Политика

Дмитрий Бадовский: Россия решила прислониться к Европе

Новая внешнеполитическая доктрина ориентирует дипломатов на получение технологий и инвестиций

  
9

В России разработана новая внешнеполитическая доктрина, суть которой сводится к тому, что РФ должна развивать отношения, в первую очередь, с Евросоюзом и США. Написанный МИД проект «Программы эффективного использования на системной основе внешнеполитических факторов в целях долгосрочного развития РФ» уже одобрен президентом РФ Дмитрием Медведевым. Документ был представлен главе государства еще в феврале, он его одобрил и отправил на рассмотрение в правительство. Сейчас он якобы находится в руках у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Все материалы данного документа предназначены только для служебного пользования, а реализацией новой программы занимаются самые высокопоставленные лица государства. Об этом пишет журнал «Русский Newsweek».

Во вступлении к документу, написанном министром иностранных дел Сергеем Лавровым, говорится о том, что «укрепление отношений взаимозависимости с ведущими мировыми державами на основе взаимопроникновения экономик и культур» в интересах России. Проект предполагает развитие отношений, в первую очередь, с Евросоюзом и США.

Что реально даст России новая доктрина, рассуждает замдиректора Научно-исследовательского института социальных систем при МГУ, член Общественной палаты РФ Дмитрий Бадовский.

«СП»: — Дмитрий Владимирович, доктрина задает принципиально новый вектор российской внешней политике?

— Нельзя сказать, что внешнеполитическая доктрина — какая-то сверхновость. Еще в прошлом году, в своем послании федеральному собранию президент Медведев поставил все эти вопросы. Новые подходы, которые сейчас разрабатываются в доктрине, как раз вытекают из модернизационной повестки президентского послания. В послании были заявлены и приоритеты отношений с Европой, в том числе в целях модернизации. Медведев говорил, что мы готовы идти на заимствование евростандартов, если не успеваем разработать свои. Тогда же шла речь о том, что для модернизации нужны технологии и инвестиции, и если их надо где-то брать, то, прежде всего, это должен быть западный мир и Евросоюз.

«СП»: — Но Медведев не говорил о приоритете отношений со Штатами, разве нет?

— США появляется, как один из приоритетов, в связи с перезагрузкой, запущенной Медведевым и Обамой. Ну, и потому, что сегодня вопрос вступления России в ВТО — в первую очередь, вопрос завершения переговоров со Штатами.

«СП»: — Мы всерьез настроены добиваться установления более или менее общего пространства с ЕС?

— У нас есть проект с Евросоюзом «Партнерство для модернизации», который нужно подписать. Но в первую очередь, нам с ЕС нужен большой общий договор. В его рамках у России есть интерес к обмену технологиями, получению инвестиций, продвижению модернизационных проектов. Есть, кроме того, старая идея Медведева — договор о коллективной безопасности в Европе, он тоже входит в нынешнюю европейскую повестку.

Тот же Шувалов, который курирует проект единого экономического пространства между Россией, Белоруссией и Казахстаном, всегда говорил, что стратегическая цель — сближение и формирование общего пространства с Евросоюзом. Мы, напомню, немного изменили подходы ко вступлению в ВТО. Шувалов заявил, что мы будем идти к самостоятельному вступлению, и до конца 2010 года планируем этот вопрос решить.

«СП»: — Удастся ли нам «прислониться» к Европе, будет ли ЕС участвовать в наших модернизационных проектах? Ведь европейские эксперты считают, что Европе предстоят 4−5 тяжелых лет, в течение которых ей будет не до России…

— Речь идет о долгосрочной стратегии, об определенных приоритетах. Мне кажется, на данный момент мы видим, что новые акценты во внешней политике уже реализуются. Понятно, что в Европе достаточно большое количество проблем, и они будут сохраняться в ближайшие годы. Но это не значит, что наши отношения не будут развиваться. Под общей идеологией развития отношений с Европой, акценты будет делаться на отдельные проекты, отдельные вопросы двустороннего сотрудничества с теми или иными европейскими странами. Такому продвижению ничто особенно не мешает. Например, последнее соглашение такого рода — достигнутые договоренности с Норвегией, которые могут подтолкнуть вперед и наши двусторонние соглашения, и шансы на получение инвестиций. Традиционно у нас довольно интенсивно развиваются отношения с лидерами Евросоюза — Германией и Францией. Ну, и разговоры с ЕС на общие темы — по договору о коллективной безопасности, по визовым вопросам — тоже будут, естественно, идти.

«СП»: — Все же, можно ли сказать, что наша внешняя политика, как утверждает Лавров, разворачивается в сторону Евросоюза и Америки?

— Мы разворачиваемся в сторону того, что нам нужны инвестиции, технологии и модернизация. В изоляции этого сделать невозможно, и если мы хотим реального обновления экономики, мы так или иначе должны будем активизировать свое сотрудничество с экономическими лидерами. Не забывая, впрочем, и об активно развивающихся странах группы БРИК. Но в основе, повторюсь, лежит идея внешней политики, ориентированной на результат, на отдачу для модернизации страны.

«СП»: — Насколько эта политика будет успешной?

— Об этом надо судить не по концепции. Концепция описывает приоритеты, принципы. Но насколько это удается сейчас, и будет удаваться дальше — вопрос к практике, а не к концепции.

Чего ждать во внешней политике

По словам источника «Русского Newsweek» в МИДе, Вашингтон готов отменить поправку Джексона-Вэника. Президент Обама официально пригласил Медведева в Вашингтон в июне 2010 года. По прогнозам, при успешном завершении встречи к концу этого года РФ может вступить в ВТО.

В мае 2010 года предполагается начать переговоры о безвизовом режиме между Россией и Евросоюзом. Кроме того, стороны уже готовят к подписанию рамочный договор «Новое базовое соглашение». Заключение договора может состояться сразу после завершения переговоров о вступлении в ВТО.

По мнению источника «Русского Newsweek», главная причина поворота во внешней политике России — это недостаточность средств, необходимых для модернизации экономики, транспорта и инноваций. По подсчетам Мниэкономразвития, для реализации запланированных социальных и инфраструктурных программ только до 2013 года РФ нужно будет потратить около 1 трлн долларов. Программы на вооружение стоят не менее 30 млрд долларов в год. Бюджет и резервы Центробанка с такой нагрузкой не справятся. Политика сокращения дефицита бюджета делает невозможной идею государства как главного ивестбанкира.

«Кризис показал, что самостоятельно развиваться Россия не сможет — надо к кому-то прислониться», — говорит собеседник «Русского Newsweek» в МИД. Искать поддержки решено у Евросоюза, который может вложиться в российскую модернизацию.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Алексей Кротов

Почетный строитель города Москвы, член Союза архитекторов России

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня