Протестное сознание дагестанцев

Часть вторая. «Феномен Болотной» и национальный вопрос

  
6065
Протестное сознание дагестанцев
Фото: Башир Алиев/ NewsTeam/ТАСС

Продолжение. Начало здесь.


В 2013 году нами было проведено социологическое исследование, где мы попытались определить протестные настроения по следующим срезам:

  1. Удовлетворенность работой депутатов;
  2. Отношение к тому, что на руководящую должность назначаются кандидаты по национальной принадлежности;
  3. Отношение к протестным акциям в российских городах против верховной власти и лично В.В.Путина;
  4. Возможность принять участие в митинге протеста против республиканской власти;
  5. Возможность принять участие в митинге протеста против городской власти.

Соц.опросом было охвачено около 500 человек в разных городах Дагестана. Что касается этнической окраски протеста то получены следующие результаты: среди аварцев очень низкий уровень удовлетворенности местной властью (а именно депутатами горсобрания) — на уровне от 4,7 до 10% от числа опрошенных. Также среди кумыков (протест которых регистрируется в реальной политике), уровень доверия к городским депутатам еще ниже: на уровне 3,2%. Причем 35,5% кумыков считают, что депутаты отстаивают свои узкополитические интересы, а 38,7% опрошенных этого народа считают, что депутатский мандат им нужен как статус, авторитет в обществе.

То есть, здесь складывается любопытная картина — народы Дагестана имеют скрытый протестный потенциал, но не спешат его проявлять. И склонны осмысливать требования, выдвигаемые в адрес власть имущих.

Здесь уместным будет понять, каково влияние протестных настроений на дагестанскую политическую культуру. Как нам известно, с осени 2011 года в России начался «феномен Болотной» — массовые акции протеста против фальсификации выборов в Москве и др. крупных городах. Начался протест с думских выборов и продолжился вплоть до президентских выборов весны 2012 года. Важно было понять цель, качество и силу влияния этих массовых (более 100 тыс. чел в Москве) выступлений т.н. креативного класса против власти на дагестанское сознание.

Читайте по теме

Так, 49,5% опрошенных высказываются против этих протестных акций. Потому что это ведет к развалу страны (20,9%), дестабилизации обстановки (15,8%), а 12,8% - и вообще равнодушны к этим заявлениям. 13,4% - затруднились ответить, то есть, возможно, плохо владеют темой и не интересуются политической ситуацией в Центральной России. Те, кто за эти выступления (Болотные) делают это, потому что против партии власти «Единой России» (1,9%), которая достаточно была демонизирована в СМИ и блогосфере, в частности оппозиционным политиком и блогером Алексеем Навальным. 9,9% опрошенных поддерживают все требования, а 22,7% не все требования. Причем в вопросе звучала фамилия Владимира Путина, президента РФ, к которому дагестанцы, судя по результатам выборов, питают особую любовь и пиетет.

У дагестанцев в целом эти протестные настроения — «феномен Болотной» — не находят поддержки. Не поддерживают эти акции протеста против российской власти и политики Путина, потому что это может привести к развалу страны — 16.3% аварцев, 26.8% даргинцев, 23.8% лезгин, 35.5% кумыков, 9, 4% лакцев, 14.8% - других.

Надо сказать, что в опросе за 2013 год дагестанцы проявили очень низкую протестную волю. Либо это говорит о подданическом (патерналистком) типе политической культуры, либо это связано с приходом к власти в феврале 2013 г. Рамазана Абдулатипова, с которым связаны определенные надежды дагестанского народа. Так, 55.8% аварцев, 33.9% даргинцев, 38.1% лезгин, 54.8% кумыков, 46.9% лакцев и 27.2% других народов не готовы выйти на митинг протеста против республиканской власти.

Что касается протеста против городских властей, то 7.0% аварцев, 17.9 даргинцев, 13.3% лезгин, 9.7% кумыков, 18.8% лакцев и 13.6% других народов поддержали бы митинг протеста. Зато 45.3% аварцев, 28.6% даргинцев, 24.8% лезгин, 41.9% кумыков, 34.4% лакцев и 17.3% других народов отказываются выйти на митинг протеста против городской власти. Хотя 29.1% аварцев, 35.7% даргинцев, 40.0% лезгин, 29.0% кумыков, 25.0% лакцев и 49.4% других народов могли бы выйти на акцию протеста в зависимости от выдвигаемых требований.

В протесте определенную немаловажную роль играет и национальный вопрос - очень острый в республике, особенно в сфере кадровой политики, поэтому интерес к нему, на наш взгляд, является серьезным показателем политических настроений и потенциальных возможностей к реакции и протестам, явным или скрытым. Так, 55,8% аварцев, 60,7% даргинцев, 61.9% лезгин, 61.3% кумыков, 81.3% лакцев и 56% - других национальностей отрицательно относятся к тому, что принимается во внимание национальность кандидата на руководящий пост. Однако, этот вопрос имеет «двойное дно». С одной стороны — дагестанцы против этноквотирования, с другой — против того, чтобы представители одной и той же национальности занимали посты на протяжении многих лет, особенно высший пост республики.

В социальном срезе протест выглядит следующим образом:

Студенчество исторически считается самым протестным электоратом, и здесь данные нашего социологического исследования таковы — 16.2% - поддерживают все требования Болотной, 18.9% - поддерживают, но не все требования, 0.9% - поддерживают только против партии «Единая Россия».

Из числа интеллигенции безусловно поддерживают протесты центральнороссийских городов лишь 3.2%, поддерживают только некоторые требования — 31.2% и исключительно против партии «ЕР» готовы выступить — 2.2%.

Рабочие в удельном весе в 35.3% поддерживают протест в Москве. Возможно предположить, что что роль рабочих все так же актуальна.

Что касается предпринимательства — то поддерживают Болотную оппозицию сравнительно небольшое количество предпринимателей — 10.0% - всецело, 20.0% - с некоторыми оговорками, будут щепетильно заглядывать в транспаранты и 5.0% - потому что Болотная ассоциируется с противлением партии власти — «Единой России».

Остаток процентных данных показывает, что дагестанцы в целом довольно прохладны к «феномену Болотной» и не выказывают сколь-нибудь серьезного вала поддержки. Потому что полагают что митинги и акции протеста в столице России могут привести к дестабилизации — 15.7% и даже развалу страны — 20.6%. Другие проявляют равнодушие (12.5%) или затрудняются что-либо сказать по данном у поводу (14.4%).

Что касается в целом ярких протестных настроений в отношении местной власти, то они, судя по результатам социологического исследования, тоже не на невысоком уровне. Так, лишь 7% опрошенных готовы безоговорочно поддержать акцию (митинг) протеста против республиканской власти. 40,4% - не поддержат его, а 40,1% могли бы поддержать такой митинг, в зависимости от выдвигаемых требований. То есть 47,1% могут быть потенциальными противниками республиканской власти (в случае выдвижения «верных» лозунгов).

10,7% затруднились ответить на этот вопрос и не определились, относятся ли они к протестным массам. Точно так же потенциально протестным электоратом можно считать и тех, кто может выступить против городской власти в своих городах, а таковых 50% (в зависимости от выдвигаемых требований, из них — 12,3% безоговорочно).

Как видим, протестный электорат колеблется на «экваторе» и перевалит ли он в сторону «против» или «за» зависит как от власти, так в некоторой степени и от нового уровня политической сознательности граждан (их политической культуры).

Дагестанское сообщество умеренно патриархально, аполитично, не видит смысла в организованном протесте, но тем не менее, в определенных условиях способно проявить и свою протестность (колеблющуюся), и стихийную активность. Тип политической культуры - стихийно-активистский. В целом же — патерналистский, при этом проявляющий, как недоверие к власти, так и апатию.

Читайте по теме

На внутренний стабильный фундамент дагестанского общества (демоса) (высокий потенциал обще-дагестанской идентичности, стремление к светскому государству и превалирование пророссийских настроений) накладываются внешние проявления терроризма, стихийных протестов, межнациональных столкновений, «завернутых» в земельные, кадровые и прочие социальные проблемы. Это может свидетельствовать о том, что протест дагестанского общества не направлен на гражданский раскол и противостояние как в Украине.

Дагестанский протест находится на большой пограничной полосе. Все может зависеть от качества и риторики протестного движения и акций. Пока таковых нет, общество не готово поддерживать протестные мероприятия.

Протест (пограничен конфликтным явлениям) дагестанского общества, тем не менее, весьма сложное социально-политическое явление и для его исследования необходим многолетний мониторинг и более глубокое исследование.


Автор — политолог, научный сотрудник Отдела социологии Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня