Политика / Евросоюз и Еврозона

Die Welt: «Сталин надругался над знамёнами Вермахта»

Журналист популярной в ФРГ газеты вступился за немецкие штандарты, брошенные к Мавзолею во время Парада Победы

  
15437
Die Welt: «Сталин надругался над знамёнами Вермахта»
Фото: Лоскутов/Фотохроника ТАСС

Ежедневная влиятельная (0,67 млн. читателей) газета Die Welt («Мир») распространяется не только по всей Германии, но и в 130 (!) странах на всех континентах. Позиционирует себя как «издание буржуазно-консервативного спектра с отчётливой рыночно-либеральной установкой». Пользуется популярностью у представителей немецкой бизнес-элиты; является одним из основателей европейского газетного альянса Leading European Newspaper Alliance, в который также входят испанская El Pais, итальянская La Repubblica, французская Le Figaro, бельгийская Le Soir и швейцарские Tages-Anzeiger и Tribune de Genève.

На прошлой неделе эта «буржуазно-консервативная», но в то же время и «рыночно-либеральная» газета в рубрике «Вторая Мировая война. Парад Победы 1945» под заголовком «Stalins spektakuläre Demütigung der Wehrmachtsfahnen» («Сталинское эффектное унижение знамён Вермахта») опубликовала статью своего ведущего редактора отдела современной истории и истории культуры Свена-Феликса Келлерхофа.

Статью предваряет знаменитая на весь мир фотография финального эпизода Парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве: советские солдаты бросают к подножью Мавзолея знамёна поверженных гитлеровских войск.

Снимок сопровождает текст: «Парад в июне 1945 года в Москве был срежиссирован как окончательное унижение Вермахта. Двести немецких штандартов были втоптаны в грязь. Некоторые из них незаслуженно».

И далее следует сама статья. В ней 45-летний профессиональный журналист с 23-летним опытом практической деятельности в ведущих немецких изданиях пишет следующее:

«С поверженным врагом можно обойтись двумя способами: с достоинством или с позором. Сохраняя достоинство побеждённому противнику, победитель думает, прежде всего, о времени после победы. Унижая его достоинство, победитель настолько упивается своим превосходством, что не утруждает себя подобными соображениями.

24 июня 1945 года на Красной Площади в Москве состоялся великий Парад Победы Красной армии. После того, как гитлеровская Германия развязала против своего бывшего союзника — СССР — беспрецедентно жестокую войну, в которой погибло более 25 миллионов солдат и гражданских лиц, для великодушия не осталось места. Уже в июле 1944 года Сталин, в нарушение военных законов, прогнал 55 000 пленных немецких солдат «триумфальным шествием» по улицам Москвы. Через год маршал Георгий Жуков, главный сталинский военачальник, сидя на белом коне, а прямо за ним и маршал Константин Рокоссовкий на вороном коне, открывали Парад на Красной площади.
Затем около 10 тысяч советских солдат всех родов войск прошли маршем по площади; за этим зрелищем, продолжавшимся около получаса, Сталин наблюдал из VIP-ложи Мавзолея. Кульминацией стало ритуальное унижение Вермахта, когда на землю было брошено 200 знамён побеждённого противника.

Откуда взялись эти знамёна и что с ними стало? Об этом рассказал Маттиас Уль из Германского исторического института в Москве: «Из Берлина и Дрездена для Парада было доставлено около 900 воинских знамён. 28 августа 1944 года Гитлер отдал приказ, вернуть с фронта знамёна всех воинских частей. Но многие из них всё же оказались в руках солдат наcтупающей Красной армии».
Для символического надругательства на Параде штандарты и знамёна были отобраны по форме и «красоте». Поэтому, по словам Маттиаса Уля, на Красную площадь попали порядка 20 воинских знамён других исторических периодов, в том числе два прусских кавалерийских штандарта 1860 и 1890 годов, а также знамя народного ополчения 1860-х годов. Очень многие штандарты, брошенные в грязь, не имели ничего общего с Вермахтом, а принадлежали различным формированиям нацистской партии.

В более поздних рассказах о Параде Победы 1945 года сообщалось, что нацистская символика была сожжены на костре. Если данный факт действительно имел место, то уж 200 штандартов в огонь не попали. Скорее всего, они в настоящее время находятся в Центральном музее Вооруженных сил в Москве; некоторые из них представлены в качестве экспонатов выставки, однако наибольшая их часть хранится в запасниках.
Первоначально в музее имелось около 500 трофейных знамён. Как пояснил один из сотрудников музея, в 1950-е и 1960-е годы более 100 из них были возвращены ГДР. Несколько десятков были отправлены в Болгарию и Польшу, а в 1990-е годы десяток флагов был отдан в один из музеев в Соединённых Штатах.
Парад Победы в 1945 году снимался кинооператорами и фотографами в основном на чёрно-белую пленку. Но оригиналы съёмок, в том числе и снимки известного военного фотокорреспондента советского времени Евгения Халдея, не были одобрены Сталиным — возможно, из-за проливного дождя во время Парада.
По этой причине Парад был проведён повторно специально для кинокамер и на этот раз снимался на цветную плёнку. «Сцену с флагами воспроизвели для съёмки не на Красной Площади, — рассказывает Уль, — а уже в музее Вооружённых сил»".

Свою статью Келлерхоф завершает таким пассажем:

«Эти кадры теперь доступны в Интернете и по ним можно составить собственное представление о том, как были унижены знамёна Вермахта».

Судя по числу комментариев (7) в интернет-версии этого выпуска Die Welt, статья Келлерхофа у «немецкой бизнес-элиты» интереса не вызвала. Но любопытна переписка читателя под ником Gregor O. с её автором:

Gregor O.: «Захватывать знамёна врага в качестве трофея было принято во все времена. Естественно, что не сумевший защитить свои знамёна поверженный был тем самым публично унижен. Но выставление на показ трофейных знамён — это было обычным ритуалом. И поскольку такой вид унижения основывается на взаимности, я не вижу в этом ничего исключительного».

Ответ Келлерхофа:

«Нет, это никто и не утверждает. Как сказано уже в первом абзаце: „С поверженным врагом можно обойтись двумя способами: с достоинством или с позором“. Было немало ситуаций, в которых мудрые, дальновидные деятели, стоявшие у руля государства, отказывались от унижения — например, Бисмарк в 1866 году (т. н. „Семинедельная“ австро-прусско-итальянская война. — С.Д.) или западные державы в отношении своих зон оккупации после 1945 года. И это были мудрые решения, считаем мы. Сталин же не был настолько мудр. Большего сказать нам нечего, все исторические детали, касающиеся событий, изложенных в нашей статье, можно найти в немецко — или англоязычной Сети».

Уже не первый год немецкие политики, не говоря уж о промышленниках, без устали твердят, что не видят для себя иного пути, как наладить отношения с Россией. И в то же время именно немецкие СМИ по числу негативных публикаций о России держат абсолютное первенство среди всех других стран Европы, достигнув уровня настоящей информационной войны. Причём они не только навязывают негативный образ России своей, немецкой общественности, но и оказывают давление на бизнес и политиков Германии.

Такой вердикт содержится в статье «Warum die deutschen Medien gegen Russland mit den Säbeln rasseln» («Почему немецкие СМИ бряцают саблями перед Россией»), опубликованной интернет-газетой Freie Welt («Свободный мир»; поддерживается берлинским Институтом стратегических исследований, политически близка либеральной Свободно-демократической партии).

«Пресса и телевидение ФРГ уже давно разоблачены как трансатлантическая машина пропаганды, для которой трансатлантические интересы и настроения в Вашингтоне важнее того, что думают в Берлине, — пишет Freie Welt. — В то время как канцлер Ангела Меркель и министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер озвучивают вполне умеренную критику в адрес российского президента Владимира Путина, газеты, новостные каналы и журналы пестрят резкими заголовками.

Если просмотреть статьи и публикации за последние три года, станет очевидным, что немецкие СМИ — это не рупор Федерального правительства, а средство внешнего давления на политиков и общественность в Германии. Так называемая четвёртая власть вместо того, чтобы разъяснять населению решения правительства, стала средством внешнего давления на народ и оппозицию, чтобы держать Германию на линии ЕС и НАТО.

Это происходит по многим причинам. Во-первых, СМИ должны подстраиваться под своих клиентов и спонсоров, а это в первую очередь не читатели и зрители, а рекламодатели и инвесторы. Важную роль также играют отношения, которые журналисты поддерживают с центрами власти. С одной стороны, эти отношения необходимы, чтобы получать инсайдерскую информацию, но при этом возникает и некая близость к политике и бизнесу. Раньше немецкие журналисты поддерживали тесную связь с властями и промышленниками Германии. Однако со временем работники СМИ всё чаще становятся членами различных трансатлантических организаций. Такие связи открывают возможности для карьерного роста, но накладывают и определённые обязательства.

Всё это так же неудивительно, как и то, что журналисты изданий Акселя Шпрингера (немецкий медиаконцерн Axel Springer SE является одним из крупнейших в Европе, выпускает свыше 150 газет и журналов в более чем 32 странах. — С.Д.) не вправе негативно отзываться о трансатлантических отношениях и союзниках США — такое обязательство журналисты подписывают при приёме на работу".

В качестве «смягчающего вину обстоятельства» Freie Welt завершает свой вердикт таким аргументом: «Не стоит забывать, как сильно немецкие СМИ в послевоенные годы зависели от благосклонности оккупационных властей. На начальном этапе федеральные СМИ и возникли как детище Запада против Советского Союза. От этого наследия не так просто отмахнуться».

Учитывая, что ведущий редактор отдела современной истории Свен-Феликс Келлерхоф работает в газете Die Welt, которая тоже принадлежит медиаконцерну Axel Springer SE, понятно, что и он подписывал обязательство «не писать хорошо о России», как назвал этот документ немецкий журналист Удо Ульфкотте (подробнее здесь). Но его-то — человека 1971 года рождения, какое гнетёт наследие послевоенных лет, что он в своём антироссийском рвении переплюнул даже бульварный Bild, глумившийся над российскими паралимпийцами?

Германия

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе

Среди общественно-политических изданий в русском сегменте интернета сайт «Свободной прессы» — один из лучших. Он очень удобно организован, разнообразен, часто обновляется. В статьях наблюдается оперативная и объективная критика действительности. Все это заставляет проявлять к изданию внимание, и подталкивает к сотрудничеству.

Хотелось бы, чтобы на площадке «Свободной прессы» были представлены самые разные мнения. Даже те, которые противоречат идеологической линии сайта. Я бы приветствовал еще и появление обзоров интересных научных материалов. Как сказал в 1957 году китайский лидер Мао Цзэдун, «пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ».

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня