18+
пятница, 2 декабря
Политика

Чилингаров в Антарктиде: эксклюзивный туризм депутатов

Экстремальная поездка делегации Госдумы влетит бюджету в копеечку, хотя смысла в ней не много

  
74

Сегодня специальная делегация Государственной думы вылетает в Антарктиду. В состав команды отважных нардепов вошли главный полярник страны — Герой России Артур Чилингаров, а также Владимир Груздев, Михаил Гришанков и Леонид Слуцкий. Последние трое включены «поскольку они принимают бюджет». Мотивировка для командировки на далекий юг могла бы показаться странной, если бы не главная цель поездки. А она заключается в том, что депутаты должны изучить условия проживания и работы полярников в Антарктиде. Как заявил на пресс-конференции Чилингаров, «мы никак не можем решить вопрос увеличения пенсионного обеспечения людей, которые живут на самой трудной станции „Восток“, где среднегодовая температура „минус 55 градусов“ и даже ниже».

Станция «Восток» — бывшая советская, а сейчас единственная российская внутриконтинентальная антарктическая научная станция. Названа в честь парусного шлюпа «Восток», одного из кораблей антарктической экспедиции 1819—1821 годов. Географические координаты: 78°28′ ю. ш. 106°48′ в. д. Была основана 16 декабря 1957 года. Более сорока лет российские специалисты проводят здесь исследования углеводородного и минерального сырья, резервов питьевой воды; осуществляют аэро-метеорологические, актинометрические, геофизические и гляциологические наблюдения, а также специальные медицинские исследования; занимаются изучением изменения климата, исследованием «озоновой дыры», проблем повышения уровня воды в Мировом океане и др. Здесь в середине 1990-х годов было обнаружено уникальное реликтовое озеро Восток — крупнейшее подлёдное озеро Антарктиды. Сейчас разрабатываются проекты его изучения.

Если станция не законсервирована, как периодически случается, то обычно на ней летом находятся 25 человек — ученых и инженеров. Зимой их количество сокращается до 13. Сейчас в Антарктиде как раз лето. Как отметил Чилингаров, «пока там тепло — всего «минус 40».

Таким образом, депутаты фактически собираются изучать в ходе своей командировки, которая продлится до 24 января, вопросы пенсионного обеспечения на опыте двух с половиной десятков человек.

Как рассказал «СП» начальник отдела кадров Санкт-Петербургского института Арктики и Антарктики Владимир Шевяков, на всем южном континенте сегодня трудится 150 человек. Кстати, на другом полюсе Земли в это же время дрейфует экспедиция из 20 полярников. Льгота для полярников заключается в том, что они могут выйти на пенсию раньше. Например, не в 60 лет, а в 58. Для льготного стажа нужно отработать в районах Крайнего Севера не менее 7,5 лет. В среднем люди стараются заработать 15 лет «северных», и тогда можно выйти на пенсию на пять лет раньше. Льготный стаж — от каждого северного года — 4 месяца. Никаких других льгот нет, они касаются только срока выхода на пенсию.

Можно было бы искренне порадоваться о том, что народные избранники столь профессионально относятся к народным нуждам, если бы не цена вопроса, которую казне придется уплатить за такую поездку. Мы не станем мелочиться и подводить баланс командировочным расходам, закупке спецодежды для четверки отважных. Попробуем посчитать просто: во сколько обойдется их доставка на место.

Александр САВЕЛОВ, штурман ИЛ-86, стаж работы в авиации 35 лет:

— Сколько керосина сожжет ИЛ-76 на маршруте Москва-Южный полюс? Это легко рассчитать.

Расстояние до Антарктиды около 16 тысяч километров, если лететь напрямую. При скорости 780 километров в час время в пути с посадками займет примерно 25 часов. За час полета самолет сжигает 8 тонн горючего. Умножаем — выходит 200 тонн керосина. Туда и назад — 400 тонн.

Сегодня средняя стоимость керосина в России примерно 32 тысячи рублей за тонну. Следовательно, на одно только горючее потребуется истратить почти 13 миллионов рублей. Если в долларах, получается, по самым скромным подсчетам, около 430 тысяч.

Поездка получается, крайне затратной. Тем более, что в Антарктиде наши депутаты намереваются еще и устроить прием для экспедиции князя Монако Альбера II. По случаю оказавшейся в это же время в тех же самых широтах.

Правда, князь путешествует не за счет монакской казны, а на свои кровные, плюс пожертвования спонсоров.

Стоит отметить, что параллельно с изучением вопроса о пенсиях и социальном обеспечении полярников, которые, ну, никак невозможно решить находясь в Москве, делегация депутатов собирается заняться и еще несколькими проблемами. В частности, рассмотреть вопрос разрушения озонового слоя над Антарктидой, находясь непосредственно под дырой и, таким образом, рискуя собственным здоровьем. Форсировать создание российского самолета, который может взлетать на колесах, а приземляться на лыжах. Задним числом отметить случившееся в минувшем декабре 50-летие Антарктического договора, согласно которому ведутся исследования континента.

На предшествовавшей отлету пресс-конференции Артур Чилингаров заявил, что Россия даже готова приступить к созданию уникального глубоководного аппарата для погружения на дно Марианской впадины. Прямо к нынешнему посещению Антарктиды это, конечно, не относится. Иначе получилось бы совсем смешно — та впадина находится вообще на другой стороне планеты. Но размах депутатской мысли все равно впечатляет.

Стоит ли удивляться делегатам от Госдумы, если их грандиозную затею злые языки назовут экстремальным туризмом за казенный счет. Когда сотни тысяч долларов тратятся на доставку научных экспедиций — это одно. На четырех «принимающих бюджет» — согласитесь, совсем другое.

К сожалению, такой туризм становится для наших руководителей чуть ли не обычной практикой. Вспомним хотя бы фамилии тех, кто успел слетать в Антарктиду за последнее время.

В январе 2007 года на континенте приземлилась делегация ФСБ России, во главе с директором секретной службы Николаем Патрушевым. В составе экспедиции находились также его первый заместитель, глава пограничной службы Владимир Проничев, глава Росгидромета Александр Бедрицкий и все тот же Артур Чилингаров. Перед собой они поставили «грандиозную задачу» — достичь Южного полюса. И с честью ее выполнили. Как было специально отмечено, «впервые в истории человечества Православное Рождество христиане встретили на Южном полюсе — там, где сходятся все земные меридианы на высоте 2835 метров». Вопрос «зачем?» — повис в воздухе.

В марте 2008 года первый вице-премьер Сергей Иванов провел в Антарктиде целый рабочий день. Его сопровождали министры транспорта и природных ресурсов Игорь Левитин и Юрий Трутнев. На далеком юге Иванов, якобы, решал транспортные проблемы российских полярников. Там же провел совещание и посмотрел, как работает российская навигационная система ГЛОНАСС в условиях Антарктиды. Особо заметим, что ГЛОНАСС до сих пор не работает даже в условиях средней полосы России.

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня