18+
вторник, 17 января
Политика

Ирландия, Польша и Чехия играют на нервах Европы

Продвижение проекта «Евросоюз» оказалось под угрозой из-за маленьких, но «принципиальных»

  
4

В Ирландии проходит референдум по ратификации Лиссабонского договора о реформе ЕС (ЛД). От исхода голосования зависит, появятся ли у Евросоюза президент и министр иностранных дел, и продолжит ли расширяться блок.

В июне 2008 года ирландцы отвергли Лиссабонский договор: на референдуме против него высказались 53,4% избирателей, за — 46,6%. Последние социологические исследования позволили Дублину и остальным европейским столицам (за редким исключением) немного успокоиться. Лондонская Independent сообщает, что 55% респондентов поддерживают договор о реформе ЕС, 27% - против, а еще 18% пока не решили, как голосовать.

Кстати, Ирландия — не единственное препятствие на пути ратификации Лиссабонского договора. Проблемы возникли в Чехии и Польше, которые в свое время поддержали договор, но теперь хотят отыграть решение обратно.

Почему Лиссабонский договор так важен для Европы, рассуждает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.

«СП»: — Алексей Алексеевич, какие козыри даст договор ЕС?

 — Ирландия уже показала характер, отказавшись в свое время подписывать документы, которые бы ввели в действие евроконституцию. Последняя необходима Евросоюзу, чтобы нивелировать экономики стран, выправив ситуацию соответствующим образом.

«СП»: — Чего же ирландцы упираются?

 — Так называемые младшие страны Евросоюза подозревают, что старые члены ЕС, экономики которых серьезно влияют на весь инвестиционный климат в Европе, хотят таким образом подчинить мелкие национальные экономики, и чуть ли не создать новую колониальную систему. Это экономическая подкладка событий.

«СП»: — А политическая?

 — Политическая состоит в том, что есть страны, не заинтересованные в подписании европейской конституции, и вообще в развертывании проекта «Евросоюз». Прежде всего, это США, которые чувствуют, что у доллара растет очень серьезные конкурент — евро. Битва доллар — евро разворачивается как раз в таких мелких неприятных неожиданностях, связанных, например, с ирландским неподписанием.

Надо сказать, американские СМИ и лобби-группы, которые отстаивают интересы США, довольно эффективно действуют на европейском пространстве, и вносят разлад и раздор среди групп влияния Старого света, которые враждуют между собой не по-детски.

Помимо этого, существуют политические комплексы, которые свойственны малым национальностям, коими являются ирландцы, чехи, отчасти поляки — словом, страны, которые чувствуют свою ущербность в ЕС. Таким образом они доказывают свою значимость: мы сейчас проголосуем — Евросоюзу быть. А не проголосуем — не быть. В этой связи старые члены ЕС рассматривают такие «шалости» как детские. Но эти «шалости» имеют довольно серьезные экономические последствия. Поэтому вся Европа сейчас, действительно, довольно чувствительно относится к любым сомнениям относительно продвижения проекта «Евросоюз».

"СП": — Может ли ЕС подтолкнуть тех же ирландцев к нужному решению в ходе референдума?

 — Европейцы сами создали такую систему, что никакого реального воздействия на результаты голосования они не имеют. Нет механизма контроля. Потому что это — европейская демократия, со всеми вытекающими последствиями.

«СП»: — Польшу и Чехию удастся убедить действовать в нужном ключе?

 — Скорее всего, да, но для этого потребуются средства. Как известно, Польша и Чехия потеряли недавно ресурсы, которые они собирались сконцентрировать за счет размещения на своей территории элементов американской ПРО. Теперь у поляков и чехов возникла, так сказать, бюджетная дыра, которую необходимо залатать. Именно этим мотивируется такое непостоянство чешского и польского руководств.


Зачем ЕС Лиссабонский договор

ЛД содержит немало положений Конституции ЕС, проект которой в 2005 году забраковали на референдумах французы и голландцы. Его основная цель — сделать блок из 27 стран более сильным путем введения поста президента, который будет избираться на 2,5 года, должности министра иностранных дел, изменения процедуры принятия решений и расширения полномочий Европарламента.

Пока страны — члены союза по очереди в течение полугода возглавляли сообщество, и такая частая смена вызывала немало проблем как внутри блока, так и в его внешних отношениях. А наличие сразу трех политиков, отвечающих за иностранные дела — главы МИДа действующей страны — председателя Евросоюза, высокого представителя ЕС по вопросам внешней политики и безопасности, а также комиссара ЕС по внешним связям, — порой сбивает с толку.

Еще одно немаловажное новшество — расширение сфер, в которых страны-члены смогут принимать решения не единогласно, а квалифицированным большинством голосов (его должны поддержать 55% государств, население которых в совокупности составляет не менее 65% от общееэсовского). Принцип консенсуса уже не раз играл злую шутку с Россией — достаточно вспомнить, как Польша и Литва блокировали начало переговоров о новом базовом соглашении с Москвой.

Успех ирландского референдума, кажется, почти обеспечен. Многие избиратели поверили гарантиям Брюсселя, что ратификация договора не изменит нейтральный статус их страны и никто не собирается вводить воинскую повинность в «армию ЕС», не узаконит аборты в католическом обществе, не приведет к потере рабочих мест.

Популярное в сети
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Александров

Военно-политический эксперт

Борис Шмелев

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
НСН
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня