Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

«Литовское чудо» для Беларуси

Исторический экскурс в отношения Республики Беларусь и стран Прибалтики

6927

С каждым днём протестов в Республике Беларусь всё громче раздаётся голос «прозападной партии», которая использует в качестве примера успеха прибалтийские республики, выбравшие после распада Союза альтернативный Республики путь развития — взять курс на ЕС и НАТО, отдалиться от России, начать новую приватизацию.

Когда вопрос отделения прибалтийских республик от Союза находился в апогее, сторонники независимости говорили, что пребывание в составе СССР сдерживало потенциал республик, а получение независимости позволит в полной мере реализовать этот потенциал. Националисты обещали, что вскоре Прибалтика достигнет уровня благосостояния Северной Европы. Время продемонстрировало, что этот тезис оказался несостоятельным. Он опирался на ложный посыл о том, что страны Северной Европы, проявят свойственный СССР альтруизм и помогут прибалтийским экономикам выйти на уровень экономического развития западных стран. Прибалты полагали, что ЕС это такой СССР, только хороший, и подобно Союзу, выравнивающему экономическое развитие своих республик, ЕС сделает то же самое по отношению к своим новым членам. Что же произошло в реальности?

Читайте также
Куда уедет мальчик Коля? Владислав Шурыгин о санкциях в отношении Лукашенко и их политических последствиях

Небольшой экскурс в историю. В 1970—1980‑е годы прибалтийские республики были лидерами среди союзных республик по объёму инвестиций в основной капитал на душу населения. Это была «витрина СССР», которая датировалась в приоритетном порядке. В ноябре 1989 года Верховный совет СССР принял закон об экономической самостоятельности Латвийской, Литовской и Эстонской ССР. По оценке ИМЭМО РАН, в 1990 году Литва занимала 39-е место в мире по ВВП на душу населения, Латвия — 40-е место, Эстония — 46-е место. После краха СССР прибалтийские республики могли присоединиться к СНГ и таким образом использовать все преимущества сложившегося на тот период разделения труда в Советском Союзе, где они располагали развитым промышленным производством, высокоэффективным сельским хозяйством, занимали позиции крупного транзитера товаров через свои порты: если на взаимную торговлю между странами Балтии приходилось всего около 5% объема внешнеторгового оборота каждой из них, то 95% составляла торговля с другими республиками Советского Союза.

Главным итогом экономической политики еврочиновников в Латвии стало уничтожение тяжелой и рыболовной промышленности и самых сильных отраслей сельского хозяйства. Большинство прибалтийских предприятий, которые по поставкам сырья, энергоснабжению, рынкам сбыта были ориентированы на экономические связи с советскими республиками, оказались ненужными в рамках ЕС. Страстно желая получить деньги от стран Европейского союза, страна пошла на уничтожение своей тяжелой промышленности. А ЕС был готов давать финансы стране при условии закрытия латвийских производств. Еврочиновники требовали от Латвии отказаться, прежде всего, от предприятий в сфере металлургии, машиностроения и судостроения. Латвия взяла под козырек и выполнила эти условия. В итоге эти отрасли рухнули. Этот акт был нужен ЕС, чтобы ликвидировать конкуренцию. Ведь аналогичные производства есть в ведущих станах Евросоюза, в той же Германии и Франции. Причиной требования сократить рыболовецкий флот стало соперничество со стороны ФРГ. Закрыт крупный радиозавод в Риге, прекратил свое действие широко известный в Советском Союзе рижский завод по производству микроавтобусов. Была выведена из строя атомная электростанция в Игналине (Литва), построенная в 1983 г. для обеспечения электроэнергией Латвии, Литвы, Эстонии. Ее заменили энергокабели из Финляндии и Швеции, поставляющие электроэнергию в Прибалтику с финских и шведских АЭС.

Латвийская республика также являлась одним из основных игроков на рынке ремонта судов. Но в силу ослабления экономики Латвия вынуждена повышать стоимость аренды. Многим судам дешевле пойти на ремонт в порты Польши и Дании, чем в Рижский порт. Квотирование вводится и в отношении сельского хозяйства, например, производства сахара. А сахар вместе с Германией хочет производить Франция, но рынок сбыта-то не резиновый. Поэтому надо ограничить присутствие Латвии на европейском рынке и поддерживать экономику стран Западной Европы. Так европейские страны избавились от достаточно сильного конкурента, просто заплатив ему. Внутренних резервов у страны мало, рынок ближайших соседей небольшой, а на европейском рынке латвийские товары не нужны. Отношения с Россией испорчены. По мнению исследователя В. А. Оленченко, антироссийская активность Прибалтики служит прежде всего для обоснования масштабного присутствия США в Европе, причем зачастую — в ущерб европейским интересам. На встрече 3 апреля 2018 г. президента Трампа и руководителей Латвии, Литвы и Эстонии прибалтийские политики приняли американскую установку о том, что странам Прибалтики отводится роль «живого щита», военного форпоста США на границах с Россией, а финансирование его деятельности ложится в значительной мере на сами прибалтийские республики. Также подчеркивалось, что Прибалтика может выполнять эту роль, если будет изолирована от экономических и политических связей с Россией. Отношение стран Прибалтики к антироссийским санкциям ЕС, к газопроводу «Северный поток-2», к урегулированию украинского кризиса также отражает больше подход США, чем позицию Евросоюза.

Уязвимость «европейского пути» стран Балтии продемонстрировал и глобальный кризис 2007—2009 гг., вызвавший болезненные потрясения для их экономик, которые пережили серьезный спад. К примеру, объем ВВП Латвии сократился почти на 30%, причем основные тяготы кризиса прибалтийские власти возложили на своё население. По итогам 2012 г. Евростат причислил Латвию и Литву к беднейшим странам Евросоюза — по этому показателю их опередили только Болгария и Румыния.

Сегодня прибалты живут на дотации Евросоюза, которые позволяют содержать сильно сократившееся население и инфраструктуру. Средний размер оплаты труда в Прибалтике значительно ниже чем в странах Западной Европы. Уровень пенсионного обеспечения и медицинского обслуживания в государствах Балтии, по данным Евростата, заметно ниже, чем в остальных странах-членах Евросоюза. Так, расходы по медицинскому обслуживанию на душу населения в год составляют в Латвии 508 евро, в Литве — 698, в Эстонии — 763. В соседней Дании этот показатель равняется 4.655 евро. Далеко прибалтийскому уровню здравоохранения и пенсионного обеспечения и до среднестатистического по ЕС. Размер минимальной пенсии, которая называется «народной» и выплачивается по старости тем, кто имеет трудовой стаж менее 15 лет, составляет 158 евро в месяц; базовая пенсия, от которой рассчитываются пенсионные коэффициенты, составляет 144 евро и предполагает, что каждый год стажа добавляет к пенсии 5,2 евро. Таким образом, человек, проработавший 30 лет, может претендовать на пенсию в 300 евро.

Североевропейские финансовые группы контролируют сегодня 80% банковского сектора Эстонии, 70% — Латвии и 60% — Литвы. Эти показатели и объем выданных кредитов позволили шведским SEB, Swedbank, финляндской Pohjola OA считать страны Балтии сегментом внутреннего финансового рынка Швеции и Финляндии. Этот статус ими обнародован и закреплен в документах. Фактически это экономическая оккупация.

Читайте также
Протесты и кровь в Белоруссии, а наказывают Россию? Польский депутат настаивает на санкциях для России за Белоруссию

По сути, страны Балтии сознательно отклонились от естественного историко-географического пути своего развития. Избранная странами Балтии модель является инородной в регионе, не отвечает региональным реалиям и не коррелируется с моделями развития географических соседей. Членство в ЕС привело к разрушению традиционных для Балтии структур экономик, что привело к переходу стран из числа экспортеров в число импортеров продукции из ЕС. Деиндустриализация привела к массовой эмиграции и безработице. Руководители республик пытаются отвлечь внимание населения от своих неудач русофобской пропагандой, но это звучит странно, учитывая, что за 25 лет независимости власти республики не смогли эффективно использовать экономический, инфраструктурный и человеческий потенциал, доставшийся им от СССР. Более того, во всех трех республиках созданы комиссии по подсчету «ущерба», якобы нанесенного странам Балтии в результате пребывания в составе Союза. Прибалтийские республики в силу принудительной внешней ориентации движутся к состоянию региональной изоляции. Еврокомиссия в своих документах часто называет Прибалтику изолированным районом ЕС. Одновременно сами прибалтийские республики проводят политику отгораживания от своих соседей — России и Беларуси. Страны Балтии приближаются к региональной изоляции, когда до ЕС — далеко, а с географическими соседями отношения сведены до минимума. Наблюдается также утрата странами Прибалтики национальной идентичности.

Беларусь, в отличие от стран Балтии, после развала Союза решила развиваться по собственной модели. Да, Беларусь экономически зависима от внешних источников финансирования (как, впрочем, и Польша с Прибалтикой) но, в отличие от своих соседей, Беларуси не приходится ни поступаться своими национальными интересами, ни действовать в ущерб благосостоянию своего населения. Нефтеперерабатывающая промышленность опирается на импорт российской нефти и использует преимущества того, что НПЗ с углубленной переработкой нефти строились в Советском Союзе ближе к границам с целью оптимизации экспорта нефтепродуктов.

Другой пример — белорусская молочная промышленность, которая ориентирована в основном на экспорт своей продукции в Россию. Опыт Беларуси показывает странам Прибалтики, что можно успешно развиваться, не поступаясь своими интересами.

К сожалению, нынешнее руководство Беларуси пыталось по примеру Украины и Балтии использовать русофобию в качестве инструмента отвлечения внимания от внутренних проблем. Лукашенко внедряет в сознание своих избирателей мысль о том, что Россия не проявляет должного понимания белорусских проблем.

При этом Лукашенко не стоит забывать, что Беларусь находится в окружении недружественных по отношению к ней Польши и стран Прибалтики, которые прилагают усилия для изменения внутренней и внешней политики страны. Литовская разведка регулярно пишет публичные отчеты о внутренней ситуации в Беларуси, ведя подрывную деятельность против ее инфраструктурных проектов (в частности, против БелАЭС). Не стоит забывать, что автор популярного телеграм-канала NEXTA, сообщающего в режиме реального времени о событиях в Беларуси, работает на польском телеканале «Белсат», который вещает на Беларусь из Вильнюса. На телеканале идёт много любопытных передач. Например, «Гісторыя пад знакам Пагоні» — цикл передач про историю Белоруссии в период входа в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Ведя подобную пропаганду, Прибалтика зовёт Беларусь пройти ее скорбным путём вестернизации со всеми вытекающими последствиями — деиндустриализацией, оттоком и обнищанием населения и т. д. Сегодняшняя Беларусь выбрала неустойчивый путь маневрирования между Москвой и Западом, который может в любой момент провалиться, когда критика Лукашенко приведёт к лишению его статуса легитимного президента на Западе. Его ближайшее окружение замешано в политических убийствах и может потерять власть в любой момент. Если до августа этого года с ними ещё как-то разговаривали (хотя часть политической элиты Беларуси находятся под санкциями США и ЕС), то сейчас их шансы на политическое будущее чрезвычайно малы. Лукашенко допустил роковую ошибку, истратив кредит доверия Путина.

Я убеждён, что дни команды Лукашенко сочтены, но будет большой ошибкой после из ухода наступить на те же «европейские грабли», на которые успела наступить Прибалтика и Украина. Все сказки о «литовском чуде» надо выбросить на помойку. Территория Беларуси служит естественным пространством для создания и функционирования транспортных коридоров между странами Евросоюза и постсоветского пространства. Исходя из впечатляющего опыта социального обеспечения населения, белорусский потенциал влияния выше прибалтийского.

Читайте также
Белорусский пожар: Впереди новая Смута? Андрей Рудалёв о том, как формируются реакции на белорусские события

Беларусь вполне могла бы стать региональным лидером, но этот шанс командой Лукашенко был упущен. Площадь страны больше, чем у стран Балтии вместе взятых, а население на 3 млн человек превышает население трёх стран. Новому белорусскому руководству стоило бы перехватить инициативу по консолидации региона с целью отказа от разделительных линий.

Белоруссия могла бы стать связующим звеном в Европе между Востоком и Западом и существенно повысить свой международный авторитет и влияние.

Россия заинтересована в Беларуси и зависима от неё. Под Брестом находится единственная станция раннего обнаружения ракет и космических объектов ВС РФ, а под Минском пункт дальней связи со всеми подлодками и кораблями ВМФ РФ в западном полушарии. Без этих важнейших объектов вся военная машина России не имеет смысла. Новому руководству Беларуси не стоит ссориться с Россией, шантажировать ее, как это делал Лукашенко, и заигрывать с ее врагами. России от Беларуси не нужно ничего, кроме добрососедских и устойчивых отношений.

Последние новости
Цитаты
Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Вадим Трухачёв

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня