18+
воскресенье, 28 мая
Политика

Члены НАТО решили пощекотать нервы Кремлю

Демарш Канады ставит под угрозу срыва проведение ближайшего заседания Совета Россия-НАТО

  
14

Заседание Совета Россия-НАТО на министерском уровне, запланированное на 4 декабря, может не состояться. Российский постпред при НАТО Дмитрий Рогозин сообщил, что представитель Канады заблокировал все документы, готовящиеся к министерскому заседанию СРН. Сам Рогозин не считает, что из-за демарша канадского представителя есть смысл отменять намеченное на 4 декабря заседание Совета Россия-НАТО. Напомним, главным вопросом запланированного заседания на уровне министров иностранных дел — первой формальной встречи глав МИД после конфликта в Южной Осетии — должна стать «дорожная карта» по развитию российско-натовского сотрудничества.

Какие последствия будет иметь демарш, рассуждает гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.

«СП»: — Дмитрий Иванович, в каком сейчас состоянии наши отношения с НАТО?

 — Конфликт в Южной Осетии радикально ухудшил отношения между Россией и НАТО. Но, вместе с тем, те изменения, которые произошли в мировой политике, которые произошли после избрания президентом США Барака Обамы, и провозглашения курса «перезагрузки», меняют ситуацию.

«СП»: — То есть, можно сказать, что имеется некоторое потепление?

 — Да. Вопрос заключается в том, насколько технологичными будут представители договаривающихся сторон. Я думаю, диалог неизбежен. Тем более, ситуация в мире иная, чем была в 2008 году, и готовность к переговорному процессу в России есть. Но при этом надо понимать, что, как и прежде, Россия будет отстаивать свои интересы.

«СП»: — Какие, например?

 — Как и прежде для нас некоторые решения — например, размещение систем американской ПРО в третьем позиционном районе — по-прежнему неприемлемы. Россия готова, как мне представляется, вести диалог по очень широкому спектру проблем, в том числе по допуску наблюдателей из разного рода общественных структур в Южную Осетию. Но при этом надо понимать, что есть ограничения на этом пути.

«СП»: — На неформальном заседании СРН на уровне министров иностранных дел в конце июня этого года на греческом острове Корфу Россия и НАТО договорились возобновить сотрудничество в сфере безопасности, замороженное после августовских событий на Северном Кавказе. Что конкретно имеется в виду?

 — Сфера безопасности — достаточно широкая тема. Сюда, безусловно, относится Афганистан, система ПРО, обычные вооружения в Европе.

«СП»: — Если заседание 4 декабря сорвется, это фатально?

 — Я думаю, ничего фатального в этой ситуации нет. Стороны обречены на диалог. У них есть общие интересы в сфере безопасности, есть понимание, что Россия имеет четкую зону ответственности. Так что диалог — вне технических или даже политических причин — будет продолжаться.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Михаил Виноградов, политолог, руководитель Фонда «Петербургская политика»:

 — Отношения Россия — НАТО сегодня интересны как общий индикатор отношения России и ее западных партнеров. Каких-то вопросов, которые нужно решать в срочном порядке с НАТО, сейчас нет. В целом этот индикатор показывает, что хотя присутствует определенная разрядка напряженности, которая была после войны в Абхазии и Южной Осетии, тем не менее, говорить, что осадок рассосался, не приходится.

ЗАЧЕМ СОЗДАН СОВЕТ РОССИЯ-НАТО

Совет Россия-НАТО (СРН) был учрежден 28 мая 2002 года на встрече на высшем уровне Россия-НАТО в Риме. Он пришел на смену Совместному постоянному совету (СПС) — форуму для консультаций и сотрудничества, созданному в соответствии с Основополагающим актом Россия-НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности 1997 года, который остается официальной основой отношений Россия-НАТО.

На заседаниях Совета Россия и государства-члены НАТО встречаются на равных в формате «29», вместо двустороннего формата «НАТО+1», существовавшего при СПС.

СРН был учрежден в соответствии с Римской декларацией 2002 года «Отношения Россия-НАТО: новое качество», основанной на целях и принципах Основополагающего акта 1997 года. СРН призван служить главной структурой и форумом для продвижения вперед взаимоотношений между Россией и НАТО.

Согласно Римской декларации Россия и государства-члены НАТО работают в качестве равноправных партнеров в областях, представляющих взаимный интерес в рамках СРН. Совет Россия-НАТО является механизмом для проведения консультаций, достижения консенсуса, сотрудничества, выработки совместных решений и действий по целому ряду вопросов безопасности в Евроатлантическом регионе.

Члены СРН, действуя в национальном качестве и в соответствии со своими коллективными обязательствами, принимают совместные решения и несут коллективную ответственность, индивидуально и совместно, за их выполнение.

Работа в рамках Совета Россия-НАТО сосредоточена на всех тех направлениях Основополагающего акта, которые представляют собой взаимный интерес. Активизируется сотрудничество в ряде ключевых областей, включающих в себя борьбу с терроризмом, антикризисное регулирование, нераспространение, контроль над вооружениями и меры по укреплению доверия, противоракетную оборону театра военных действий, тыловое обеспечение, военное сотрудничество, военную реформу и гражданские чрезвычайные ситуации. В программу деятельности Совета Россия-НАТО, по взаимному согласию его членов, могут быть включены новые направления.

Заседания СРН на уровне послов и военных представителей проводятся под председательством Генерального секретаря НАТО не реже одного раза в месяц; дважды в год — на уровне министров иностранных дел, министров обороны и начальников генеральных штабов; и, по мере возможности ‑ на уровне глав государств и правительств.

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня