18+
пятница, 30 сентября
Политика

Россия пытается перехватить у США «афганскую проблему»

Президенты Медведев и Каримов, встретившись в Ташкенте, говорили за всю Центральную Азию

  
12

Президент России Дмитрий Медведев на пресс-конференции после окончания переговоров с президентом Узбекистана Исламом Каримовым высказался за сотрудничество с США при решении проблем Афганистана. «Сотрудничество с США должно быть равноценным и полномасштабным», — сказал Медведев.

Он поддержал решение президента США Барака Обамы найти новый вариант решения афганской проблемы. Медведев предложил определить новые международные форматы, которые были бы эффективны для решения проблем Афганистана. Медведев также подчеркнул, что, по его мнению и по мнению президента Узбекистана, «нельзя рассматривать положение в Афганистане вне контекста отношений Афганистана и Пакистана, особенно положения на границе между этими государствами». Два президента договорились, сказал он, что эти вопросы необходимо решать на коллективной основе. Медведев заявил, что президенты РФ и Узбекистана предлагают «созвать международную конференцию по афганской проблеме под эгидой ШОС».

В свою очередь Каримов подчеркнул, что поддержка, которой пользуется в Афганистане движение «Талибан», определяется недовольством афганского народа ведущейся на территории этой страны войной. «Война ведется уже восемь лет и конца-края ей не видно. Нищета порождает терроризм, в ряды „Талибана“ вступают рядовые афганцы. И сила „Талибана“ именно в этом… Надо понимать, что чем дольше иностранные войска находятся на территории страны, тем больше они приобретают оккупационный характер. Это происходит в Ираке и Афганистане», — заявил президент Узбекистана. Он поддержал то, что новый президент США принял решение о поиске новых подходов к решению афганской проблемы. «Мы посмотрим, во что это выльется», — сказал Каримов. Вместе с тем он выразил уверенность, что «надо привлекать к этому процессу соседние с Афганистаном страны плюс Китай и Индию».

Обсуждение лидерами двух стран проблематики обеспечения безопасности и стабильности в Центральной Азии, расширения взаимодействия в военно-технической области имеет давнюю интригу. Она связана с тем, что руководство Узбекистана, судя по всему, еще в ближайшем прошлом не до конца определилось с выбором стратегического союзника, колеблясь между Россией и США.

Вероятно, в этом можно разглядеть и вину нашего руководства. Начнем с того, что Узбекистан в единственном числе не вошел в список стран региона, которые после вступления в должность посетил Дмитрий Медведев. И это после того, что девять лет назад Владимир Путин первый визит в качестве президента совершил именно в Узбекистан. Эта страна в годы президентства Путина заняла особое место в приоритетах Москвы (реальным результатом такой политики стал вывод американской военной базы из Узбекистана). Естественно было ожидать от Медведева преемственности в этом вопросе. Но, став президентом РФ, он с первыми визитами отправился в столицы «энергетических» республик — Туркмению, Казахстан и Азербайджан. Ташкент в ответ начал дрейф в сторону Запада.

Сначала президент Узбекистана Ислам Каримов отмолчался во время августовского конфликта в Южной Осетии. Потом приостановил членство Узбекистана в Евразийском экономическом сотрудничестве. В последующем эксперты прогнозировали выход из организации Договора о коллективной безопасности. Отказ Каримова приехать на неформальный саммит глав стран-членов ОДКБ в Казахстане сочли прелюдией к такому шагу. А дальше ожидали разрыва военно-технического сотрудничества с Россией, сближения с США и повторного появления американской базы на территории Узбекистана. К счастью, все эти прогнозы не сбылись. Более того, в конце прошлого года в МИДе Узбекистана появилась структура, созданная для координации взаимодействия со странами ОДКБ. Ташкент продемонстрировал, что впредь намерен наращивать свое участие в этой организации, а также военно-техническое сотрудничество с Россией.

Несомненно, такие решения стали реакцией на проявление доброй воли с нашей стороны при подготовке визита президента РФ Медведева в Узбекистан.

— В системе военного сотрудничества России с государствами Центральной Азии Узбекистан занимает важнейшее место, — считает профессор, академик Академии военных наук полковник Юрий Рубцов, — поскольку наряду с Казахстаном, в силу своего геополитического, экономического и военного потенциала объективно является ключевым государством региона. В частности, Узбекистан располагает наиболее боеспособными и хорошо оснащенными в регионе вооруженными силами, которые имеют непосредственный боевой опыт ведения специальных операций в горных условиях. В начале 90-х годов прошлого века военное сотрудничество между Россией и Узбекистаном было особенно активным. Именно Россия и Узбекистан инициировали подписание в Ташкенте в мае 1992 года Договора «О коллективной безопасности» (ДКБ) СНГ, который стал первой попыткой формирования системы безопасности на постсоветском пространстве. С началом гражданской войны в Таджикистане Москва и Ташкент тесно координировали свои действия по оказанию военной помощи таджикским правительственным формированиям. Совместно с российской 201-й дивизией подразделения узбекских ВС вошли в состав коалиционных миротворческих сил для поддержания мира в Таджикистане.

Однако, во многом из-за политики ельцинской администрации в середине — конце 90-х годов Узбекистан стал активно выстраивать стратегию, нацеленную, в первую очередь, на тесное сближение с США и НАТО. Эффективность российско-узбекского военного сотрудничества заметно снизилась. А в 2001 году в селении Ханабад была создана американская военная база.

Деятельность администрации президента В. Путина постепенно переломила ситуацию. 16 июня 2004 года между Россией и Узбекистаном был подписан Договор «О стратегическом партнерстве», а в 2005 году Узбекистан вышел на уровень союзнических отношений с Россией, подкрепив их соответствующим договором. Согласно данному договору, Россия и Узбекистан гарантируют оказывать друг другу поддержку в случае совершения акта агрессии против одной из сторон, а другая сторона в порядке осуществления права на коллективную самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН предоставляет ей необходимую помощь, включая военную, а также оказывает поддержку иными находящимися в ее распоряжении средствами.

Москва и Ташкент договорились также активно взаимодействовать в плане модернизации и реформирования вооруженных сил Узбекистана, их оснащения современным вооружением, подготовки в РФ офицерских кадров для узбекской армии и проведения совместных мероприятий по боевой подготовке. В 2005 году на узбекском горном полигоне «Фариш» (Джизакская область) было проведено первое совместное тактическое учение спецподразделений ВС России и Узбекистана, в котором приняли участие 200 российских военнослужащих из состава спецподразделений ГРУ ГШ ВС РФ, а с узбекской стороны — ряд подразделений и артиллерийские расчеты. Кроме спецназа, на узбекском полигоне действовали также российские вертолетчики на Ми-8 и Ми-24. Учения аналогичного профиля «Боевое братство-2006» прошли на полигоне Северокавказского военного округа России (Краснодарский край). С 2008 года начались совместные тренировки специалистов ПВО и ВВС на российском полигоне «Ашулук» (Астраханская область).

Наши базы в Средней Азии

В Узбекистане нет военных объектов, которые арендовались бы Россией в интересах военного ведомства. В то же время Договором «О стратегическом партнерстве» предусмотрена возможность создания военной авиабазы. Кроме того, согласно 8-й статьи указанного Договора Россия и Узбекистан в необходимых случаях могут предоставлять друг другу право использования своих военных объектов.

А в целом в Средней Азии Россия располагает несколькими военными базами. Четыре из них расположены в Казахстане. Три отдельных воинских части находятся в Киргизии. В Таджикистане функционирует объект космических войск ВС России в Нуреке. Основной наш контингент в Таджикистане — 201-я военная база, которая дислоцируется в Душанбе, Кулябе и Курган-Тюбе. В последнее время наши военные уже не занимаются оперативным прикрытием государственной границы Таджикистана. Они выполняют задачи по охране и обороне важнейших объектов в республике, оказанию помощи вооруженным силам этой страны в случае вооруженного конфликта, проникновения террористических формирований и бандгрупп с сопредельных территорий.

А что у США в этом регионе?

После выдворения из узбекского Ханабада у США на сегодняшний день в Средней Азии осталась лишь авиабаза в киргизском Манасе. К тому же она «уравновешена» российской авиабазой в Канте, близ Бишкека. Но активности в регионе американцы не снижают. После ухода из Узбекистана они пытаются создать авиабазы на территории Казахстана. К сожалению, сенат Казахстана в конце ноября прошлого года ратифицировал меморандум о взаимопонимании между правительствами Казахстана и США, который был заключен аж 15 декабря 2001 года и до сих пор был желанной целью американской геополитики в регионе. Целью меморандума является предоставление Казахстаном специальных воздушных коридоров для обеспечения полетов воздушных судов США.

Хуже того, на июнь 2009 года в Казахстане планируется провести т.н. «Форум совета евро-атлантического партнерства». В Центральной Азии такое мероприятие будет проводиться впервые, и Казахстан берет эту инициативу первым из стран региона. НАТО при поддержке США нацеливают Казахстан на более активное участие в продолжении военной операции сил коалиции в Афганистане. Основная цель — через натовские механизмы добиться того, чтобы казахстанские военнослужащие (медики и штабные офицеры), недавно выведенные из Ирака, приняли участие в новой афганской операции.

Нельзя не учитывать тот факт, что в нынешней ситуации глобального финансового кризиса, Казахстан довольно сильно зависит от внешних займов в США. Общая задолженность Казахстана на данный момент перед Соединенными Штатами и ведущими западноевропейскими странами составляет около 100 млрд. долларов. Для США всегда и в отношениях с любыми странами наличие удобного «финансового рычага» помогало добиваться важных уступок от правительств государств-заемщиков, в том числе — и в области военных связей. К тому же и председательство Казахстана в ОБСЕ на 2010 год США намереваются связать с более тесными отношениями в военной сфере между Астаной и натовскими структурами.

Эти планы вряд ли будут реализованы, если переговоры между Медведевым и Каримовым дадут результаты, способные заинтересовать и Астану.

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Манойло

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Первая полоса
Фото дня
СМИ2
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
Миртесен
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-ЮГ
СП-Поволжье