Во время своего визита в США П. Порошенко неоднократно заявлял о необходимости привлечения к разрешению конфликта на Востоке Украины миротворцев ООН и полицейскую миссию ОБСЕ. Подоплека этой инициативы достаточно проста — украинский президент хочет, чтобы в Донбассе гибли граждане из других стран, и таким образом его проблема стала бы проблемой многих государств.
Идея П. Порошенко по привлечению в зону конфликта миротворцев ООН и полицейской миссии ОБСЕ базируется на убежденности президента Украины в том, что конфликт в Донбассе становится все менее актуальной проблемой для его партнеров в ЕС и США, поэтому и к его персоне интереса все меньше и меньше. Приостановка кредитования на фоне продолжающегося экономического кризиса заставляет П. Порошенко и его окружение искать все новые подходы и методы, чтобы фигурировать в международной повестке дня. В связи с этим была придумана концепция, которая базируется на утверждении, что никакие институциональные действия, прописанные в Минских соглашениях невозможны до тех пор пока происходят столкновения на линии разграничения. Тут важно отметить, что наблюдательная миссия ОБСЕ фиксирует нарушения режима «тишины» с обеих сторон. В этой связи инициативы украинского президента выглядят удивительно.
Начиная с января, одной из основных тем минских переговоров стала проблема проведения выборов на территориях ЛНР и ДНР. Относительно этого даже сложился определенный консенсус. Так, все стороны, подписавшие Минские соглашения, согласны с тем, что выборы должны пройти на основе компромиссных модальностей, закрепленных в отдельном законе Украины. Также до недавнего времени было ощущение, что и по срокам существует взаимопонимание, в частности, говорилось о выборах в ЛНР и ДНР в первой половине текущего года.
Но, понимая слабость своей позиции, П. Порошенко и его окружение уже традиционно начали манипулировать фактами и откровенно перевирать суть достигнутых соглашений. Инициативы, которые предлагаются президентом Украины и его командой, часто и вовсе нарушают нормы и стандарты ОБСЕ относительно выборов, но это мало их волнует.
С середины февраля на Украине была организована массовая пропагандистская кампания, зачинщиком которой стал экс-президент Украины, представитель Украины в Трехсторонней контактной группе по урегулированию ситуации в Донбассе Леонид Кучма, который заявил: «Каким образом мы должны обеспечить проведение местных выборов в Донбассе, когда постоянно происходят обстрелы, стычки, т.д.?».
Его поддержал заместитель председателя ЦИК Украины Андрей Магера: «Я не верю в то, что возможно проведение выборов не только в июне 2016 года, я сомневаюсь, что в июне 2017 можно будет их провести». Магере вторит генеральный директор Комитета избирателей Украины Алексей Кошель: «В ближайшее время провести выборы нереально». По мнению Кошеля, по оптимистическому сценарию выборы в Донбассе можно будет провести не раньше, чем через пять лет, а по пессимистическому — через десять лет и более.
С ними солидаризировались главы военно-гражданских Донецкой и Луганской областных администраций Георгий Тука и Павел Жебривский. Тука заявил: «Я и Павел Иванович (глава Донецкой ОВГА Павел Жебривский) с первого дня и до этого момента были противниками проведения выборов на территории Донецкой и Луганской областей. И, несмотря на любые пожелания, рекомендации, прежде всего наших западных партнеров, все равно мы оба остаемся сторонниками нецелесообразности проведения выборов. Рано». Через несколько дней Тука уже обозначил сроки — по его мнению, выборы по ту сторону линии разграничения можно будет провести только через пять лет после полного освобождения тех территорий от «российских гибридных войск».
Увидев отсутствие результата в изменении позиции представителей «нормандского формата» относительно выборов, официальный Киев переключился на новую тему, а именно: привлечение миротворцев ООН и полицейской миссии ОБСЕ, как залога безопасности проведения выборов (отметим, что эти позиции отсутствуют в Минских соглашениях и являются очередным измышлением украинской стороны).
Выступая на одном форуме в Вашингтоне, П. Порошенко в очередной раз дал новую интерпретацию относительно возможных выборов в Донбассе. По его мнению, выборы возможны:
«Если Россия имплементирует Минские соглашения и не будет манипулировать фразой «проведение местных выборов в соответствии с украинским законодательством и международными стандартами». Свободные и справедливые выборы означают, что выборы должны быть свободными и выборы должны быть справедливыми. Мы не можем допустить узаконивания оккупации Донбасса через избирательный фарс или русское понимание свободных и справедливых выборов, которое не имеет ничего общего с демократическими стандартами. У нас есть точные критерии ОБСЕ, которые определяют свободные и справедливые выборы. И эти выборы должны быть приняты во всем мире…
Если международное сообщество направит расширенную полицейскую миссию ОБСЕ для обеспечения безопасности до, во время и после выборов в Донбассе. Можете ли вы представить, чтобы кто-то проводил избирательную кампанию, когда на улицах находятся тысячи российских военных? И никто не имеет доступа к независимым СМИ, поскольку они просто не существуют на этой территории, как и независимая избирательная комиссия. И 1,75 миллиона украинцев, которые вынуждены были уехать из этих территорий, не имеют права голосовать. Мы никогда не признаем этот русский стандарт демократии…
Если мы начнем постепенное восстановление контроля над украино-российской границей".
Заявление вполне в духе П. Порошенко, только, видимо, он и не задумался, что подобными высказываниями попирает основополагающие нормы и стандарты ОБСЕ. Исходя из логики выступления, свободные и справедливые выборы в Донбассе, по мнению П. Порошенко, это такие выборы, на которых победят представители «Блока П. Порошенко», «Народного фронта» А. Яценюка и других политических сил, которые находятся у власти на Украине.
В случае, если победят представители нынешних политических элит ДНР и ЛНР, выборы можно признавать не справедливыми. Про тысячи российских военных Порошенко несколько слукавил, у него в голове, конечно, они есть, только вот по данным одной из наиболее авторитетных социологических компаний на Украине — КМИС, 78,1% жителей Донецка утверждают, что этих военных нет в их городе. Относительно СМИ, президент Украины опирается на свой личный опыт и знает, как функционирует его «5-й канал», с которым он никак не может расстаться, и, видимо, хочет сказать, что украинские СМИ в большинстве своем независимые.
Центральная избирательная комиссия Украины, по мнению П. Порошенко, также является эталоном справедливости и прозрачности. Относительно 1,75 млн., о которых говорит Порошенко, то, по различным источникам, на территории России находится аналогичное количество граждан, покинувших Донбасс, во многом благодаря нынешнему президенту. Ну и естественно, что Порошенко упомянул границу, хотя сам прекрасно знает алгоритм, записанный в Минских соглашениях относительно передачи её Украине.
Возвращаясь к стандартам ОБСЕ, следует отметить, что они базируются на следующих документах:
— Копенгагенский документ ОБСЕ 1990 года, пункты 5.7, 5.8 и 7.1.
— Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, статья 25.
— Замечание общего порядка № 25 Комитета ООН по правам человека 1997 года, пункты 1, 5 и 10
— Кодекс хорошей практики ВК 2002 года, раздел II.2.
В «Обзоре избирательного законодательства и практики государств-участников ОБСЕ» сказано: «То, каким образом правовая база структурирована, может иметь последствия для наличия или отсутствия эффективной возможности для реализации гражданами своих избирательных прав. Пункты 5.7, 5.8 и 7.1 Копенгагенского документа ОБСЕ 1990 года обязывают участвующие государства законодательно гарантировать соблюдение прав человека и основных свобод (в том числе тех, которые касаются выборов). Эти основные права включены в статью 25 МПГПП 1966 года и получили дальнейшее развитие в пункте 5 Замечания общего порядка № 25 КПЧ 1996 года. Международной хорошей практикой, в частности, Кодексом хорошей практики ВК 2002 года, рекомендуется, чтобы закон содержал четкие процедуры для проведения демократических выборов и все составляющие общей избирательной системы. Правовые основы выборов также должны быть описаны четко, последовательно и доступно. Наконец, законодательная база должна быть стабильной, с тем, чтобы обеспечить определенность для участников избирательного процесса. Кодекс хорошей практики ВК 2002 года рекомендует, что основные элементы закона о выборах не должны быть изменены менее чем за год до выборов».
В итоге получается, что П. Порошенко, говоря о стандартах ОБСЕ по выборам, даже толком не понимает, о чем говорит, а уже традиционно придумывает свои критерии и оценки, подменяя конкретные проблемы своими собственными домыслами.
Ведь, по сути, если рассмотреть основные нормы и стандарты ОБСЕ по выборам, получится, что как раз Украина занимает позицию, нарушающую их, и создает ситуацию, при которой выборы на основе норм и стандартов ОБСЕ становятся просто невозможными.