Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Политика / Новости Украины
7 апреля 2016 19:28

Стандарты ОБСЕ от президента Украины

Киев вынуждает Европу играть по своим правилам

4419

Во время своего визита в США П. Порошенко неоднократно заявлял о необходимости привлечения к разрешению конфликта на Востоке Украины миротворцев ООН и полицейскую миссию ОБСЕ. Подоплека этой инициативы достаточно проста — украинский президент хочет, чтобы в Донбассе гибли граждане из других стран, и таким образом его проблема стала бы проблемой многих государств.

Идея П. Порошенко по привлечению в зону конфликта миротворцев ООН и полицейской миссии ОБСЕ базируется на убежденности президента Украины в том, что конфликт в Донбассе становится все менее актуальной проблемой для его партнеров в ЕС и США, поэтому и к его персоне интереса все меньше и меньше. Приостановка кредитования на фоне продолжающегося экономического кризиса заставляет П. Порошенко и его окружение искать все новые подходы и методы, чтобы фигурировать в международной повестке дня. В связи с этим была придумана концепция, которая базируется на утверждении, что никакие институциональные действия, прописанные в Минских соглашениях невозможны до тех пор пока происходят столкновения на линии разграничения. Тут важно отметить, что наблюдательная миссия ОБСЕ фиксирует нарушения режима «тишины» с обеих сторон. В этой связи инициативы украинского президента выглядят удивительно.

Начиная с января, одной из основных тем минских переговоров стала проблема проведения выборов на территориях ЛНР и ДНР. Относительно этого даже сложился определенный консенсус. Так, все стороны, подписавшие Минские соглашения, согласны с тем, что выборы должны пройти на основе компромиссных модальностей, закрепленных в отдельном законе Украины. Также до недавнего времени было ощущение, что и по срокам существует взаимопонимание, в частности, говорилось о выборах в ЛНР и ДНР в первой половине текущего года.

Но, понимая слабость своей позиции, П. Порошенко и его окружение уже традиционно начали манипулировать фактами и откровенно перевирать суть достигнутых соглашений. Инициативы, которые предлагаются президентом Украины и его командой, часто и вовсе нарушают нормы и стандарты ОБСЕ относительно выборов, но это мало их волнует.

С середины февраля на Украине была организована массовая пропагандистская кампания, зачинщиком которой стал экс-президент Украины, представитель Украины в Трехсторонней контактной группе по урегулированию ситуации в Донбассе Леонид Кучма, который заявил: «Каким образом мы должны обеспечить проведение местных выборов в Донбассе, когда постоянно происходят обстрелы, стычки, т.д.?».

Его поддержал заместитель председателя ЦИК Украины Андрей Магера: «Я не верю в то, что возможно проведение выборов не только в июне 2016 года, я сомневаюсь, что в июне 2017 можно будет их провести». Магере вторит генеральный директор Комитета избирателей Украины Алексей Кошель: «В ближайшее время провести выборы нереально». По мнению Кошеля, по оптимистическому сценарию выборы в Донбассе можно будет провести не раньше, чем через пять лет, а по пессимистическому — через десять лет и более.

С ними солидаризировались главы военно-гражданских Донецкой и Луганской областных администраций Георгий Тука и Павел Жебривский. Тука заявил: «Я и Павел Иванович (глава Донецкой ОВГА Павел Жебривский) с первого дня и до этого момента были противниками проведения выборов на территории Донецкой и Луганской областей. И, несмотря на любые пожелания, рекомендации, прежде всего наших западных партнеров, все равно мы оба остаемся сторонниками нецелесообразности проведения выборов. Рано». Через несколько дней Тука уже обозначил сроки — по его мнению, выборы по ту сторону линии разграничения можно будет провести только через пять лет после полного освобождения тех территорий от «российских гибридных войск».

Увидев отсутствие результата в изменении позиции представителей «нормандского формата» относительно выборов, официальный Киев переключился на новую тему, а именно: привлечение миротворцев ООН и полицейской миссии ОБСЕ, как залога безопасности проведения выборов (отметим, что эти позиции отсутствуют в Минских соглашениях и являются очередным измышлением украинской стороны).

Выступая на одном форуме в Вашингтоне, П. Порошенко в очередной раз дал новую интерпретацию относительно возможных выборов в Донбассе. По его мнению, выборы возможны:

«Если Россия имплементирует Минские соглашения и не будет манипулировать фразой «проведение местных выборов в соответствии с украинским законодательством и международными стандартами». Свободные и справедливые выборы означают, что выборы должны быть свободными и выборы должны быть справедливыми. Мы не можем допустить узаконивания оккупации Донбасса через избирательный фарс или русское понимание свободных и справедливых выборов, которое не имеет ничего общего с демократическими стандартами. У нас есть точные критерии ОБСЕ, которые определяют свободные и справедливые выборы. И эти выборы должны быть приняты во всем мире…

Если международное сообщество направит расширенную полицейскую миссию ОБСЕ для обеспечения безопасности до, во время и после выборов в Донбассе. Можете ли вы представить, чтобы кто-то проводил избирательную кампанию, когда на улицах находятся тысячи российских военных? И никто не имеет доступа к независимым СМИ, поскольку они просто не существуют на этой территории, как и независимая избирательная комиссия. И 1,75 миллиона украинцев, которые вынуждены были уехать из этих территорий, не имеют права голосовать. Мы никогда не признаем этот русский стандарт демократии…

Если мы начнем постепенное восстановление контроля над украино-российской границей".

Заявление вполне в духе П. Порошенко, только, видимо, он и не задумался, что подобными высказываниями попирает основополагающие нормы и стандарты ОБСЕ. Исходя из логики выступления, свободные и справедливые выборы в Донбассе, по мнению П. Порошенко, это такие выборы, на которых победят представители «Блока П. Порошенко», «Народного фронта» А. Яценюка и других политических сил, которые находятся у власти на Украине.

В случае, если победят представители нынешних политических элит ДНР и ЛНР, выборы можно признавать не справедливыми. Про тысячи российских военных Порошенко несколько слукавил, у него в голове, конечно, они есть, только вот по данным одной из наиболее авторитетных социологических компаний на Украине — КМИС, 78,1% жителей Донецка утверждают, что этих военных нет в их городе. Относительно СМИ, президент Украины опирается на свой личный опыт и знает, как функционирует его «5-й канал», с которым он никак не может расстаться, и, видимо, хочет сказать, что украинские СМИ в большинстве своем независимые.

Центральная избирательная комиссия Украины, по мнению П. Порошенко, также является эталоном справедливости и прозрачности. Относительно 1,75 млн., о которых говорит Порошенко, то, по различным источникам, на территории России находится аналогичное количество граждан, покинувших Донбасс, во многом благодаря нынешнему президенту. Ну и естественно, что Порошенко упомянул границу, хотя сам прекрасно знает алгоритм, записанный в Минских соглашениях относительно передачи её Украине.

Возвращаясь к стандартам ОБСЕ, следует отметить, что они базируются на следующих документах:

— Копенгагенский документ ОБСЕ 1990 года, пункты 5.7, 5.8 и 7.1.

— Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, статья 25.

— Замечание общего порядка № 25 Комитета ООН по правам человека 1997 года, пункты 1, 5 и 10

— Кодекс хорошей практики ВК 2002 года, раздел II.2.

В «Обзоре избирательного законодательства и практики государств-участников ОБСЕ» сказано: «То, каким образом правовая база структурирована, может иметь последствия для наличия или отсутствия эффективной возможности для реализации гражданами своих избирательных прав. Пункты 5.7, 5.8 и 7.1 Копенгагенского документа ОБСЕ 1990 года обязывают участвующие государства законодательно гарантировать соблюдение прав человека и основных свобод (в том числе тех, которые касаются выборов). Эти основные права включены в статью 25 МПГПП 1966 года и получили дальнейшее развитие в пункте 5 Замечания общего порядка № 25 КПЧ 1996 года. Международной хорошей практикой, в частности, Кодексом хорошей практики ВК 2002 года, рекомендуется, чтобы закон содержал четкие процедуры для проведения демократических выборов и все составляющие общей избирательной системы. Правовые основы выборов также должны быть описаны четко, последовательно и доступно. Наконец, законодательная база должна быть стабильной, с тем, чтобы обеспечить определенность для участников избирательного процесса. Кодекс хорошей практики ВК 2002 года рекомендует, что основные элементы закона о выборах не должны быть изменены менее чем за год до выборов».

В итоге получается, что П. Порошенко, говоря о стандартах ОБСЕ по выборам, даже толком не понимает, о чем говорит, а уже традиционно придумывает свои критерии и оценки, подменяя конкретные проблемы своими собственными домыслами.

Ведь, по сути, если рассмотреть основные нормы и стандарты ОБСЕ по выборам, получится, что как раз Украина занимает позицию, нарушающую их, и создает ситуацию, при которой выборы на основе норм и стандартов ОБСЕ становятся просто невозможными.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня