18+
пятница, 9 декабря
Политика

Бюрократы будут саботировать приказ Путина о публикации расходов

Сами с собой чиновники бороться не станут

  
11

Владимир Путин на заседании правительства в понедельник, 4 апреля поручил разработать поправки в закон, обязывающие чиновников декларировать не только свои доходы, но и расходы. Эта мера могла бы стать серьезным антикоррупционным инструментом, но следует учитывать изобретательность нечистых на руку бюрократов: они могут найти массу способов избежать отчета о расходах, либо представить недостоверные данные, спрятав концы в воду. Не говоря уже о том, что конкретных сроков для разработки и приятия закона глава правительства не определил.

Мера, предложенная Путиным, обсуждается на всех уровнях довольно давно. В частности, такие же нормы содержатся в 20 статье Конвенции ООН против коррупции. Примечательно, что Россия ратифицировала данный документ еще в 2006 году — за исключением как раз 20-й статьи. Таким образом, чиновники подстраховались от неприятностей с объяснениями по поводу внезапного приобретения имущества, на которое они должны откладывать официальную зарплату в течение нескольких лет.

В числе других мер стоит вспомнить формирование в 2003 году Совета при президенте по борьбе с коррупцией (а с 2008 года — по «противодействию коррупции»). Так что тема противостояния взяточничеству для нынешней российской власти не нова. Но за прошедшее десятилетие ситуация только ухудшилась. Согласно данным международной организации Transparency International, занимающейся изучением коррупции в мире, Россия в рейтинге восприятия коррупции с 2000 года рухнула почти на самое дно, заняв по итогам 2010 года 154-е место из 178 стран. Десять лет назад Россия находилась на 82-м месте в рейтинге, соседствуя с Эквадором, Грузией и Албанией. Теперь наши «братья по взяткам» — Таджикистан, Кения и Камбоджа, а та же Грузия находится уже на 68-м месте.

Что же будет теперь? Скорее всего, повторится ситуация 2008 года, когда антикоррупционный пакет законов президента Дмитрия Медведева столкнулся с мощным противостоянием чиновников. «В условиях системной коррупции — а именно так сегодня обстоят дела в России — бюрократический аппарат добровольно на антикоррупционные меры не согласится, — говорит „СП“ замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. — При всех властных полномочиях президента и премьера для чиновничества требуется „удар кулаком“ по столу».

Впрочем, даже если депутаты примутся за рассмотрение (и даже, возможно, принятие) нужных поправок, нет гарантии, что получится так, как задумывают власти. «Если не будет четкой ответственности — уголовной, административной, — за факты несоответствия деклараций о доходах и расходах с реальной действительностью, то все эти меры попросту не будут работать, — отмечает в интервью „Свободной прессе“ глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. — Также необходимо проработать механизмы ареста и даже конфискации имущества, приобретенного на полученные незаконным путем средства». Кабанов напоминает: в парламенте очень сильно бюрократическое лобби, которое не заинтересовано в «чрезмерной» публичности. «В декабре Дума не стала даже обсуждать этот вопрос, а в марте его перенесли на месяц, — рассуждает Кабанов. — Получится ли теперь у Владимира Владимировича додавить этот вопрос — посмотрим. В 2006 году не получилось».

Конфискация имущества — краеугольный камень в борьбе с коррупцией. Именно эта мера вкупе с контролем расходов помогла итальянским властям в свое время разгромить мафиозные кланы. В России, можно предположить, она тоже сработает. «Более того, возвращение незаконно приобретенной собственности государству положительно скажется на экономике России», — уверен Кирилл Кабанов.

В том, что бюрократия будет и дальше пытаться саботировать публикацию своих расходов, уверен и замдиректора российского отделения Transparency International Иван Ниненко. «Без введения ответственности за все возможные „уходы“ от публикации доходов и расходов вся инициатива превратится в фарс, — говорит Ниненко. — Вполне можно ожидать, что даже на этапе принятия закона Дума будет тянуть время: обсуждать необходимость введения подобной практики, обсуждать соответствие конституционному законодательству, обсуждать мировой опыт и так далее». В качестве примера Ниненко называет провалы в стремлении заставить чиновников опубликовать доходы: «Грызлов (Борис Грызлов, спикер Госдумы — „СП“), например, до сих пор так и не опубликовал доходы своей супруги, а депутат Дмитрий Савельев (фракция „Единая Россия“ — „СП“) приобрел автомобиль Maybach, на который не смог бы накопить, даже полностью откладывая свою зарплату, при этом сбережений у него не было».

Еще одно уязвимое для манипуляций место — кто из членов семьи чиновников должен отчитываться о расходах. По нынешнему законодательству декларации подлежат имущество и доходы самих госслужащих, а также их супругов и несовершеннолетних детей. Так что всегда может появиться «двоюродный племянник» или иное доверенное лицо, которое и будет осуществлять покупки или траты. До бесконечности расширять понятие «член семьи» применимо к чиновникам — невозможно, согласны эксперты. «Выход может быть найден в общественном контроле над чиновниками — и в официальных проверках по фактам обращений граждан или публикациям в СМИ», — говорит Алексей Макаркин.

Таким образом, борьба с коррупцией, так или иначе, частично ложится на плечи обычных граждан. Однако до сих пор не ясно, почему парламент — представительный орган власти (а представляет он как раз граждан, этот парламент избравших) так долго тянет с принципиальным вопросом: на что живут и как живут государственные служащие?

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня