Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Чай, не в Америке живем…

Юрий Болдырев о произволе, сговорах и их пресечении

9063

Бессмертна фраза из легендарных «Трех тополей на Плющихе».

— Чай, не в Америке живем!

Остается добавить: и не в Японии, и не в Китае, и не в Норвегии…

Кто прав? Отцы-основатели

Так это что ж в Америке творится — почти месяц не могут договориться о бюджете. Парламент бюджет принял, а президент не подписывает. Политический кризис.

Более того: основные федеральные учреждения не работают.

Что было бы в такой ситуации у нас, если бы, допустим, вновь возник бы самостоятельный дееспособный парламент? Два варианта — оба уже апробированы или предусмотрены.

Вариант первый: торжество беззакония. Ну и что же, что по Конституции бюджет — прерогатива парламента, зато президент — всем начальникам начальник. Ведь назначал же президент Ельцин в 1994-м году, столкнувшись с несогласием Совета Федерации, своего человека на несуществующую должность «и.о. Генпрокурора», хотя назначение Генпрокурора, пусть и по представлению президента, но компетенция Совета Федерации. И тянулось это беззаконие затем целых полтора года. И остался президент Ельцин за это беззаконие безнаказанным.

Читайте также
У стен Кремля бушуют военно-африканские страсти Сразу две страны «черного» континента, опасаясь США, нетерпеливо ждут у себя российские базы

Значит, что помешало бы и теперь президенту утвердить указом какой-нибудь «временный бюджет» (аналог «и.о. Генпрокурора») и по нему расходовать деньги по-своему, а не по воле народа и его представителей?

Вариант второй: торжество видимости закона. Такое в 90-е, когда наш парламент еще дерзал противостоять самовластию, было специально предусмотрено, и этим в критические моменты противостояния неоднократно запугивали депутатов. А именно: до тех пор, пока стороны — парламент и президент — не договорятся, правительство все равно осуществляет расходы, в соответствии с … бюджетом прошлого года — по 1/12 прошлогоднего годового бюджета ежемесячно.

В чем же здесь именно видимость законности? Это понятнее на примере США, где ничто подобное не допускается. Почему? Да потому, что у них принцип сменяемости власти не имитационный, а настоящий — насколько это только возможно в реальном человеческом сообществе. Соответственно, то, что делала предыдущая власть, в прежние годы, у них вовсе не считается по умолчанию верным, достойным продолжения.

Вы спросите: но ведь сейчас-то президент не менялся? Был Трамп — Трамп и остался? Зато сменился, хотя бы частично, субъект принятия бюджета — представляющий народ парламент.

И эта хотя бы частичная смена власти у них — не реже, чем раз в два года (каждые два года переизбирается треть Сената).

Скажете, что это все — и столь частые выборы, и противостояние Конгресса и президента — слишком сложно и дорого? Но не избавляет ли именно такая сложная и недешевая процедура от куда больших потерь из-за опасности своевольного и потому заведомо неэффективного (это я еще не говорю о прямом воровстве) расходования госресурсов?

Поэтому специально подчеркиваю: не вопрос для нас, кто здесь прав — президент или Конгресс. Это — их американское дело. Но, безусловно, правы те, кто создал и отстоял систему, в которой никто не может произвольно и бесконтрольно, вопреки представителю народа — парламенту, направлять и расходовать даже сравнительно небольшие госресурсы.

Россия — «щедрая душа»

То ли дело в России, где президент — всем начальникам начальник. Судите сами.

Цена спорного вопроса о стене на границе США с Мексикой — менее 6 млрд. долл. Это в стране, где военный бюджет — около 700 млрд. долл., а общие расходы федерального бюджета на три порядка больше спорной суммы — около 4,5 трлн.

У нас в России, где оборонный бюджет в пересчете — менее 50 млрд. долл., а весь федеральный бюджет — около 250 млрд. долл., истинная благодать. Как главный начальник скажет, так парламент и сделает.

Например, взялся главный начальник заснеженной северной страны провести зимнюю Олимпиаду 2014-го года в … субтропиках (Сочи) и потратить на это 12 млрд. долл. — никто и не пикнул. Хотя, например, в сравнении с нашим оборонным бюджетом, это не мизерная одна сотая (как в примере со стеной в США), а целая четверть. В конечном же счете, по экспертным оценкам, эта Олимпиада обошлась государству (включая расходы госкорпораций и невозвратные кредиты госбанков) более чем в целый годовой оборонный бюджет — около 50 млрд. долл.

Другой сопоставимый «щедрый» проект — «Сила Сибири»: от 45 до 55 млрд. долл. Это еще один оборонный бюджет нашей страны. Или полтора годовых бюджета Федерального фонда обязательного медстрахования. А ведь не секрет, что просто минимальный возврат вложенных средств даже за несколько десятков лет здесь — под большим вопросом. Огромные деньги — на трубу, единственное предназначение которой — качать наш газ, которым мы всего лишь … расплатимся за эту самую трубу. Как известно, вечный двигатель еще не изобретен, но вечный самопожиратель ресурсов — не он ли это? Что там платоновский «Котлован»…

Скажете, это — не бюджетные деньги? А газ в России чей? А контрольный пакет акций Газпрома у кого? И где публичные дебаты о позиции государства на собрании акционеров Газпрома?

Совсем свежий пример. Суммарные расходы государства на Чемпионат мира по футболу 2018 года: по данным РБК — более 14 млрд. долл. Это равно всем расходам федерального бюджета на образование за полтора года. Самый дорогой чемпионат в истории. По абсолютной величине — более чем вдвое дороже спорного вопроса, приведшего к политическому кризису в США. А по удельному весу в госбюджете — дороже раз в 50.

Читайте также
Германия прогнется под США и откажется от «Северного потока-2» Американцы не сомневаются, что заставят немцев пойти против русских

…Ну и что же, что люди не дожидаются медицинской помощи, а из Магнитогорска ребенка на лечение надо доставлять непременно в Москву — не хватило денег на хорошую больницу в Магнитогорске. Зато как иностранцы, погулявшие на нашем невиданном по щедрости чемпионате, довольны.

Допускаю, что у какого-то совсем свихнувшегося от безответственности перед предками и потомками народа могут быть и такие приоритеты, но не хочу верить, что такие приоритеты у моего народа. Удостовериться же не могу: не было никаких подлинных дебатов настоящих (а не имитационных) народных представителей по вопросу, потратить ли 14 млрд. долларов на чемпионат по футболу, или же на оборудование и оплату труда врачей в больницах по всей стране.

Совсем сказочный пример. В Роснано, читай — в распоряжение известного приватизатора, госресурсов закачано в пересчете как раз примерно столько же, сколько Конгресс отказывается выдать Трампу на защитную стену — около 6 млрд. долл. А по удельному весу в бюджете — в 20 раз больше. Неужто такое Роснано для России полезнее, чем стена на границе с Мексикой для США? Но слышали ли вы не то, что о политическом кризисе, но хотя бы просто о дебатах в нашем парламенте по вопросу о том, выделять ли деньги на Роснано?

А «Сколково»? А так разрекламированный «Суперджет-100» — вместо инвестиций в подлинно национальное авиастроение?

А расходы на всю оболванивающую народ телевизионную госпропаганду — с ежедневно перетекающими с канала на канал, с шоу на шоу одними и теми же полит-актерами и хлопальщиками?

А расходы на — только вдумайтесь — блокировку социальной сети «Телеграмм»: в СМИ была опубликована сумма — под десяток миллионов рублей. Специально подчеркиваю: не являюсь пользователем этой сети и не выступаю ее противником или защитником. Речь о другом — о бюджетных приоритетах, то есть, о расходовании наших общих денежных средств. На что важнее потратить миллионы рублей: на блокировку очередной соцсети? Или же, например, на централизованную установку датчиков утечки газа и автоматических отключателей газа на плитах при утечке, для начала, хотя бы у одиноких пожилых людей — в том же Магнитогорске, а теперь еще и в Шахтах, и далее по всей стране…

За спиной народа: переговоры или сговоры?

И актуальнейший вопрос: покажите мне хоть одну развитую страну в современном мире, которая отдавала бы кому-то свои территории, которые с чьей-то точки зрения «спорные»? Поступает ли так Япония? Или Норвегия? Или Китай?

Читайте также
Путин: А вас, Медведев, попрошу на выход Когда глава кабмина будет принесен в жертву рейтингу президента

Кроме нас — России, точнее, нынешних российских властей — вряд ли найдете.

А почему же российским властям можно?

Не потому ли, что им позволяется безнаказанно вести переговоры с кем угодно и о чем угодно, причем, тайно — за нашей спиной?

И тут хорошая новость: в США обвиняют Трампа в том, что он пытался скрыть от своей администрации и общества детали переговоров с Путиным. Что же в ней, спросите, хорошего? Да то, что сама по себе эта новость, безотносительно вопроса о том, с кем именно Трамп вел переговоры, очень показательна. И подает верный пример. Теперь президента США по вопросу о «деталях» переговоров прижали — и все выведают, важнейшее — придадут публичной огласке. И правильно: президент — не монарх, и никаких тайных от своего народа переговоров быть не может.

То ли дело у нас. После обещаний премьера Японии, что с возвращаемых ей Южных Курил русских изгонять не будут, а также после заявлений, что Япония готова не требовать компенсации за оккупацию, российский МИД 9 января «указал» послу Японии, что эти заявления «грубо искажают суть договоренностей лидеров двух стран».

Так-так, говорите «грубо искажают»? И чем подтвердите, чем докажете?

А в нашем парламенте — тишина.

Хотя нет, сейчас, когда я пишу эту статью, а в Россию с визитом прибыл министр иностранных дел Японии, как раз специально для ведения переговоров о заключении «мирного договора» (после которого автоматически часть нашей территории должна быть передана Японии и который, соответственно, России абсолютно ни для чего не нужен, но чрезвычайно опасен и вреден) уже не совсем тишина — внесен законопроект о запрете передачи Южных Курил Японии. Хоть что-то, хотя примут вряд ли. Но нужно-то уже другое — парламентское расследование.

Кстати, первое заседание независимой общественной комиссии по расследованию фактов отчуждения территории России и ведения переговоров о сдаче территорий проходит сегодня, когда я пишу эту статью — 14 января (решение о создании комиссии было принято на инициированном ПДС НПСР совещании по защите территориальной целостности России 14 декабря 2018 года и касается не только ситуации с Южными Курилами, но и островов на Амуре, акватории Баренцева моря, ТОРов и т. п.). Вот только ни одного представителя парламента (депутата, имеющего полномочия, как минимум, на депутатский запрос) в этой общественной комиссии пока нет. Что ж, пользуясь случаем, призываем всех честных депутатов, считающих себя подлинными представителями народа, к сотрудничеству с этой независимой общественной комиссией.

Читайте также
Год Свиньи начался по-свински — с роста цен Инфляция будет потрошить наши кошельки все 12 месяцев

Ведь очевидно: ситуация для нас совсем плохая — стороны проговорились.

Сначала проговорились одни — японцы. Затем, в попытке их опровергнуть, проговорились и другие — наши…

Так если, как проговорился наш МИД, уже есть некие «договоренности» за нашей спиной, то нельзя ли — не для японцев, а для нас, для русских — поподробнее о «сути договоренностей»?

Но нет, при этой власти — нельзя. Чай, не в Америке живем…

Остается рассчитывать только на независимую общественную комиссию, иные разнообразные формы расследования и сопротивления. И, главное, прямое — во всех возможных формах — выражение воли народа по защите своей страны.

И предупреждение — как своим властям, так и иностранным, жаждущим наших территорий: мы прямо говорим, что подозреваем свои власти в коррупционной природе сговоров и измене Родине и никогда не согласимся со сдачей территории страны кому бы то ни было. Рано или поздно — нынешней общественной комиссией или парламентской комиссией и прокуратурой при иной, будущей власти — все эти факты будут расследованы, виновные понесут неминуемое наказание, а отторгаемые территории будут возвращены России.


Проблемы национальной политики: Судьбу Курил должен решать народ, а не кремлевские торгаши

Власть: В Госдуме прокомментировали законопроект о наказании за критику власти

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня