Политика / Туризм

Грузия снова воюет с Россией

Битва идет за стремительно растущий турпоток, который приносит миллионы

  
37029
Самолет авиакомпании "Georgian Airways" (Грузинские авиалинии)
Самолет авиакомпании «Georgian Airways» (Грузинские авиалинии) (Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС)

Грузия и Россия опять поругались — на сей раз из-за взаимной отмены рейсов из Тбилиси в Москву. Грузинский национальный авиаперевозчик, Georgian Airways — Airzena, даже обвинил Россию в попытке полностью разрушить его бизнес. Заложниками бизнес-конфликта оказались рядовые пассажиры, купившие билеты на отмененные рейсы.

Боржоми разрешили, самолеты запретили?

Отношения Грузии и России после «пятидневной войны» 2008 года развиваются по синусоиде: резкое похолодание сменяется периодом «оттепели», потом — новый цикл. Уже более пяти лет, декабря 2012 года (когда президентом Грузии был еще Михаил Саакашвили) предпринимаются попытки восстановить дипломатические контакты: регулярно проводятся встречи специального представителя премьер-министра Грузии Зураба Абашидзе с заместителем главы МИД России Григорием Карасиным.

За пять лет работы в так называемом «женевском формате» двум дипломатам удалось добиться многого: в апреле 2013 года Россия официально открыла свой рынок для грузинской минеральной воды («Боржоми» и «Набеглави»), а в июне — для вина и коньяка. В мае 2014 года Россельхознадзор отменил торговое эмбарго для грузинских фруктов, овощей и ягод.

Читайте также

Также в сентябре 2014 года было восстановлено регулярное транспортное сообщение (еще в преддверии олимпиады Georgian Airways запустили чартерные рейсы между Сочи и Тбилиси).

Появление такого «коридора» благотворно сказалось на показателях грузинского турбизнеса: если в 2014 в Грузию въехало 532 тысячи российских туристов, то уже в 2015 году году эта цифра выросла до 651 тысячи, а в прошлом — до 742 тысяч. На грузинское направление сегодня приходится менее 5,5% туристов, которые отправляются в страны ближнего зарубежья (в 2016 году — более 14 млн. поездок).

В свою очередь, количество туристических поездок грузин в Россию на порядок меньше: в 2014 году — 43 тысячи, в 2015 году — 47 тысяч, а в прошлом — 65 тысяч. Главным ограничителем остается наличие визового режима, отмена которого позволила бы еще больше нарастить турпоток.

Впрочем, до этого еще далеко, учитывая, что сейчас отношения России и Грузии в очередной раз испортились. И, как ни парадоксально, именно из-за туристов.

«Зависли» две тысячи пассажиров

Еще в мае Агентство гражданской авиации Грузии запретило авиакомпании «Уральские авиалинии» совершать четыре прямых рейса в Тбилиси из московского аэропорта «Жуковский». Дело в том, что это направление является не рыночным, а квотируемым.

В 2014 году, когда возобновилось авиационное сообщение между двумя странами, было оговорено, что российские и грузинские авиакомпании будут летать на паритетной основе — по 14 рейсов в неделю. И позднее именно размер квоты не раз становился поводом для скандалов.

В частности, национальный грузинский перевозчик, Georgian Airways — Airzena, добился (пусть и временно) сокращения лимита до 10 рейсов в неделю. Грузинская сторона обвиняла «Аэрофлот» и «Победу» в ценовом демпинге на направлении в Тбилиси, а также отказалась допускать на это популярное направление авиакомпанию «Трансаэро».

Сейчас же в Тбилиси из России летают «Аэрофлот», «Сибирь» (S7), Pegasus, Ural Airlines, а с прошлого ноября — еще и лоукостер «Победа». Видимо, в Грузии посчитали, что рейсов слишком много, что ударяет по бизнесу национального перевозчика, и отказались согласовывать новые рейсы из «Жуковского».

Реакция Росавиации не заставила себя ждать: в пятницу гендиректор авиакомпании Georgian Airways — Airzena Гиви Давиташвили заявил, что Россия упразднила четыре рейса «Тбилиси — Москва» (из 21 существующего в сетке перевозчика).

«Российские авиакомпании выполняют 26 рейсов из Москвы в Тбилиси, а грузинская будет выполнять 17 рейсов и только по будним дням. К тому же нас никто не предупредил заранее», — заявил Давиташвили в эфире телеканала «Рустави 2». По его словам, это приведет к серьезным финансовым потерям для его компании, поскольку на упраздненные рейсы либо уже куплены, либо зарезервированы более двух тысяч билетов.

Напомним, что сегодня Georgian Airways — Airzena регулярно совершает рейсы в Москву, Санкт-Петербург и Сочи. 2 июня должен был состояться первый рейс в Тбилиси из Казани, но разрешение в последний момент отменили авиационные власти России. Причем об отмене рейса и представители Georgian Airways, и сами пассажиры узнали буквально за полдня до отправления самолета. Люди, купившие билеты, были вынуждены летать в Тбилиси через Москву.

«Никакой политики искать не стоит»

Крайне жестким высказыванием отметился владелец авиакомпании Тамаз Гайашвили: «Россия, которая проводит захватническую политику на наших границах, шаг за шагом продвигаясь все дальше, такую же точно политику проводит и в сфере авиации, шаг за шагом стремясь уничтожить нашу авиацию».

Авиакомпания Georgian Airways — Airzena сообщила, что официально обратилась в Министерство экономики и устойчивого развития Грузии с просьбой помочь разрешить спорную ситуацию с частичной отменой рейсов. Однако министерство на эти просьбы никак не отреагировало.

Действительно ли стоит искать в решении Росавиации политическую подоплеку? Этот вопрос «Свободная пресса» задала журналисту и аналитику по южнокавказской тематике Антону Кривенюку.

— Взаимоотношения двух стран неизбежно сильно политизированы, и это в любом случае будет являться проблемой для всего комплекса процессов, которые происходят в экономическом взаимодействии двух стран.

Проблема с взаимной отменой рейсов, на мой взгляд, абсолютно рядовая, технологическая, такого рода вопросы решаются вне паблика, обычно об этом мало кто знает. Но уже тот факт, что речь идет о полетах между Грузией и Россией создает дополнительный резонанс.

Читайте также

«СП»: — Как вы полагаете, не случайно этот вопрос приобрел такую остроту именно в разгар туристического сезона? Ведь Грузия заявляет, что ее пассажиропоток в этом году вырос почти в полтора раза.

— Я не специалист, чтобы говорить о том, кто кого переиграл в этой истории. Но тот факт, что подобная ситуация происходит в разгар туристического сезона, а грузинское направление — один из лидеров по посещаемости россиян, говорит о том, что, наверное, это война за растущий пассажиропоток.

«СП»: — Не получится ли так, что пассажиров, которые не сумели улететь в Грузию, «перехватит» Абхазия?

— Турист в Абхазию и Грузию едет совершенно разный. В Абхазии львиная доля турпотока — это люди на автомобилях из близлежащих регионов, или шире, из центра России, Поволжья. В Грузию все-таки больше летают, а не ездят: это Москва, Питер, другие большие города.

Да и основная туристическая ниша разная. Отдых на море, как в Абхазии, в Грузии не первичен — в основном, это история, кухня, горы. Это страна для людей, кто любит вкусно поесть, покататься по красивым местам. И за счет такого туриста Грузия, конечно, сильно и вырвалась вперед.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня