Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Политика / Новости Украины
25 марта 2016 13:45

Как заставить Киев следовать Минским соглашениям?

Россия должна научиться управлять хаосом на Украине

20690

Для тех, кто внимательно следит за Минскими переговорами и ситуацией в Донбассе, не будет секретом, что встречи контактных групп, глав стран Нормандской четверки и министров иностранных дел этих стран в последнее время начинают напоминать день сурка. С одной стороны, между Россией, Францией и Германией сформировался некоторый консенсус по принципиальным вопросам, и представители республик демонстрируют намерение обеспечить условия для их выполнения. С другой — Украина продолжает саботировать процесс, выдвигая параллельно альтернативные проекты и предложения, выполнение которых вряд ли возможно. Так, на сегодня Киев практически затормозил процесс внесения изменений в Конституцию Украины и согласования местных выборов в Донбассе, а это принципиальные моменты Минска-2. Более того, на прошлой неделе Конституционный суд Украины признал законным перенос Верховной Радой рассмотрения конституционной реформы на следующую сессию, чем, по сути, создал прецедент, выдающий депутатам карт-бланш на новые и новые переносы. Также в воздухе висит вопрос о местных выборах в Донбассе, о готовности провести которые в июле этого года заявил недавно представитель ДНР в Минске Денис Пушилин. Между тем, Украина также не торопится с принятием согласованного закона о выборах, выдвигая невыполнимые условия. Помимо всего, в марте силами ВСУ было грубо нарушено перемирие в районе Ясиноватой, совершена попытка заблокировать автомобильное сообщение между Донецком и Луганском. О возможности скорой очередной эскалации конфликта в Донбассе заявили, в свою очередь, 23 марта по итогам двусторонних переговоров министр иностранных дел России Сергей Лавров и глава МИД ФРГ, действующий председатель ОБСЕ Франк-Вальтер Штайнмайер. Косвенно на это указывает исчезновение украинских наблюдателей на линии соприкосновения, а также зафиксированное ОБСЕ скопление там же военной техники ВСУ.

Таким образом, мы имеем готовые к диалогу народные республики Донбасса, Запад в лице Германии и Франции, проталкивающий необходимость соблюдения Минских соглашений, в частности, регулярно озвучивающий необходимость проведения местных выборов в Донбассе, последовательно настаивающую на необходимости соблюдения Минска-2 Москву и Украину, не скрывающую, что соблюдает условия договоренностей поскольку-постольку и готовую при случае выйти за их рамки. В этой ситуации актуальным остается вопрос о методах, которые может применить мировое сообщество и, в первую очередь, Россия, для того, чтобы, не нарушая Минских договоренностей, принудить Украину к их соблюдению. Либо, как минимум, предотвратить возможное наступление ВСУ.

Со стороны Запада инструментом давления является механизм международного кредитования. Помощник госсекретаря США Виктория Нуланд заявила о приостановке кредитования Украины со стороны США и МВФ по причине «политической нестабильности в стране». Логично было бы добавить к условиям возобновления выдачи кредитов не только преодоление противостояния между президентом Украины и кабинетом министров, но и беспрекословное выполнение своей части Минских договоренностей: проведение конституционной реформы и выборов в Донбассе. Только в 2015 году Украина получила 6.7 млрд. долларов от МВФ и 1 млрд. долларов от США. Для сравнения, примерный дефицит бюджета в этом году запланирован на 3.4 миллиарда долларов, то есть, почти на половину этой суммы, и дефицит может увеличиться, учитывая непрекращающееся падение экономики и возможный новый виток войны на Юго-Востоке. Таким образом, удар украинской власти по карману является эффективным рычагом давления на Киев.

Однако главным интересантом в мирном разрешении кризиса в Донбассе является все же Россия. Потому в этом контексте интереснее порассуждать о том, как может надавить на Украину наша страна. Потеря Донбасса для России сейчас означает сильный имиджевый и репутационный удар. Поскольку, во-первых, Минские соглашения были именно российским проектом выхода из кризиса, а во-вторых, Москва уже только официально, в виде гуманитарной помощи, вложила в народные республики, по приблизительным подсчетам, от 5 до 10 млн. долларов. Стагнация же конфликта означает, во-первых, управляемый хаос у границ России, который может использоваться в качестве инструмента внешнеполитического шантажа. Во-вторых, необходимость продолжать инвестировать как непосредственно в республики, так, например, и на содержание новых беженцев из Донбасса, большая часть которых отправится именно в Российскую Федерацию, то есть, дополнительную нагрузку на экономику.

Для начала стоит упомянуть, что Россия, так же, как и Запад, может использовать экономические рычаги давления. Так, недавний иск по трёхмиллиардному долгу Украины перед Россией, поданный в Лондонский суд компанией Law Debenture Trust от имени правительства РФ и Citibank, окончательно загоняет киевский режим в финансовый тупик, поскольку, согласно международным правилам кредитования, до вынесения судебного решения по этому иску любые официальные транши из-за рубежа для Порошенко и Ко оказываются блокированными, и они могут рассчитывать только на «чёрные» и «серые» схемы финансирования. Однако о скором финансовом крахе Украины говорят уже давно, но прогнозы эти не сбываются отчасти потому, что подобный срыв Украины в крутое пике не выгоден ни Брюсселю, ни Москве. В стране проживает около 44 миллионов человек, полный крах экономики, как минимум, означает поток беженцев в Россию и Европу, сравнимый по численности с миграцией из стран Ближнего Востока. Следовательно, необходимо искать также политические рычаги давления.

Первоочередной задачей для России, на данный момент является предотвращение возможного наступления ВСУ в Донбассе. Еще в прошлом году в медиапространстве начали обсуждать варианты возможной выдачи паспортов граждан Российской Федерации нуждающимся дончанам. Эта процедура абсолютно легальна с точки зрения международного права. К тому же она имеет прецедентную историю в виде аналогичной паспортизации граждан Абхазии, Южной Осетии и Крыма, а также выдачи венгерских и румынских паспортов на Украине. При этом, в случае нового витка агрессии ВСУ в Донбассе, речь будет идти уже не только об агрессии против русскоязычного населении Донбасса, но и о гарантированной 61 статьей Конституции РФ защите граждан России, оказавшихся за рубежом. Помимо грузино-осетинского конфликта 2008 года, аналогичный прецедент в мировой политике имел место в 1989 году, когда США мотивировали вторжение в Панаму необходимостью защиты 35 тысяч американских граждан, находящихся на территории этой страны.

Если же речь идет о среднесрочной перспективе, то тут Москве также необходимо начать перенимать американский внешнеполитический опыт. Не секрет, что для современной Украины характерен не только экономический, но и затянувшийся политический кризис. Президент страны Петр Порошенко не первую неделю не может найти кандидата на замену премьер-министру Арсению Яценюку. Бойцы территориальных батальонов, общее количество которых, по приблизительным данным, составляет от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч человек, и разношерстные националисты требуют отставки самого президента страны. Также требуют расширения полномочий представителей региональных элит. Например, глава Закарпатья Виктор Балога или тот же днепропетровский олигарх Борис Коломойский. Несмотря на то, что федеральные политики в Киеве постоянно декларируют намерение не допустить расширение полномочий регионов, реальные центробежные силы уже не остановить. Соединенные штаты, в свою очередь, инвестируют в различные политические силы, движения, организации по всему миру. Системная и несистемная оппозиции используются как рычаг давления на неудобные Штатам режимы. При этом от проамериканских политиков зачастую не ждут демонстративной верности западным идеологическим установкам. Ливийских исламистов, свергавших плечом к плечу с представителями «умеренной оппозиции» режим Муаммара Каддафи сложно назвать «прозападными либералами». Между тем, Штаты не стеснялись использовать их в те или иные периоды для достижения собственных целей. Аналогично и России стоит внимательней присмотреться не только к лояльному пророссийскому движению, находящемуся сейчас по причине политических репрессий в глубоком подполье, или Русинскому движению в Закарпатье, но и поискать договороспособных представителей нелояльных Порошенко парламентских фракций, группировок националистов или территориальных батальонов, не обращая внимания на их антироссийскую риторику. Умеренная игра с управляемым хаосом на территории самой Украины может в дальнейшем превратиться в эффективный инструмент по отвлечению внимания от Донбасса.

Последние новости
Цитаты
Вячеслав Поставнин

руководитель международного центра аналитических и практических исследований миграционных процессов

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Александр Михайлов

Член Совета по внешней оборонной политике, генерал-майор ФСБ в запасе

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня