18+
вторник, 6 декабря
Политика

Степашин рвется в главные ревизоры России

Об этом глава Счетной палаты попросил депутатов Госдумы. Но понимания не нашел

  
8

Глава Счетной палаты Сергей Степашин просит депутатов Госдумы уточнить статус его ведомства, прописав в закон о Счетной палате, что она является высшим органом финансового контроля. Выступая с отчетом о деятельности ведомства в Госдуме, Степашин попросил депутатов подготовить такие поправки в закон о Счетной палате в соответствии с Лимской декларацией руководящих принципов контроля. «Это нужно, чтобы не было больше разговоров — парламентский, президентский, исполнительный контроль. Во всех странах мира Счетная палата является органом внешнего контроля, высшим органом финансового контроля», — пояснил Степашин.

По его словам, высшие органы финансового контроля за рубежом являются главными методистами, определяют принципы и методику финансового контроля. «Также мы не будем дублировать друг друга с Росфиннадзором, не будем „толкаться“ с этими проверками. Это приведение в соответствие с нормами международного права», — сказал глава Счетной палаты.

Чего на самом деле хочет Степашин, рассуждают наши эксперты.

Владимир Кара-Мурза, ведущий ежедневной программы «Грани времени» на радиостанции «Свобода»:

— Счетная палата была уважаемым органом, когда там работал Юрий Болдырев. Она действительно вела расследования — мы на НТВ часто ездили к ее аудиторам. С приходом Степашина все это ушло в прошлое. Мне кажется, то, что он просит — это попытка реанимировать полномочия Счетной палаты, возродить ее авторитет, безвозвратно утерянный. Мы помним, как Степашин пытался расследовать бюджетные траты на Чукотке, когда Абрамович был губернатором: посылал все время своих аудиторов, но ему давали приказ «к ноге», и он отзывал эти иски обратно. Так что никакого пиетета, уважения к нынешней Счетной палате я не питаю. Нужен, по-моему, другой орган. Тем более, Счетная палата почему-то при Государственной думе, депутаты утверждают ее председателя. А нужен независимый центр по типу контрольно-ревизионного управления, который бы не имел двойного подчинения. Этим я и объясняю попытку Степашина прирезать себе полномочия.

Думаю, все санкционировано из Кремля, но вряд ли это исходит от Путина. Там есть группы интересов, одна из которых сделала ставку на Счетную палату. Вот она из кремлевской башни и дала отмашку.

В нынешней ситуации, когда все из единого центра управляется, вряд ли возможно создание независимого финансово-контрольного ведомства — не тот момент. Будет ли оно востребованным, решиться на выборах президента в 2012 году.

Евгений Минченко, директор Института международной политической экспертизы:

— Это классическая бюрократическая логика любого ведомства — пытаться максимально расширить свои полномочия и возможности. Посмотрите, например, как ФАС активен в последнее время в расширении своих полномочий. У Степашина — понятная логика любого руководителя.

Степашин достаточно самостоятельный центр влияния. Понятно, пик его влияния пришелся на 1999 год. Но Счетная палата — достаточно серьезная структура и сейчас, и возможности у нее очень серьезные. Другое дело, на мой взгляд, у нас все равно будет некоторое пересечение и с Росфинмониторингом, и частично с контрольным управлением администрации президента. Тут очень важно, если речь пойдет об изменении полномочий Счетной палаты, четко выстроить систему взаимодействия с параллельными контрольными организациями.

Дмитрий Орлов, гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций:

— Это не первый случай, когда Степашин выступает за расширение полномочий Счетной палаты. Это лишь показывает, что Степашин достаточно последователен в стремлении сделать палату серьезным органом. Думаю, это интересы самого Степашина. И корпоративные интересы его ведомства.

Алексей Макаркин, вице-президент Центра политических технологий:

— Степашин сейчас, как я понимаю, выступает с заявлениями, выходящими за рамки его полномочий. Например, он делал заявления по поводу реформы МВД — его даже считают идеологом реформы. Был даже слух, что он может стать главой МВД, но он этот слух опроверг. Тем не менее, эти высказывания фиксируются в информационном пространстве. Вообще, у меня ощущение, что Степашин отнюдь не хочет быть главой МВД, но хочет максимально усилиться на своем нынешнем посту, видимо, полагая, что для этого появилось окно возможностей.

Думаю, Счетной палате будет достаточно сложно пролоббировать серьезное расширение своих полномочий. У нас есть целый ряд контрольных органов — контрольное управление президента, свой контрольный орган у Минфина — и здесь вряд ли удастся преодолеть плюрализм контроля, определить, что Счетная палата является главным органом. В нашей политической практике весьма частным решением является именно плюрализм в органах, занимающихся сходными вопросами — таким образом достигается равновесие.

Если говорить о целесообразности, смотреть на рекомендации, в том числе зарубежные — они не учитывают обратных раскладов. Они просто исходят из идеальной, управленчески-целесообразной схемы. Однако далеко не всегда управленческая целесообразность совпадает с очень сложными аппаратными интересами. В этом случае, как правило, аппаратные интересы доминируют.

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня