18+
воскресенье, 4 декабря
Политика

Лукашенко приехал за приданным к Союзу

Эксперты полагают, что есть смысл развивать с Белоруссией военное сотрудничество. Все остальное — «распил средств»

  
4

3 февраля в Москве открывается первое в текущем году заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства под председательством его главы — Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко. Российскую сторону на заседании возглавляет Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев.

Подготовка этого мероприятия не обошлась без скандала. Госсовет должен был собраться ещё под занавес 2008 года, но заседание перенесли. Белорусскую сторону не устроило содержание встречи, предложенное российскими партнерами. По их мнению, оно было слишком абстрактным.

По инициативе Президента Беларуси, были внесены предложения, серьёзно усиливающие повестку дня будущих переговоров. Теперь она предусматривает стратегические направления взаимодействия Белоруссии и России в новых условиях: меры по преодолению влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономики Республики Беларусь и Российской Федерации, предложения по расширению белорусско-российского сотрудничества в топливно-энергетической сфере, углублению взаимодействия в области обороны. О том, чего можно ожидать от российско-белорусской встречи на высшем уровне, корреспонденты «СП» побеседовали с президентом Российской Академии геополитических проблем генерал-полковников Леонидом Ивашовым.

— Какие, на ваш взгляд, перспективы имеет сегодня Союзное государство?

— Убежден, что никакого Союзного государства нет, да никто его всерьез и не строил. Ведь не созданы ни теория, ни концепция такого государства. Строим непонятно что. На мой взгляд, просто идет распил средств, выделяемых на это дело. Но чем дольше мы якобы строим союзное государство, тем менее мы похожи на союзников, скорее всего, мы становимся конкурентами. Поэтому я предложил бы подписать пока договор о военном союзе двух государств. Ведь преждевременно ставить задачу объединения в одно государство, когда у нас совершенно противоположно развиваются политические системы, экономические модели, социальные структуры общества. Это все равно, что строить здание с расходящимися в разные стороны стенами.

— Тем не менее, есть и радующие тенденции: белорусско-российский товарооборот в прошлом году превысил 34 млрд. долларов, союзный бюджет в 2009 году увеличен на 20% и достигает 4,9 млрд. российских рублей, которыми предполагается финансирование 42 программ, подпрограмм и мероприятий. Все-таки сближение есть?

— Безусловно. Народ Беларуси — самый близкий к русскому по историческому родству. По сути, мы — единый народ, сыновья одной матери-земли, и главное в этом родстве — единение души народной. Поэтому союз двух государств совершенно естественен и он, несомненно, будет развиваться. Но, если смотреть реальности в глаза, то не менее понятно и другое: единым государством мы пока стать не сможем. И не только по названным выше причинам, но и потому, что слишком мощные силы в мире препятствуют этому.

Во-первых, потому, что принцип «разделяй и властвуй» остается доминирующим в подходе западной политики в отношении постсоветского пространства и интегрирующей роли России.

Во-вторых, единение Росси и Беларуси создает прецедент модели, ядра будущей интеграции в рамках Содружества Независимых Государств.

В-третьих, в результате объединения русского и белорусского народов образуется геополитическая основа славянского единства.

Безусловно, подобная перспектива не устраивает ни Запад с его финансовым интернационалом во главе, ни пятую колонну в РФ и РБ, ни крупный капитал национального и транснационального характера.

Потому и переводятся российско-белорусские отношения в расчетно-денежный формат, в неестественную для братских отношений парадигму: кто кого на несколько миллиардов нагреет.

Более менее у нас просматриваются военно-союзнические отношения. Вот здесь и нужно продвигаться в первую очередь — создавать единое оборонное пространство, единые вооруженные силы. Не только в рамках ОДКБ, а на двухсторонней основе. Со всеми вытекающими последствиями.

— А у нас разве двухсторонних военных отношений нет?

— Есть. И, повторюсь, это самый положительный пример нашего сотрудничества. Без громких заявлений военные ведомства спланировали и уже начали «операцию» по созданию единого оборонного пространства. В числе реализованных целей и задач: формирование совместной коллегии двух министерств обороны; единая оценка военно-политической ситуации в районе возможного применения вооруженных сил; концепция единого оборонного пространства; создание (задействование) системы военной инфраструктуры; объединенная система ПВО с организацией непрерывного боевого дежурства выделенными силами и средствами двух государств; координация подготовки войск и штабов, регулярные совместные учения; разработка и применение единых принципов военного искусства, нормативов и стандартов, документов по планированию и действиям войск; разработка — что самое важное — единой военной доктрины Союзного государства.

Добавлю к этому, что на территории Республики Беларусь размещены и действуют в боевом режиме ряд стратегических объектов ВС России, идет непрерывный обмен информацией о воздушной и космической обстановке, о действиях натовских «друзей». К тому же белорусские предприятия активно участвуют в разработке, создании и производстве российской военной техники. И никаких коллизий в отношении оплаты за информацию, за пролеты военной авиации и прочие действия и услуги. Просто военные решают общую и самую главную задачу — обеспечить безопасность наших народов. И в этом служении не мечтают о прибылях, не исповедуют рыночные подходы, не рассуждают о либеральной демократии. Они просто делают свое дело. И в этом совместном служении Отечеству куется боевое братство, продолжается историческая традиция. Эти взаимоотношения нужно закрепить Договором о военном союзе наших государств. Это лучше и полезней, чем вести гипотетические разговоры о Союзном государстве, которого нет.

— Насколько важен для России такой военный союз?

— Он важен и для России, и для Беларуси, поскольку у нас общий вероятный противник на западном стратегическом направлении. Причем противник реальный, стоящий и у наших границ, и у границ Беларуси. Он превосходит по количеству вооружений и личного состава наши армии. Однако объединившись в военный союз, мы становимся сильнее, а значит повышается порог возможной агрессии против каждого из нас.

— Как вы думаете, Россия могла бы использовать Беларусь с точки зрения противодействия американской ПРО в Европе?

— Не стоит зацикливаться только на европейском элементе американской ПРО. Не забывайте, что ее главные элементы находятся в космическом эшелоне. Именно в космосе будут осуществляться перехваты наших ракет. Там мы должны успешно противодействовать и иметь средства для этого. Есть и другие аспекты проблемы. Так что к ПРО нужно относиться комплексно. Мне кажется, американские спецслужбы все делают для того, чтобы специально сузить проблему, отвлечь наше внимание от главного. Ну, строят что-то в Европе. Да, это опасно, но это не главная опасность для наших ядерных сил ответного удара возмездия. Тем не менее, очень важно то, что с территории Беларуси можно взять под контроль европейские элементы американской ПРО. Это еще выше поднимает военную значимость нашего самого надежного союзника — Беларуси.

Последние новости из Беларуси. Минск

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня