Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Сговорчивый Байден: США всё-таки решили продлить СНВ-3

Зачем Вашингтон собрался воскресить «умерший» ракетный договор

2809

Буквально на второй день после вступления в должность 46-й президент США Джо (Джозеф) Байден делает заявление о готовности продления Договора о мерах по дальнейшему сокращению наступательных вооружений (ДСНВ/СНВ-3). То, о чём российский президент Владимир Путин едва ли не упрашивал в последние годы его предшественника Дональда Трампа, разрешилось в одно мгновение. Неожиданно? Можно сказать, что предсказуемо. И основной вопрос: кому это в большей степени выгодно?

Назвать Байдена «другом России» можно с большой натяжкой. Как любой американский президент он видит в нашей стране серьезного соперника и сильного потенциального врага. Это взаимно — Путин о Соединенных Штатах думает точно также, а потому держит свой «потенциал сдерживания» в боевой готовности и постоянно его совершенствует. «Ракетная гонка» ни к чему хорошему привести не может, и это прекрасно осознают обе стороны. Байден ещё в далёком 1979 году, когда ядерное противостояние между США и СССР было максимально накалено, приезжал в Москву (тогда молодому американскому сенатору было 36 лет) и способствовал подписанию договора ОСВ-2 (ограничение стратегических вооружений). То есть уже тогда он понимал, что сдерживания угроз можно добиться взаимными ограничениями, подразумевая свою выгоду в этом процессе.

Читайте также
Сергей Кара-Мурза: Сейчас мы пожинаем плоды революции сверху 1991 года Социолог и философ о причинах гражданских войн и революций в России

В отличии от Трампа-бизнесмена, Байдан в большей степени опытный политик и стратег. И на нынешнее решение о готовности продлить СНВ-3 он пошёл не из миролюбивых побуждений. По его мнению ограничения в стратегических вооружениях должны в первую очередь сыграть на руку США, которые в последнее время заметно отстают от России в ядерных вооружениях. Не по количеству — по качеству и эффективности. Американцам пока нечего противопоставить российским МБР типа «Сармат» и гиперзвуковому планеру «Авангард» с необычайной дальностью полёта и мощными средствами поражения. И продление СНВ-3 — это пауза на пять лет (разрешена условиями договора), которая даёт время на выработку новых договоренностей, а заодно и разработку своих новых технологий в области вооружений.

Здесь можно для понимания процитировать пресс-секретаря Белого Дома Джен Псаки: «Продление документа ещё более важно ввиду того, что отношения с Россией в данный момент являются враждебными. Договор — это единственный оставшийся документ, ограничивающий российские ядерные силы, и это является опорой стратегической стабильности между нашими двумя странами». Ключевые слова именно об ограничениях для России, здесь не нужно питать иллюзий. Впрочем, и для нас продление договора выгодно. Здесь уже официальный представитель МИД РФ Мария Захарова говорит: «Готовы, не откладывая, вступить в контакт по линии внешнеполитических ведомств России и США для скорейшего оформления договоренности о продлении СНВ на пять лет».

Срок действия ДСНВ истекает 5 февраля 2021 года, и его, как казалось, его фактически «похоронили». При этом и Россия, и США, участники этого договора, периодически высказывались за его сохранение, но консенсуса достигнуть не удавалось. И основная проблема в том, что обе стороны банально не доверяют друг другу и не верят в эффективность контроля за разоружением. Вспомним, что ещё в августе 2019 года Дональд Трамп на встрече с Владимиром Путиным в Хельсинки высказался в поддержку продления Договора, но на практике никакие работы в этом направлении так и не велись, кроме обвинений с американской стороны в нарушениях Москвой соглашений, Кремль отвечал аналогичными претензиями. США пытались извлечь из самой процедуры продления СНВ-3 собственную выгоду — хотите продлить Договор, уничтожайте ракеты. Путин традиционно отвечал что-то типа: «Да и хрен с вами, проживем и без договора».

Путин, конечно, несколько лукавил, изображая равнодушие к продлению ДНСВ с Соединенными Штатами. 16 октября 2020 года он предложил продлить Договор как минимум на год без дополнительных условий. То есть заморозить его в нынешнем состоянии, с перспективой «провести содержательные переговоры по всем параметрам проблем, которые регулируются договорами подобного рода». Путин заинтересован в сохранении стратегической стабильности. В такой же степени был заинтересован в этом и Трамп. При этом, у каждого из них свой взгляд на проблему с разоружениями. Что объединяет — это недоверие друг к другу. Вдруг обманет компаньон?

Именно тема контроля за ограничением ядерных вооружений и их утилизации, всегда были основным предметом недоверия между США и СССР, а затем и Россией. Проверить, действительно, было очень сложно — показывали далеко не всё, причём Москва всегда была более открытой и правдивой, но и свою ракетную «заначку» старалась иметь. Проблема заключалась и с учётом ядерных зарядов на баллистических ракетах. Их количество разнилось — на испытаниях было одно количество, при заступлении на боевое дежурство количество боевых блоков увеличивалось. Опять же существовала проблема так называемых боеголовок «возвратного потенциала», когда запланированная на «распил» ракета уничтожалась, а боевые блоки ставились уже на новый носитель и под учёт вроде как не попадали.

Читайте также
Европа признала: «Российской агрессии» не было Попытка самоустраниться или здравый смысл: что стоит за решением ЕСПЧ по Грузии?

Если вспомнить, то ещё соглашения по сокращению стратегических наступательных вооружений СНВ-1 и СНВ-2 предусматривали систему контроля по их выполнению. И, как отмечают военные эксперты и сами ракетчики, например, бывший начальник главного штаба РВСН, генерал-полковник Виктор Есин, уровень открытости в советские и ближние постсоветские времена был даже несколько выше, чем в последующем. Контроль за выполнением договорных обязательств включал проведение инспекций по проверке предоставленных данных, инспекции по проверке уничтожения ракет, пусковых установок и соответствующего оборудования, инспекции по проверкам предприятий, инспекции по визуальному наблюдению платформ разведения для прямого подсчёта боеголовок, проверки технических характеристик МБР, БРПЛ и стратегических бомбардировщиков. Полный контрольный механизм представляется сложной и дорогостоящей системой. Каждая из сторон использует собственные технические средства и сбор разведывательной информации для проверки выполнения соглашений.

Инспекционная деятельность, помимо обмена телеметрическими данными, полученными в ходе проведения испытательных пусков ракет (в год не более пяти раз), считается главным инструментом взаимного контроля за соблюдением договора СНВ-3. Каждая из сторон старается использовать для участия в инспекциях максимальное количество специалистов, которое оговорено в 300 человек. Представляемые данные и визуальнвя «картинка» ограничивается представляемые для наблюдения возможности. Инспекторы могут, например, получить достоверность сведений о заявленных количествах развёрнутых стратегических наступательных вооружений. Образно говоря, посчитать на пальцах, но на на расстоянии. Представляется также возможность подтвердить достоверность данных о неразвёрнутых, переоборудованных или ликвидированных вооружениях. Есть возможность присутствовать в местах загрузки баллистических ракет, их складирования и ремонта, а также на испытательных полигонах и в местах обучения ракетных расчётов.

Читайте также
Америка Байдена: «Одна нация» или «мы против них»? США страдают от «политического экстремизма, превосходства белых» и «внутреннего терроризма»

Опытный специалист в ходе таких инспекций может почерпнуть много, но далеко не всё. Лишь из оговоренного списка, который не дает гарантированных стопроцентных данных. И именно на основании этих данных составляются отчёты как о количестве ракет и прочих стратегических наступательных вооружений, так и об их боевом потенциале. Но тайны в любом случае остаются. И заявленные 4000 тысячи ядерных боеголовок у США и чуть больше 3000 у России, могут несколько разниться по подтвержденным данным экспертных инспекций.

Возникает ещё вопрос в связи с нынешним решением США продлить СНВ-3 — временные сроки. Времени до 5 февраля осталось не так много, счёт идёт буквально на часы, эксперты из МИД ранее утверждали, что подобная процедура может занять не менее полугода. Как успеют Россия и США продлить Договор?

-Проблему продления СНВ-3 можно первоначально разрешить в рамках двусторонней консультативной комиссии, — считает политолог Александр Зимовский. — Как трактует сам Договор, «для содействия осуществлению целей и положений настоящего договора Стороны настоящим создают Двухстороннюю консультативную комиссию, полномочия и процедуры которой изложены в Главе шестой Протокола к настоящему договору». Здесь вопрос лишь в желании сторон скорейшего создания подобной комиссии и наличии принципиальных разногласий. И если не возникнет принципиальных разногласий по дополнениям в условия Договора, процедура переподписания может пройти в достаточно сжатый срок. Нужно учесть и то обстоятельство, что подготовительная работа по продлению СНВ-3 велась и ранее, всё зависело лишь от политической воли руководителей. С российской стороны задержек не было, тормозили процесс именно в США, и коль теперь Байден дал «отмашку» своему Госдепу, то в сроки до 5 февраля вполне можно уложиться.

Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня