Политика

Члены НАТО решили пощекотать нервы Кремлю

Демарш Канады ставит под угрозу срыва проведение ближайшего заседания Совета Россия-НАТО

  
16

Заседание Совета Россия-НАТО на министерском уровне, запланированное на 4 декабря, может не состояться. Российский постпред при НАТО Дмитрий Рогозин сообщил, что представитель Канады заблокировал все документы, готовящиеся к министерскому заседанию СРН. Сам Рогозин не считает, что из-за демарша канадского представителя есть смысл отменять намеченное на 4 декабря заседание Совета Россия-НАТО. Напомним, главным вопросом запланированного заседания на уровне министров иностранных дел — первой формальной встречи глав МИД после конфликта в Южной Осетии — должна стать «дорожная карта» по развитию российско-натовского сотрудничества.

Какие последствия будет иметь демарш, рассуждает гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.

«СП»: — Дмитрий Иванович, в каком сейчас состоянии наши отношения с НАТО?

 — Конфликт в Южной Осетии радикально ухудшил отношения между Россией и НАТО. Но, вместе с тем, те изменения, которые произошли в мировой политике, которые произошли после избрания президентом США Барака Обамы, и провозглашения курса «перезагрузки», меняют ситуацию.

«СП»: — То есть, можно сказать, что имеется некоторое потепление?

 — Да. Вопрос заключается в том, насколько технологичными будут представители договаривающихся сторон. Я думаю, диалог неизбежен. Тем более, ситуация в мире иная, чем была в 2008 году, и готовность к переговорному процессу в России есть. Но при этом надо понимать, что, как и прежде, Россия будет отстаивать свои интересы.

«СП»: — Какие, например?

 — Как и прежде для нас некоторые решения — например, размещение систем американской ПРО в третьем позиционном районе — по-прежнему неприемлемы. Россия готова, как мне представляется, вести диалог по очень широкому спектру проблем, в том числе по допуску наблюдателей из разного рода общественных структур в Южную Осетию. Но при этом надо понимать, что есть ограничения на этом пути.

«СП»: — На неформальном заседании СРН на уровне министров иностранных дел в конце июня этого года на греческом острове Корфу Россия и НАТО договорились возобновить сотрудничество в сфере безопасности, замороженное после августовских событий на Северном Кавказе. Что конкретно имеется в виду?

 — Сфера безопасности — достаточно широкая тема. Сюда, безусловно, относится Афганистан, система ПРО, обычные вооружения в Европе.

«СП»: — Если заседание 4 декабря сорвется, это фатально?

 — Я думаю, ничего фатального в этой ситуации нет. Стороны обречены на диалог. У них есть общие интересы в сфере безопасности, есть понимание, что Россия имеет четкую зону ответственности. Так что диалог — вне технических или даже политических причин — будет продолжаться.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Михаил Виноградов, политолог, руководитель Фонда «Петербургская политика»:

 — Отношения Россия — НАТО сегодня интересны как общий индикатор отношения России и ее западных партнеров. Каких-то вопросов, которые нужно решать в срочном порядке с НАТО, сейчас нет. В целом этот индикатор показывает, что хотя присутствует определенная разрядка напряженности, которая была после войны в Абхазии и Южной Осетии, тем не менее, говорить, что осадок рассосался, не приходится.

ЗАЧЕМ СОЗДАН СОВЕТ РОССИЯ-НАТО

Совет Россия-НАТО (СРН) был учрежден 28 мая 2002 года на встрече на высшем уровне Россия-НАТО в Риме. Он пришел на смену Совместному постоянному совету (СПС) — форуму для консультаций и сотрудничества, созданному в соответствии с Основополагающим актом Россия-НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности 1997 года, который остается официальной основой отношений Россия-НАТО.

На заседаниях Совета Россия и государства-члены НАТО встречаются на равных в формате «29», вместо двустороннего формата «НАТО+1», существовавшего при СПС.

СРН был учрежден в соответствии с Римской декларацией 2002 года «Отношения Россия-НАТО: новое качество», основанной на целях и принципах Основополагающего акта 1997 года. СРН призван служить главной структурой и форумом для продвижения вперед взаимоотношений между Россией и НАТО.

Согласно Римской декларации Россия и государства-члены НАТО работают в качестве равноправных партнеров в областях, представляющих взаимный интерес в рамках СРН. Совет Россия-НАТО является механизмом для проведения консультаций, достижения консенсуса, сотрудничества, выработки совместных решений и действий по целому ряду вопросов безопасности в Евроатлантическом регионе.

Члены СРН, действуя в национальном качестве и в соответствии со своими коллективными обязательствами, принимают совместные решения и несут коллективную ответственность, индивидуально и совместно, за их выполнение.

Работа в рамках Совета Россия-НАТО сосредоточена на всех тех направлениях Основополагающего акта, которые представляют собой взаимный интерес. Активизируется сотрудничество в ряде ключевых областей, включающих в себя борьбу с терроризмом, антикризисное регулирование, нераспространение, контроль над вооружениями и меры по укреплению доверия, противоракетную оборону театра военных действий, тыловое обеспечение, военное сотрудничество, военную реформу и гражданские чрезвычайные ситуации. В программу деятельности Совета Россия-НАТО, по взаимному согласию его членов, могут быть включены новые направления.

Заседания СРН на уровне послов и военных представителей проводятся под председательством Генерального секретаря НАТО не реже одного раза в месяц; дважды в год — на уровне министров иностранных дел, министров обороны и начальников генеральных штабов; и, по мере возможности ‑ на уровне глав государств и правительств.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Самуйлов

Политолог, кандидат исторических наук

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня