Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Вашингтон и Лондон зачехляют боевые соцсети

Натовские генералы проигрывают России на пропагандистском фронте

7515
Вашингтон и Лондон зачехляют боевые соцсети
Фото: Boris Roessler/dpa/picture-alliance/TASS

Натовские пропагандисты — военные и гражданские — явно проигрывают России в информационной войне. Это констатируют сразу несколько авторитетных западных экспертов. Одна из причин — неэффективность кадрового подбора тех, кто призван заниматься пропагандой.

Brookings: российская военная пропаганда получает огромное распространение от Латинской Америки до Африки

Очень эффективно работает российская пропаганда в Африке, Азии, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке, констатируют эксперты Brookings Джессика Брандт и Валери Виртшафтер. Скажем, в латиноамериканских соцсетях с начала спецоперации доля всех сообщений на темы, посвященные Украине, утроилась. А вовлеченность пользователей в публикации об Украине (в виде лайков, комментариев, шеров и других реакций) увеличилась почти в пять раз.

За прошлый год в Латинской Америке, по подсчетам Brookings, почти вдвое вырос интерес к твитам в аккаунтах российских государственных СМИ, органов власти и дипломатических представительств. Поэтому неудивительно, что население в целом все заметнее разделяет антиамериканскую и антинатовскую позицию. Зато жители Латинской Америки все больше воспринимают российскую разъяснительную риторику, осознавая: глобальная нехватка продовольствия и топлива — это результат скоординированной санкционной атаки Запада на Россию.

Основной инструмент для донесения российской позиции — это лидеры общественного мнения, независимые испано- или португалоговорящие журналисты. Причем, как правило, они никак не связаны с российскими государственными СМИ. Активно цитируются российские военкоры и официальные сообщения Минобороны.

Читайте также
Битва за Марьинку: Наши уничтожают врага в режиме «умри все живое» Битва за Марьинку: Наши уничтожают врага в режиме «умри все живое» Окончательно зачистить город мешают фанаты-бандеровцы, вылезающие на белый свет из подземелья

На Африканском континенте, по подсчетам экспертов Brookings Мэри Бланкеншип и Алоизиус Уче Орду, пророссийский контент также доминирует. В Африке, как и в Латинской Америке, крайне популярен твиттер. Здесь активно выступают российские официальные лица и пророссийские эксперты, цитируются военкоры.

Важные тренды, по подсчетам Brookings, — это обвинение Запада в продовольственном кризисе (для бедных африканских стран это особенно важно), а киевского и вашингтонского режимов — в поддержке неонацизма. Кроме того, во многих твитах подтверждается, что Запад пытается целенаправленно наказать Африку за «незначительную» поддержку Украины.

Широко распространяется пророссийский контент и в США, подсчитала американская разведывательная компания Nisos. Эксперты констатировали: англоязычные версии российских пропагандистских видеороликов (даже от Минобороны) с необычайной скоростью распространяются в твиттере. И в других, менее известных, соцсетях — таких как Gab и Truth Social, созданных сторонниками бывшего президента Дональда Трампа. По мнению американцев — симпатизировавшего России.

«Пропагандистские» генералы НАТО торомозят и не поспевают за реалиями

Россия обставляет натовских «пропагандистских» генералов на их же поле — делают вывод эксперты. И это при том, что во всех натовских армиях военная пропаганда — настолько важная функция, что ей занимаются отдельные структуры.

Скажем, в США это не какой-то департамент или управление, а отдельное федеральное агентство — Служба оборонных средств массовой информации (Defense Media Activity). В ней работает около 4 тысяч человек по всему миру.

Правда, служба была создана относительно недавно — в 2008 году. Причем создание единой военно-пропагандистской структуры в США шло крайне долго и неповоротливо.

Еще в 2005 году на фоне катастрофических провалов американской армии в Ираке и Афганистане Минобороны США было рекомендовано объединить множество разрозненных информационных департаментов войск и военных СМИ. И вот это самое объединение затянулось почти на 3 года (в России аналогичная реорганизация заняла лишь полгода).

Раздутость информационной службы американских Вооруженных сил не только не спасла, а ускорила провалы.

Общественность США жестко критиковала Минобороны сначала за замалчивание военных преступлений в Ираке и Афганистане.

Затем — за вялую реакцию на творимый американцами беспредел в Сирии.

Ну и, наконец, за то, что Минобороны пыталось строить хорошую мину при плохой игре в Афганистане. Запрещенная террористическая группировка «Талибан"* легко вернула контроль над страной, в то время как Defense Media Activity на брифингах и в постах в соцсетях продолжало уверять: мол, у наших бравых ребят все под контролем.

А чего удивляться. Руководитель американского Defense Media Activity имеет статус помощника министра обороны. И за последние 10 лет на этой должности сменилось аж 9 человек. Каждый год — новое сытое и самодовольное лицо.

На должность назначали даже не военных, а гражданских. Как правило, они долго не задерживались: например, Маура Салливан (заметим, женщина, и без военного звания) поработала главным пропагандистов Минобороны США всего несколько месяцев.

Турецкие генералы молчат не только о провалах, но и об успехах

Читайте также
RAND о конфликте на Украине: Если ВС РФ нападут на НАТО, то начнут с уничтожения западных спутников. Правильно думают RAND о конфликте на Украине: Если ВС РФ нападут на НАТО, то начнут с уничтожения западных спутников. Правильно думают Укро-правдорубы уверены, что янки поступят с громадянами как с афганцами — «наиграются в войнушку» и бросят

Во Франции Генеральная дирекция по цифровым и информационно-коммуникационным системам появилась в структуре минобороны всего лишь в 2006 году. Именно когда французы ввязались в колонизационные войны в Африке и Ближнем Востоке.

С тех пор во французском пропагандистском ведомстве, как и в американском, была жуткая кадровая чехарда — сменилось 8 руководителей. Причем, что любопытно, сначала военной пропагандой во французском Минобороны занимались гражданские (скажем, выходец из телеком-бизнеса Анри Серрес), а уж потом — одни генералы.

А вот, например, генералы Турции вообще не переживают по поводу информационной открытости. В турецком Минобороны нет ни департамента, ни управления по связям с общественностью.

Лишь консультант министра с небольшим штатом. Причем консультант — даже не генерал, а всего лишь полковник, бывший морской пехотинец Зеки Актюрк.

По медийности ему далеко до российского или американского коллеги. Зато и общественность Турции, которая ведет одновременно множество военных операций, родное Минобороны не критикует. По простой причине — мало что знает о нем.

Хитрая схема реализована в Великобритании. Здесь с 2015 году существует Консультативный комитет по вопросам обороны и безопасности в медиа. В него входят генералы Минобороны, МВД и руководители 16 крупнейших британских СМИ и журналистских организаций.

Впрочем, общественность тоже постоянно критикует такую схему: на закрытых заседаниях комитета работу СМИ цензурируют. То есть хваленая британская «свобода слова» на самом деле яйца выеденного не стоит — констатируют эксперты.


* «Талибан» признан террористической организацией решением Верховного суда от 14 февраля 2003 года. Деятельность организации на территории РФ запрещена.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня