Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Политика
18 апреля 2011 16:28

Чиновники отчитаются за «Майбахи» и особняки в Лондоне?

За липовую декларацию о расходах депутаты-коммунисты предлагают давать 10 лет тюрьмы с конфискацией

38

На днях думские коммунисты внесли законопроект, вводящий в российское законодательство понятие «незаконное обогащение» и устанавливающий за него уголовную ответственность. Фактически предлагается механизм реализации в национальном законодательстве статьи 20 Конвенции ООН против коррупции. Эта статья Россией еще не ратифицирована и пока в стране нет правового механизма ее исполнения. Предлагаемые поправки в УК — и есть механизм введения ответственности за незаконное обогащение, предусматривающий, в зависимости от тяжести содеянного, наказание от пяти до десяти лет лишения свободы, а также конфискацию имущества, если не представлено разумное объяснение насчет его приобретения.

Можно ли таким способом заставить депутатов чиновников жить на одну зарплату, рассуждает доктор юридических наук, генерал-майор милиции в отставке, экс-советник председателя Конституционного Суда Владимир Овчинский.

«СП»: — Владимир Семенович, посыл коммунистов — правильный?

— Не нужно сводить ответственность за незаконное обогащение только к уголовной ответственности. На мой взгляд, часть эпизодов должна подпадать под административную ответственность (потребуется поправки в КоАП), часть — под дисциплинарную (поправки в закон о государственной службе), и лишь какая-то часть — под уголовную (поправки в УК). Нельзя решать этот вопрос сходу, с колес.

Статья 20 Конвенции ООН против коррупции подразумевает, что расходы чиновника превышают доходы, и он не может разумно пояснить появление этих средств. Это не наследство, не выигрыш в лотерею — это деньги, которые взялись непонятно откуда. Поэтому, если вводить правовую ответственность за незаконное обогащение, прежде надо внести дополнения в закон о ратификации Конвенции ООН против коррупции, и, наконец, ратифицировать статью 20. Это первый шаг.

«СП»: — А второй?

— Нужно очень хорошо подумать, какую ответственность вводить. Сразу уголовную — за любое несоответствие в доходах вводить от 5 до 10 лет лишения свободы, и все отнимать, конфисковывать? Это путь к гражданской войне в стране. Это серьезные конфликты, появление политических структур, которые будут против таких мер.

Я, когда только решался вопрос о ратификации Конвенции ООН против коррупции, предлагал принять «нулевой вариант»: вводить уголовную ответственность не сразу, а спустя время, с такого-то года. Что касается дисциплинарной ответственности, — в соответствии с законом о государственной службе, она должна вводиться сразу. Должно быть дополнение в статью 17 ФЗ — в ней перечислено, что запрещено чиновнику. Там нужно записать, чтобы собственность чиновника, его расходы, во время пребывания на госслужбе, не превышали доходы.

«СП»: — А прецеденты такого контроля в России были?

— Да. Нужно вспомнить предысторию, как у нас осуществлялся государственный контроль за расходами и приобретениями крупных объектов — собственности, транспортных средств, предметов роскоши, культурных ценностей, слитков золота. В июле 1998 году, когда президентом РФ был еще Борис Ельцин, был уже принят и вступил в силу федеральный закон «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». Этот закон предусматривал жесткий налоговый контроль для всех граждан, — безотносительно, чиновники они или нет. Закон предусматривал и административную, и уголовную ответственность, если люди уклоняются от декларирования расходов, если вносят неправильные сведения о них.

Потом — через год — этот закон отменили. Ни члены парламента, ни президент не объяснили, почему так сделали. В Налоговом кодексе остались нормы государственного контроля за расходами — всех граждан. Потом этот госконтроль был сведен до минимума. Сейчас у нас нет никакого госконтроля за расходами. Вообще никакого. Мы — единственная страна в цивилизованном мире, где такой контроль полностью отсутствует.

«СП»: — Вы предлагаете реанимировать закон?

— Я предлагаю восстановить налоговый контроль — нормальный, цивилизованный. Взять отмененный закон, и доработать его — как-никак, прошло больше 10 лет с момента отмены. Посмотреть, как налоговый контроль работает в других странах. А дальше — создать специальную комиссию в парламенте, с привлечением ученых, предпринимателей, представителей всех политических сил. Посмотреть, как мы будем вводить ответственность за незаконное обогащение, будет ли «нулевой вариант», будет ли введен так называемый принцип in rem…

Это когда у чиновника нет презумпции невиновности на приобретение собственности: не государство должно доказывать, что собственность незаконно приобретена, а чиновник должен доказать, что законна. И если не докажет, собственность можно изъять. В некоторых странах действует такое положение… Но все это бессмысленно, если не будет восстановлен институт конфискации в Уголовном кодексе.

«СП»: — А что у нас с конфискацией?

— У нас сейчас конфискация не распространяется на преступления против собственности, и на большинство экономических преступлений. У нас нет конфискации даже за такие коррупционные преступления, как присвоение и растрата. А это — самые распространенные преступления, которые совершают коррупционеры. Они не взятки берут, а присваивают средства и осуществляют растрату этих средств, опять-таки, в своих целях. У нас нет конфискации ни за мошенничество, ни за кражу средств (прямое хищение), ни разбой — ни за что!

Потом, конфискация у нас существует как отдельная глава, как некая иная мера уголовно-правового характера. А необходимо восстановить конфискацию как вид наказания, какой она была до декабря 2003 года в нашем уголовном законодательстве. Ведь в Конвенции ООН главный инструмент борьбы с коррупцией — именно конфискация, причем в трех категориях: как вид наказания, как уголовно-процессуальная мера, как мера административная. Потому что борьба с незаконным обогащением без конфискации бессмысленна.

«СП»: — Если взяться за борьбу с незаконным обогащением, сколько нужно времени, чтобы факты такого обогащения установить?

— Списки наших соотечественников-миллионеров есть в налоговых органах зарубежных государств. Если у нас действительно хотят по-настоящему бороться с коррупцией — достаточно начать с Лондон-града: запросить данные о 300 тысячах граждан России, кто имеет там недвижимость, сопоставить их со списками наших федеральных чиновников, потом — чиновников региональных. Проверить как их самих, так и родственников.

«СП»: — И начать чистку рядов?

— Сначала — задать вопросы. И решить, кто может оставаться чиновником, кто нет. Кого-то уволить со службы, на кого-то наложить административный штраф — огромный, кратный размерам взятки. А если дело дошло до уголовной ответственности — в одних случаях конфисковать собственность, в других — привлечь. Работу против незаконного обогащения надо вести именно таким путем…

Другое мнение

Сергей Обухов, секретарь ЦК КПРФ, депутат Госдумы:

— Сначала, по технологии, должна быть ратифицирована статья 20 Конвенции ООН против коррупции. Госдума отказалась ее ратифицировать в 2006-м, когда была ратифицирована сама Конвенция. Было объявлено, что статья нарушает презумпцию невиновности. Правда, потом Конституционный суд разъяснил, что лица, находящиеся на государственной службе, должны быть готовы к ограничению своих конституционных прав, должны быть открыты, доступны, должны находиться под контролем общества.

Внося этот законопроект, мы, депутаты фракции КПРФ — я, депутаты Куликов и Рашкин — как раз ссылаемся на то, что статью 20 нужно ратифицировать, и тем самым учесть мнение Конституционного суда. Следующий шаг — внесение в Уголовный кодекс понятия «незаконное обогащение», которое полностью дублирует международно-правовые нормы Конвенции.

Механизм контроля прост. Чиновник заполняет не только декларацию о доходах, но и декларацию о расходах. И объясняет, откуда у него, допустим, бриллиантовое колье, дача на Канарах, яхта, «Майбах» — при зарплате 40 тысяч рублей (это официальная средняя зарплата чиновника). Дальше соответствующие структуры — кадровые и правоохранительные — сравнивают доходы и расходы, и требуют объяснений. Если объяснений нет — возбуждается уголовное дело.

Мы предлагаем установить санкции: если сумма доходов, происхождение которых чиновник не может объяснить, до 500 тысяч рублей — наказание пять лет лишения свободы, если свыше миллиона рублей — десять лет с конфискацией имущества.

Для этого и устраивается система декларирования. Господин Путин на днях заявил, что будет заставлять членов «Единой России» заполнять декларации о расходах. Но без введения в законодательства понятия «незаконное обогащение», слова премьера — всего лишь слова, не имеющие правовых последствий. Мы предлагаем господину Путину подтвердить реноме борца с коррупцией: дать команду «Единой России» ратифицировать статью 20, и утвердить нашу поправку в УК.

«СП»: — Какие шансы, что законопроект примут?

— Учитывая, что проект закона, скажем так, ходит по коридорам Думы, что его еще не отвергли с порога (хотя могли) — шансы есть. Это не внутрироссийский скандал, это скандал международный. Во всем мире практика отчетов по расходам существует, и цивилизованные государства ее безоговорочно принимают.

Фото: «© Кирилл Тулин/Коммерсантъ»

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня