Порошенко пустит поезда на Россию под откос

Украина перерезает железнодорожное пассажирское сообщение с восточным соседом

  
19882
Порошенко пустит поезда на Россию под откос
Фото: Владимир Синдеев/ТАСС

С 1 июля Украина прекращает железнодорожное пассажирское сообщение с Россией. Об этом сообщил «Коммерсант». По словам источника издания, близкого к правительству Украины, формальный повод для такого шага — нежелание «Российских железных дорог» (РЖД) «прекратить пассажирские перевозки в Россию из зоны АТО и, в частности, из Донецка, что нарушает суверенитет и территориальную целостность Украины». Сейчас, заметим, из Донецка в российский Таганрог курсирует электричка, билет на которую стоит 17 рублей.

Дело, понятно, не в электричке. И не в деньгах. Даже сегодня пассажиропоток железнодорожным транспортом между Украиной и Россией насчитывает почти 2 млн. человек в год — ездят, в основном, украинцы, работающие в России. И это очень выгодные для «незалежной» перевозки. По данным бывшего замминистра транспорта Украины Александра Кавы, все они совершаются составами украинского формирования, причем цены на них в четыре раза выше внутриукраинского тарифа.

Но Киев убытки в данном случае не волнуют, поскольку он зарабатывает политические очки. О готовящемся прекращении пассажирских перевозок заговорили сразу после введения Украиной новых антироссийских санкций на прошлой неделе, и прекращения перевозок грузовых. От последнего решения пострадали российские перевозчики: «СГ-транс», «Нефтетранссервис», Первая грузовая компания, Федеральная грузовая компания, «Промтрансинвест», «Рейл1520 Сервис», «Агрокомплекс», «Астон продукты питания и пищевые ингредиенты». Все они уходят из «незалежной», и тем самым дают Киеву повод поиграть мускулами.

Читайте также

Новые санкции и другие шаги, отгораживающие Украину от России, по мнению экспертов, лоббируют секретарь СНБО Александр Турчинов и спикер Верховной рады Андрей Парубий. Кроме того, резкие шаги в отношении Москвы находят поддержку в «Блоке Петра Порошенко» (БПП) — крупнейшей фракции украинского парламента. Там считают, что любое обострение отношений с Россией, будь то отключение соцсетей, прекращение железнодорожного сообщения или перспектива введения виз, поднимают рейтинг президента Петра Порошенко в глазах патриотически настроенного электората.

От отказа от пассажирских железнодорожных перевозок с Россией выигрывают немногие. Прежде всего, это так называемые маршруточники — частные предприниматели, осуществляющие автотранспортные перевозки в Россию из приграничных украинских городов: Чернигова, Харькова, Сум. Еще один выгодоприобретатель — белорусская авиакомпания «Белавиа», наладившая авиационное сообщение Украины с Россией через Минск после запрета украинскими властями прямых рейсов в октябре 2015 года. Сейчас компания якобы уже начала готовиться к увеличению пассажиропотока на направлении Москва-Минск-Киев, ставшем приоритетным.

Что на деле стоит за решением Киева, какими будут его последствия?

— У каждого третьего украинца есть родственные связи в России, — отмечает директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. — Остановка железнодорожного сообщения разорвать их, конечно, не сможет. Люди наверняка будут общаться через социальные сети, которые, уверен, будут работать на Украине несмотря на любые блокировки.

Но в целом, конечно, этот путь ведет к полному отгораживанию Украины от России. То, что он реализуется теперь, связано с новым пониманием руководством «незалежной» реальной ситуации. Сейчас, по-видимому, стало ясно окончательно и бесповоротно, что в отношениях РФ с этим руководством мосты сожжены.

Кремль дал ясно понять, что не воспринимает нынешнюю украинскую власть вообще никак. И вопрос только в том, будет ли Кремль предпринимать жесткие шаги в отношении этого руководства, создавая ему внутренние проблемы, или не будет.

Фактически, украинское руководство сейчас заинтересовано в том, чтобы спровоцировать Москву на резкие шаги. Спровоцировать, чтобы снова привлечь к Украине внимание США и Запада в целом, которое значительно ослабло, и вернуть ее в западную повестку дня. В том числе, по вопросам оказания финансовой и военной помощи.

«СП»: — Почему Кремль не хочет иметь дело с киевским режимом?

— Прежде всего потому, что Москва убедилась: у Петра Порошенко нет политического ресурса для того, чтобы о чем-то вообще договариваться. Порошенко, с точки зрения Кремля, — виртуальная фигура. Говоришь с ним или не говоришь — все равно он ничего сделать не может, или еще и не хочет. Поэтому Порошенко перестает быть партнером для переговоров, и поэтому, как я понимаю, президент РФ Владимир Путин в открытую называет нынешнюю украинскую власть нелегитимной, хотя раньше он такие выражения не использовал.

Россия формально признала киевскую власть, но в конце концов оказалось, что договориться с ней ни о чем нельзя. Причем, ведет себя эта власть по отношению к Москве чрезвычайно враждебно.

Как я понимаю, Россия пока не применяла реальных жестких мер против украинского руководства. Такие меры ударили бы в первую очередь не по «шоколадному королю», а по простым украинским гражданам. Москва, по-видимому, не считает это правильным.

«СП»: — Если Киев полностью перережет железнодорожное сообщение, Москва будет отвечать?

— Мне кажется, в ближайшие месяцы Россия никак отвечать не будет. Киев планирует, если верить СМИ, прервать пассажирское железнодорожное сообщение с 1 июля. А 6 июля в Гамбурге открывается саммит G20, и на нем, возможно, между Россией, США и ЕС будут достигнуты какие-то договоренности по Украине.

Да, шансы на это малы. Но исключить такую вероятность нельзя, и создавать препятствия для договоренностей, думаю, Москва не станет.

Вот когда — уже после 6 июля — станет ясно, что договориться ни о чем не получится (причем, не на текущий момент, а в среднесрочной перспективе), от Москвы можно ожидать ответные шаги.

Читайте также

Если Москва посчитает, что выполнить условия Запада она не может или не хочет, смысл занимать сдержанную позицию по отношению к Киеву пропадет, и Кремль сможет применить жесткие ответные меры. Он может, например, разорвать соглашения о поставках ТВЭЛ для украинских АЭС, или полностью прекратить поставки газа через территорию «незалежной».

На деле, у Москвы имеются колоссальные возможности, чтобы поставить Киев в очень сложное положение. И до сих пор она не задействовала их даже на 2 процента.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Дмитрий Журавлев
Дмитрий Журавлев

Я поздравляю коллектив, а так же всех читателей и зрителей «Свободной Прессы» с первым серьёзным юбилеем. Для хорошего эксперта интереснее всего хороший вопрос. И ваши журналисты такие вопросы мне задают постоянно. Я считаю ваше издание глубоким и разносторонним. Кроме того, мне важна социальная направленность «Свободной Прессы». Совсем немного в России СМИ, которые отстаивают не интересы элиты, а интересы простых людей, освещают их жизнь, поднимают острые социальные проблемы.
Надеюсь, что издание будет становиться всё популярнее, а я в свою очередь всегда открыт к сотрудничеству.

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня