18+
суббота, 10 декабря
Политика

Дмитрий Орешкин: Медведев придумал квоту на «слуг народа»

В Кремле определили штаты для региональных парламентов. Вопрос: куда девать лишних депутатов, чтобы им не было мучительно больно?

  
3

Президент Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект, устанавливающий рамки численности региональных парламентов в зависимости от числа избирателей. Как следует из пояснительной записки, критерии предлагаются следующие:

не менее 15 и не более 50 депутатов — при численности избирателей менее 500 тысяч человек;
не менее 25 и не более 70 депутатов — при численности избирателей от 500 тысяч до 1 миллиона человек;
не менее 35 и не более 90 депутатов — при численности избирателей от 1 до 2 миллионов человек;
не менее 45 и не более 110 депутатов — при численности избирателей свыше 2 миллионов человек.

Предполагается, что закон вступит в силу 1 августа 2011 года. А всего через месяц законодательство субъектов РФ должно быть приведено в соответствие с требованиями закона. Что реально даст новый закон, рассуждает политолог Дмитрий Орешкин.

«СП»: — Дмитрий Борисович, зачем президенту понадобился этот законопроект?

 — Мне кажется, этот закон в значительной степени декоративный. Не так уж важно, сколько в парламенте мандатов. Важно, насколько этот парламент дееспособен. Сейчас парламенты становятся не местом для дискуссий, у них довольно ограниченный круг полномочий. Да и вообще, парламенты производят законы, а все мы понимаем, что в практической жизни живем не столько по законам, сколько по неким иным правилам. Если у вас есть конфликт с местными властями, и вы идете в суд, то понимаете, что судить вас будут не по закону, а по количеству неформальных связей. Если вы судитесь с местной властью, то, почти наверняка, проиграете, даже если закон на вашей стороне. Раз так, какая разница, как этот закон звучит, что за парламент его принимает?!

С другой стороны, понятно, что Кремлю и федеральному центру кажется неудобным и странным, когда начинают делиться, скажем так, символические ресурсы. Почему, действительно, в республике Тыва 162 депутата, а в Москве — всего 35? Формально по статусу депутат Мосгордумы и депутат народного Хурала республики Тыва — одинаковы. Но все же понимают, что на самом деле это не так. Отсюда — робкая попытка поставить их в какие-то рамки.

«СП»: — «Вилки», определяющие число парламентариев, вам не кажутся странными?

 — На мой взгляд, можно было бы предложить и другие «вилки». В Москве бы подошел парламент порядка 100 человек, чтобы он более полно отражал настроения граждан. Но опять же, это вопрос вторичный. Мы знаем, какие были выборы в Москве, знаем, что при любой численности парламента большинство в нем будет иметь «Единая Россия». Знаем, наконец, что в Москве ЕР — это партия не Грызлова, а Лужкова — московская лужковская «Единая Россия». Знаем, что в парламент всегда войдет еще кусочек коммунистов. Да и важен ли парламент для москвичей, поскольку они знают, что реальной жизнью командует не московский парламент, а мэр? Жизнь московская определяется волей мэра даже тогда, когда это противоречит законам, принимаемым депутатами. Мы многократно в этом убеждались.

«СП»: — Все же еще по численности: а нельзя было ввести более общие критерии, скажем, выбирать одного депутата на 10 тысяч избирателей?

 — Что касается более простых подходов к определению численности парламента. Здесь я как раз защитил бы этот закон. При одном депутате на 10 тысяч избирателей получается очевидная нелепица, потому что у нас очень неодинаковые субъекты федерации. Максимальные по численности субъекты — это Москва, где 7,5 миллионов избирателей, а минимальным, до 2007 года, был Эвенкийский автономный округ (с 1 января 2007 года округ вошел в состав Красноярского края), где было 13 тысяч избирателей. Если бы ЭАО существовал до сих пор, получается, в нем должен был бы избираться всего один депутат, а в Москве — 750 депутатов.

Такой метод не работает, поскольку у нас так называемая ассиметричная федерация — ее субъекты по Конституции одинаковы, а де-факто — разные. Скажем, объем полномочий у Татарстана один, у Еврейской автономной области — другой, в Архангельской области — третий. А еще есть края, у которых реальных полномочий тоже чуть-чуть больше, чем у обычных областей. Плюс очень большие расхождения в численности избирателей. Под стандарты это все очень трудно подогнать. В результате президент предложил сетку, которая в рамках поставленной задачи вполне адекватна. Можно было бы сделать деление по численности более дробным, но принципиальной разницы нет: все это достаточно искусственно, неорганично и условно — именно потому, что функции парламентов сузились в последнее время.

«СП»: — О чем говорит это желание?

 — Это, конечно, знак, что идет попытка вернуться от вольницы 1990-х годов к жестко управляемой модели. Но она, опять же, будет символически жестко-управляемой. Да, будут избирать в парламент Тывы не 162 человека, а, допустим, 30. Да, остальные будут недовольны. Но не настолько, чтобы поднимать восстание.

«СП»: — То есть, как ни крути, это игры на пустом месте?

 — Важна не столько законодательная деятельность, сколько правоприменительная практика, которая часто из этих законов делает черт знает что. Улучшить правоприменительную практику гораздо тяжелее, чем изменять корпус законов. Поэтому законопроект Медведева — это не то, чтобы мертвому припарки, но, скорее, украшательство, декорация.

«СП»: — Принятие этого закона для регионов не будет громом среди ясного неба? До следующих выборов они успеют переделать свои парламенты?

 — Конечно. Потом, это же делается достаточно разумно. Слава Богу, система функционирует, в Кремле есть социальный отдел, который занимается региональными проблемами. Кремль понимает, что ничего экстраординарного не произойдет: проглотят, примирятся. К тому же обычно сокращения делаются по схеме «золотых парашютов». Да, кто-то перестанет быть депутатом, но до следующих выборов надо все подготовить так, чтобы человеку не было мучительно больно расстаться со своим креслом. Как правило, их переводят на какие-то хорошие места — все делается по понятиям, по-человечески. Не просто так: рубанул шашечкой, и нет 100 депутатов в Тыве. Как-то им помогут, позолотят пилюлю. Вот это как раз отработано, и у них все будет нормально.


В каких регионах «неформатные» парламенты

Как показывает анализ регионального законодательства, установленное число депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти в 19 субъектах Российской Федерации в настоящее время не соответствует предусмотренной законопроектом численности избирателей.

В восьми субъектах Российской Федерации (республиках Адыгея, Башкортостан, Северная Осетия — Алания, Тыва, Хакасия, Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской и Удмуртской республиках) установленное число депутатов превышает их максимальное число, предусмотренное законопроектом для соответствующей численности избирателей, и в связи с этим подлежит сокращению (от двух мандатов в Кабардино-Балкарской Республике до 25 мандатов в Республике Хакасия). В двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти Республики Тыва, число депутатов которого в совокупности составляет 162 депутата, необходимо будет сократить как минимум 112 мандатов.

В 11 субъектах Российской Федерации (Хабаровском крае, Кемеровской, Пензенской, Саратовской, Тверской, Тюменской и Ульяновской областях, городе федерального значения Москве, Ненецком, Ханты-Мансийском и Чукотском автономных округах) установленное число депутатов меньше их минимального числа, предусмотренного законопроектом для соответствующей численности избирателей, и в связи с этим подлежит увеличению (от одного мандата в Тюменской области до 10 мандатов в Пензенской области и городе Москве).

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня