Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Политика / Новости Украины
25 октября 2018 20:57

Европа — России: Накажем за Крымский мост и произвол на Азове

Европарламент грозит Москве санкциями, если «дискриминационные» досмотры украинских судов продолжатся

11243

Европарламент одобрил резолюцию с призывом ужесточить санкции против России, если ситуация в Азовском море обострится. Соответствующий документ был опубликован на сайте ЕП после восьмого заседания парламентского комитета Ассоциации Украина — Европейский союз (ЕС). Кроме того, парламентарии требуют от Российской Федерации «немедленно прекратить интенсивные и дискриминационные инспекции судов и рассмотреть, в случае необходимости, соответствующие контрмеры», а также предлагают назначить «спецпосланника по Крыму и Донбассу», который будет следить за ситуацией в регионе.

В документе говорится, что ЕС «выражает свою глубочайшую озабоченность в связи с усилением российского военного присутствия в Азовском море и блокированием транзита судов после строительства Керченского моста».

При этом по какой-то причине европейские парламентарии игнорируют причину ужесточения досмотров украинских судов в Азовском море, а именно, задержание российского траулера «Норд», которое произошло в марте 2018 года. Киев выдвинул против капитана обвинение в незаконном посещении Крыма «с целью причинения вреда государственным интересам». Он до сих пор находится под стражей, а большая часть команды, состоящая из жителей Крыма, не может покинуть территорию Украины, так как киевские власти требуют от них признать себя гражданами «незалежной» и отказаться от российских паспортов. Кроме того, в августе в порту Херсон был задержан российский танкер «Механик Погодин».

Читайте по теме

Москва назвала действия Киева «морским терроризмом» и ответила усилением пограничных досмотров в своей части Азовского моря. Тогда-то украинские пограничники и начали жаловаться на «жесткую политику задержания и осмотра судов». При этом, в ФСБ подчеркнули, что проводят проверки в соответствии с международным морским правом и не получали претензий от судовладельцев. В украинском МИД вынуждены были признать, что российские пограничники не нарушают протоколы во время осмотров. Зато Киев начал заявлять о том, что собирается усилить военное присутствие в Азовском море.

Однако все эти события и действия Украины в резолюции не отражены. Зато «жесткая политика задержания и осмотра» украинских судов Европу очень беспокоит. Как и строительство Крымского моста, который, видимо, только заметили в Европе. Парламентарии отметили, что построен он был незаконно, и приветствовали введение санкций в отношении шести российских компаний, которые участвовали в работах. Активы этих компаний в ЕС заморозят, а физическим и юридическим лицам, зарегистрированным в Евросоюзе, запретят предоставлять им какие-либо средства.

Проблема с европейской резолюцией в том, что происходящее в Азовском море вообще никаким образом не должно касаться Европарламент. По договору между Россией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива оба исторически относятся к внутренним водам двух стран. Азовское море разграничивается линией госграницы в соответствии с двусторонним соглашением. И урегулирование всех вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива, должно осуществляться по соглашению между сторонами, а никак не через Европарламент. Но когда украинская сторона упорно не желает что-либо урегулировать, а, наоборот, обостряет ситуацию, возможно, в преддверии выборов президента, договориться действительно невозможно.

Юрист-международник, почетный адвокат России Валерий Ванин считает резолюцию Европарламента юридически ничем не обоснованной, однако это не значит, что это не значит, что в последствии из-за ситуации в Азовском море не могут быть введены новые санкции.

— Европарламент принял резолюцию, то есть декларацию, которая не является юридически обязывающим документом, правилом или нормативным актом. Декларация по сути своей является политической и не основанной на каких-то нормах права. Она основана только на жалобе Украины, которой не нравится то, что делает Россия. И Европарламент выносит такую резолюцию: «Смотрите, Украине не нравится, значит, будьте любезны сделать так, чтобы ей нравилось». Это упрощение, но Европарламент ставит вопрос именно таким образом.

Что касается оценки с юридической точки зрения, если бы был хотя бы один шанс доказать, что под жалобами Украины есть какая-то основа, она бы давно подала иски во все мыслимые и немыслимые международные суды. Но официальные лица этой страны вплоть до комичных главнокомандующих практически не существующих украинских военно-морских сил сами говорят о том, что Россия не нарушает норм международного права, но действует «нагло». Очень сложно юристу понять, как можно с одной стороны соблюдать законодательство, а с другой — трактовать это как «наглое поведение». Это юридический нонсенс и никаких правовых оснований под подобными декларациями нет.

Безусловно, Россия имеет право досматривать украинские суда, особенно перед прохождением Крымского моста и входом в российское внутреннее море. В том числе с точки зрения антитеррористической безопасности, чтобы исключить акты по подрыву моста. Очень просто подложить взрывчатку в судно и взорвать его возле опоры, тем самым нанеся серьезный ущерб конструкции, а также удар по коммуникации Крыма с остальной территорией России. Поэтому безопасность превыше всего.

«СП»: — Почему Европарламент никак не прокомментировал задержание российских судов украинской стороной. Они считают это допустимым?

— Мы видим, что Европарламент дает односторонние оценки и отказывается от острой критики в адрес Украины из-за нарушения прав российских экипажей, и это объясняется его политической позицией. Но в этой ситуации есть один нюанс, а именно то, что с точки зрения Украины задержанные моряки остались ее гражданами, несмотря на наличие российских паспортов. Процедура выхода из украинского гражданства очень сложная, необходимо, чтобы указ об этом подписал лично президент Порошенко. Очевидно, в случае с членами команды этого сделано не было, чем Украина и пользуется, игнорируя их российское гражданство, а Европарламент закрывает на это глаза.

«СП»: — С какой целью Европарламент вообще принял эту резолюцию, если отношения Украины и Росси в Азовском море регламентируются только двусторонними соглашениями?

— Все начинается с деклараций. Россию в Европе очень сильно боятся. Как ни странно, еще не остыли воспоминания Второй мировой войны, еще живы участники тех событий. Россию боятся и потому действуют методом маленьких шажков. Помните, когда Обама впервые ввел против нас санкции, все смеялись над тем, какие они безобидные. Просто нескольким гражданам запретили въезд в США, и мы отнеслись к этому несерьезно. Но если бы мы предвидели дальнейшее развитие событий и нынешнее санкционное давление, мы бы не были так спокойны. Это как надвигающаяся на нас стена, которая на тот момент сдвинулась на несколько сантиметров, а сейчас придвинулась уже вплотную.

Правильное реагирование и прогнозирование развития санкций могло бы хотя бы частично предотвратить их. Например, не было никакой необходимости признавать легитимность избрания президента Порошенко на фоне того, что не произошло сложение полномочий действующего президента Януковича. Тем более что мы утверждали, что Януковича сместили незаконно. Тогда тем более мы не имели юридического права признавать выборы Порошенко, и могли бы на всех законных основаниях добиваться его смещения. Теперь мы пожинаем плоды этого ошибочного решения, Порошенко и его режим все больше и больше наглеет, проявляет и поощряет агрессию в адрес России. Это лишь один пример последствий наших ошибочных решений или бездействия в каких-то вопросах.

Читайте также

«СП»: — То есть признание Крымского моста «незаконным» тоже может иметь какие-то последствия?

— Я бы не стал недооценивать эту резолюцию. Хотя признать этот мост «незаконным» с юридической точки зрения нельзя. Как нельзя признать незаконным и референдум в Крыму, ведь в Уставе ООН прописано право наций на самоопределение. Но опять-таки по политическим причинам большинство стран мира и ООН референдум не признают, отрицая собственный Устав. К сожалению, эффективного правового механизма урегулирования государственных споров, органа, который мог бы вынести объективное решение по спору, не существует.

Новости по теме: Порошенко прокомментировал награждение Сенцова премией Сахарова

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Евгений Минченко

Директор Международного института политической экспертизы

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня