18+
пятница, 2 декабря
Политика

ФСБ сможет сажать на 15 суток неугодных редакторов

Правительство расширяет права органов госбезопасности

  
21

Правительство России внесло в Госдуму два законопроекта, расширяющих полномочия ФСБ. Первый вводит административную ответственность за неповиновение законному требованию или распоряжению сотрудника ФСБ и воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей. Второй предоставляет органам ФСБ право выносить официальные предостережения лицам о недопустимости их действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством к ведению органов федеральной службы безопасности.

В пояснительной записке к законопроекту, поступившему в Госдуму, говорится, что необходимость придания сотрудникам Госбезопасности этих прав вызвана ростом числа преступлений экстремистской направленности и активности молодежных радикальных организаций. Второй причиной появления поправок стало то, что «отдельные СМИ» открыто способствуют утверждению культа насилия и «неверию в способность государства защитить граждан, фактически вовлекая молодежь» в экстремистскую деятельность. В поправках указано, что за неповиновение законным распоряжениям сотрудников ФСБ гражданина можно оштрафовать от 500 до 1000 руб. или арестовать до 15 суток, должностных лиц оштрафовать от 1000 до 3000 руб., а юридических лиц — от 10 000 до 50 000 руб.

Кроме того, в Думу внесен законопроект, также разработанный ФСБ, и направленный на создание в рамках «государственной авиации» двух самостоятельных видов — «государственной военной авиации», относящейся к Минобороны, и «государственной авиации специального назначения», приписанной к ФСБ, МЧС, МВД и ФТС России.

Зачем потребовалось усиливать ФСБ, рассуждает советник председателя Конституционного Суда РФ, генерал-майор милиции Владимир Овчинский.

«СП»: — Владимир Семенович, сегодня у ФСБ недостаточно полномочий?

— У ФСБ полномочий достаточно много. В закон «О федеральной службе безопасности» вносилось множество дополнений, особенно в 2006-м году, когда был принят федеральный закон «О противодействии терроризму». Если службе дадут дополнительные полномочия — я не вижу в этом чего-то, ущемляющего права человека. Деятельность сотрудников ФСБ конкретизировали, вот и все. Раньше они действовали через органы прокуратуры, теперь будут действовать напрямую. Я не вижу в этом никакого «ужаса».

"СП": — ФСБ сейчас менее могущественно, чем КГБ СССР?

— Тут и сравнивать нельзя, потому что ситуации несопоставимые. Органы КГБ были карающим мечом революции и, в конечном итоге, компартии. Это были органы, полностью подчиненные коммунистической идеологии. ФСБ — это государственные органы безопасности, которые обеспечивают безопасность в рамках законов: закона РФ «О безопасности», принятого еще в 1992 году, «О федеральной службе безопасности», «О противодействии терроризму». Всего деятельность ФСБ регламентируют около 30 государственных законодательных актов. КГБ и ФСБ — совершенно разные структуры. Для КГБ идеология стояла во главе угла, для ФСБ — безопасность государства, личности.

«СП»: — Возможен возврат к КГБ?

— Возврата к КГБ СССР не может быть, потому что у нас нет единственной определяющей партии, нет государственной идеологии. Когда правозащитники поднимают вой — это просто от незнания, непонимания совершенно разных исторических этапов развития нашего государства.

«СП»: — То есть, в данном случае мы не можем заподозрить, что ФСБ наделяют большими правами, чтобы эффективнее использовать ее против оппозиции?

— Власть может использовать против оппозиции кого угодно: милицию, ФСБ. Любая власть, в любой стране, использует государственный аппарат для противостояния оппозиции. Большого секрета в этом нет. Есть разные уровни, рамки контроля за органами безопасности. Что до меня лично, я не понимаю, что так настораживает граждан в связи с новыми полномочиями. Пусть они посмотрят закон «О федеральной службе безопасности» — в нем достаточно полномочий, с которыми ФСБ и сейчас может все что угодно делать. Ну, дадут им немного больше — ничего принципиально не изменится.

«СП»: — Если посмотреть на набор инструментов, у КГБ и ФСБ он сильно отличается?

— Дело в том, что по органам КГБ раньше вообще не было никакого закона. Все определялось ведомственными инструкциями. Вообще, в советское время мало что определялось законами. Та же оперативно-розыскная деятельность, которую ведут и органы ФСБ, и органы внутренних дел, и наркоконтроль — определялась совсекретными внутренними инструкциями в каждом ведомстве. А теперь есть соответствующий федеральный закон. Потом, вокруг каждого федерального закона сложилось поле решений Конституционного суда — новое правовое поле, которое разъясняет и толкует законы. Есть, кроме того, разъяснения Верховного суда по различным направлениям. Словом, сегодня налицо гораздо более устойчивая правовая ситуация, и гораздо сложнее нарушать права человека: открытым законодательством и правовыми актами все регламентировано.

Я привел в пример оперативно-розыскную деятельность потому, что это суть работы и спецподразделений органов внутренних дел, и органов госбезопасности. Помимо этого, органы ФСБ, Службы внешней разведки, военной разведки ведут еще и контрразведывательную деятельность.

«СП»: — Кстати, для чего ФСБ хочет еще и собственную авиацию?

— Главная задача ФСБ — это борьба с терроризмом, который у нас сосредоточен на Северном Кавказе. Когда сотрудники проводят контртеррористические операции, иногда просто необходима авиация. В этом случае им сейчас приходится обращаться в Минобороны. Если у них будет собственная авиация, им будет гораздо легче. Поэтому, я считаю, требование это вполне оправданное.

Другое мнение

Нина Таганкина, исполнительный директор Московской Хельсинкской группы:

— Я считаю, эти поправки приняты после двух последних терактов в Москве. ФСБ воспользовались ситуацией, чтобы без учета мнения общественности протащить необходимые для себя решения. И мы не знаем, будут ли они использовать их для борьбы с террористами, или для борьбы с оппозицией. В нынешних поправках, видимо, ФСБ записали все то, что отнесено именно к полномочиям ФСБ, подследственным им уголовным делам, прежде всего по терроризму. Но главное, они расширяют свои полномочия, и усиление ФСБ — это плохо. Потому что у нас правоприменительная практика свидетельствует о том, что широкие полномочия, которые даются силовым ведомствам, очень часто используются нецелевым образом. И, к сожалению, никого из них потом не наказывают за это превышение полномочий. Если бы у нас правоприменительная практика соответствовала нормам законов, и соответствовала жестко — тогда другое дело. Но у нас, к сожалению, ситуация прямо противоположная.

ФСБ уравняли в правах с милицией

Право объявлять представления в адрес госорганов и организаций было у ФСБ и ранее. Однако, по мнению экспертов, на представления ФСБ прежде особо не реагировали. Административная ответственность за неповиновение действует для милиции и ФСКН, ФСБ просто уравнивают с ними в правах.

Согласно УПК к подследственности ФСБ относится порядка 20 уголовных составов, в том числе терроризм, содействие террористической деятельности, призывы к ней или публичное ее оправдание, организация незаконного вооруженного формирование или участие в нем, угон самолета, корабля или поезда, госизмена, шпионаж, покушение на жизнь государственного деятеля, насильственный захват власти, вооруженный мятеж, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, диверсия и разглашение гостайны.

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня