреля.

Проведение местных выборов в самопровозглашенных республиках является одним из важнейших условий минских соглашений. Согласно договоренностям, выборы должны состояться по «украинскому закону», и должны сопровождаться конституционной реформой, оформляющей «особый статус Донбасса в составе Украины». Однако явное нежелание Киева выполнять взятые обязательства, а также разногласия по поводу спорной формулировки «украинский закон» и вопроса об участии в выборах украинских партий и освещения их украинскими СМИ вынудили лидеров ДНР и ЛНР самостоятельно провести выборы, которые были назначены на 28 октября и 1 ноября 2015 г. соответственно.

Это вызвало резкий протест в Киеве. По заявлению главы Украины Петра Порошенко, такое решение ставило под угрозу минский процесс. Выборы вызвали осуждение и у международных посредников, что заставило власти республик после парижского саммита «нормандской четверки» 2 октября 2015 г. согласиться на перенос выборов на февраль-апрель 2016 года при условии, что к этому моменту будет окончательно решен вопрос с условиями их проведения.

 — Не думаю, что это решение окончательное, — говорит политолог Роман Манекин.

 — Мне кажется, что оно связано с попытками поменять руководство в отдельных районах ДНР, в частности, в Горловке (где сильны позиции Безлера) и Ясиноватой («зона ответственности» Ходаковского). Республиканские власти ДНР хотели бы быть уверенными в исходе выборов. Что, разумеется, чрезвычайно важно в условиях, когда их результаты, скорее всего, будут признаны мировым сообществом, в то время, как результаты выборов 02 ноября 2014 года, посредством которых Захарченко и его команда пришли на политический Олимп ДНР, мировым сообществом не признаны.

Иначе говоря, политическим следствием местных выборов в ДНР может стать тотальное переформатирование власти. Власть — вещь серьезная. Ее никто и никогда не отдает без боя. Поэтому нынешним властям ДНР, на самом деле, есть, чего опасаться. Тем более, что «инструменты», которые они подготовили к предстоящим выборам в местные Советы, а именно политические движения «Свободный Донбасс», «Донецкая Народная Республика» и «Молодая Республика» вряд ли выдержат конкуренцию даже с организациями Павла Губарева и Андрея Пургина, не говоря уже о сторонниках Ходаковского и Безлера. Гарантировать победу Захарченко-Пушилину в ДНР сегодня может только Донецк Игоря Мартынова. В шахтерских поселках и малых городах ДНР победа Захарченко-Пушилина выглядит достаточно сомнительной.

Что касается украинских партий и лидеров, включая бывших «регионалов», то их перспективы в ДНР, мне кажется, максимально стремятся к нулю. Так что за выборы в ДНР еще придется побороться. Альтернативы, однако, не вижу: в выборах заинтересовано, прежде всего, население республики и в этой своей заинтересованности оно может опереться на известный пункт минского соглашения. Властям ДНР указанной стратегии противостоять будет трудно.

«СП»: — Захарченко считает, что выборы могут состояться не ранее следующего года. А как, по-вашему?

 — Не уверен, что команда Захарченко сумеет подготовится и к этому сроку. Поэтому выборы нужно проводить раньше. Полагаю, они будут проведены еще в этом году. Вопреки очередному мнению Захарченко.

«СП»: — Насколько эти выборы вообще важны в плане устойчивости молодой государственности республик?

 — Местные выборы — ключевой пункт в становлении донецкой государственности. Собственно, именно с них нужно было начинать весной-летом 2014 года. И, конечно, ни в коем случае, нельзя было проводить «выборы» республиканских органов власти без выборов местных. Все дальнейшие перекосы внутренней политики ДНР, имевшие место зимой-весной 2015 года, прямо и непосредственно, обусловлены упомянутым политическим решением.

Местные выборы — единственный способ превратить Донецкую Республику в подлинно народную. Человечество не придумало лучшего метода легитимации власти, чем выборы. Так что борьба предстоит серьезная, многоуровневая. Нам нужно в ней победить. Причем, мы ограничены политическим календарем Соединенных Штатов Америки: окончанием выборной гонки в Штатах, после завершения которой военные действия в Донбассе могут принять совсем иной характер. Так что выборы нужно проводить, полагаю. Не смотря на неудовольствие нынешних республиканских властей ДНР.

«СП»: — А не боится ли власть растерять и без того подорванный кредит доверия, постоянно перенося выборы, что выглядит как односторонняя уступка Киеву?

— Нынешняя власть нисколько не опирается на население. Собственно, это обстоятельство наглядно отображается в неопубликованных цифрах бюджета, который на 30% формируется за счет налогов и на 70% — из внешних поступлений. Разумеется, ни о какой «народности» и даже «самостоятельности» при таких обстоятельствах говорить не приходится. У нынешней власти отсутствует кредит доверия хотя бы потому, что выборы 2 ноября 2014 года проходили по спискам «партий», сформированных за две недели до дня «выборов», персональный состав которого был утвержден через две недели после выборов. Люди 2 ноября 2014 года действительно массово (я — тому свидетель) проголосовали ПРОТИВ Украины и за легитимацию власти. Не более того!

Нынешние власти Республики не имеют кредита доверия населения. Поэтому им, собственно, нечего терять. Другое дело, идея ДНР. Ее разделяют большинство населения республики. За ее реализацию в политической практике и идет, по существу, политическая борьба в ДНР во второй половине 2014 — 2015 году. Борьба эта далека от своего финала. Что касается уступок Киеву, то, мне кажется, в таком аспекту в ДНР никто не думает. Еще раз: Киев не имеет никаких шансов на победу на местных выборах в ДНР. Мы ждем здесь Турчинова, Ляшко, Порошенко, Тимошенко! Пожалуйста, приезжайте и пробуйте баллотироваться. Мы нуждаемся в этом. Чтобы политическая победа над представителями украинских националистических партий была очевидной и бесспорной. Полагаю, что на местных выборах в ДНР речь пойдет о совсем других вещах. Донбасс никогда больше не вернется на Украину. Между нами — кровь!

Начальник отдела политических исследований постсоветского пространства Института инновационного развития Алексей Албу на перспективы нынешних властей смотрит более оптимистично.

 — Находясь на территории Народных Республик и наблюдая за ситуацией изнутри — мне немного смешно читать о подорванном кредите доверия.

 — Да, есть некоторые проблемы в жизни республик, которые тяжело решить за короткий период времени, и это вызывает некоторое недовольство отдельных граждан, но как говорил Остап Бендер — скоро только кошки родятся!

В целом, кредит доверия к власти в ЛДНР очень высок, он заслужен непосредственным участием в боях за освобождение родного края от неофашистов, решительными действиями в критические моменты и каждодневной кропотливой работой. Перенос выборов связан со многими факторами, но главный — это желание остановить кровопролитие.

Мы должны понимать, что киевскому режиму нужна война. Они хотят её. Они не могут существовать без войны. И если дать им повод — то это только продлит жизнь украинскому неофашизму. С другой стороны, мы видим, что Украина трещит по швам, что украинская власть начала «сыпаться». В таких условиях перенос выборов является очень верным политическим решением.

«СП»: — Как далеко готовы власти ЛДНР пойти в уступках нежелающему идти на уступки Киеву? Где здесь красная черта?

 — Власти ЛДНР идут на уступки только тогда, когда это выгодно республикам. Решение о переносе выборов будет иметь положительные политические результаты для ЛДНР и очень негативные последствия для Украины.

«СП»: — Захарченко говорит о том, что, даже если все пойдет по плану, выборы можно проводить только в следующем году. Бессмертный и вовсе называет цифру в три года. Насколько эти расчеты реальны, по-вашему?

 — О сроках говорить очень тяжело, так как политическая ситуация меняется с каждым днём и то, что планируется сегодня может быть изменено в одночасье исходя из политических реалий будущего политического момента.

«СП»: — Есть такое мнение, что заключение минских соглашений для Киева стало способом избежать военного поражения. Если это так, какой сегодня Киеву резон оставаться в рамках минского процесса, ничего при этом не делая? Или он просто тянет время? Для чего?

 — Мнение о том, что украинская армия была близка к поражению — очень преувеличены. Украинская армия уже не та, которая была в апреле и мае 2014. Они значительно изменились.

Киев не просто тянет время, Киев загнан в определенные политические рамки, из которых он не может выйти. Порошенко не может сам объявить войну, ведь в таком случае виновником в срыве мирного урегулирования выступит именно украинская сторона. Украинская власть пытается использовать любую возможность для возобновления боевых действий, и проведение выборов — может служить основанием для приказа украинской армии идти в наступление.

Этого нельзя допустить.

«СП»: — Получается, что для Киева выгоднее замораживание конфликта, чем его разморозка на условиях «Минска». Верите ли вы, что при таком раскладе минские соглашения вообще будут выполнены, или нас ждет «приднестровизация» конфликта?

 — Киеву не выгодна заморозка конфликта, Киеву выгодна война — для мобилизации своих сторонников, для создания образа врага и консолидации всех реваншистов, для борьбы с инакомыслящими под предлогом борьбы с сепаратизмом, для получения помощи от других государств и различных международных организаций. Без войны киевский режим сгниёт изнутри. Нужно лишь немного времени.

 — Выборы в ДНР и ЛНР только прошли в конце 2014 года, — напоминает политолог Юрий Городненко.

 — Устраивать из региона, который до сих пор находится в состоянии войны, а минские соглашения — это не мир, а только перемирие, перманентную избирательную площадку просто абсурдно. К тому же любые выборы только тогда полезны, когда способствуют ротации элиты, приходу лиц, которые либо обладают большим опытом, либо свежими идеями и способностью их реализовывать. Но пока такого нет. Почему? Это связано со многими факторами. Один из них — нет пока четкого понимания, как должны развиваться сами республики. А соответственно остается открытым вопрос: опираться ли на свои кадры или же активно привлекать украинцев, в первую очередь из политэмиграции, или же взять четкий курс на интеграцию с российской политической элитой (т.е. часть руководящих должностей открыто передать гражданам РФ). Вот, собственно, говоря, те основные трудности, которые и «подвешивают» выборы в ЛДНР.

Хотя бы потому, что политическая система в ДНР и ЛНР только-только формируется.

«СП»: — В феврале полпред ДНР на переговорах в Минске Денис Пушилин заявил, что даты местных выборов в самопровозглашенных республиках являются условными. Может, тогда уж просто заявить о том, что выборы будут назначены тогда, когда появится компромисс с украинской стороной? Сколько еще можно переносить? Несолидно выглядит, мягко скажем…

 — С моей точки зрения, выборы необходимы, и будут в любом случае проведены досрочно, т.к., как это бывает в любые революционные периоды, в руководство ЛДНР попало немало случайных людей. Да и кадровый голод очень ощущается, т.к. многие прежние управленцы были тесно связаны с олигархатом. Только с отсутствием опытных кадров, которыми можно заменить ситуативно оказавшихся в руководстве ЛДНР людей, можно объяснить с задержкой выборов. Позиция Украины, по моему твердому убеждению, сегодня уже никакой роли не играет.

«СП»: — Общего понимания формулировки «в соответствие с украинским законом» так и нет. А будет ли она вообще когда-нибудь? «План Мореля» был компромиссом, но его так и похоронили…

 — Любой юрист знает, что право не существует само по себе, виртуально, отдельно от жизни. Оно должно отражать сложившиеся в обществе отношения. И политикам надо не «хотелки» хотеть, как говорил незабвенный Виктор Степанович Черномырдин, а признать, что по факту на Украине существует конфедерация, состоящая из ЛДНР с одной стороны, и подконтрольных Киеву территорий, с другой. И такая ситуация будет существовать до тех пор, пока либо Киев не возьмет под свой контроль территории народных республик, либо ДНР и ЛНР юридически не оформят свой выход из Украины. А пока реально сложилась конфедерация, то любой субъект конфедеративных отношений формирует свое законодательство. Законы, принятые в Донецке и Луганске точно такие же украинские, как принятые в Киеве. Просто они распространяются только на подконтрольную им территорию. Это с юридической точки зрения.

«СП»: — Насколько вообще важны эти выборы для укрепления внутренней легитимности властей народных республик? И насколько они целесообразны в условиях войны? Не проще ли властям взять и назначит новых руководителей? Ведь на уровне мэров городов именно такая практика используется…

— Если Донецк и Луганск провозгласили себя «народными республиками», то и выбирать органы власти должен народ.

«СП»: — А насколько они важны для разрешения конфликта? Ведь выборы глав республик прошли вопреки протестам, как Киева, так и международных посредников…

— С моей точки зрения, выборы нужны самим жителям Донбасса. Чтобы пришли люди, готовые организовать в ДНР и ЛНР достойную жизнь. А мнение так называемых «международных посредников», под которыми понимается Запад, или тем более Киева, нас меньше всего должно волновать.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня