18+
вторник, 6 декабря
Политика

Козак гонит 100 тысяч чиновников из Москвы

Теперь выбраться с «малой родины» местным элитам будет сложнее

  
11

Вице-премьер Дмитрий Козак провел промежуточное заседание рабочей группы по перераспределению властных полномочий между уровнями власти. К заседанию был подготовлен проект «основных подходов» по этому вопросу. Проектом предлагается делегировать регионам вместе с деньгами из федерального бюджета около 20 контрольно-надзорных полномочий, а также полномочий по представлению госуслуг в сферах государственного кадастрового учета, кадастровой оценки недвижимости, а также государственной регистрации прав на недвижимое имущество и землеустройства.

Передача полномочий позволит сократить 100 тысяч «федеральных» госслужащих. Сейчас численность работников территориальных органов составляет 400 тысяч, в то время как численность работников органов исполнительной власти субъектов — 356 тыс., а администраций муниципальных образований — 228 тыс.

Как заметил Козак, идея отдать часть полномочий федерального центра регионам нравится далеко не всем, в ходе обсуждения предложений многие ведомства сопротивлялись попытке урезать их полномочия. «У нас, к сожалению, по-прежнему идет дискуссия о том, что если здесь не будет федеральных чиновников, то все рухнет», — сказал он.

Козак пообещал, что без работы попавшие под сокращение не останутся — они просто перейдут на региональный уровень. «Речь не идет о том, чтобы уволить с работы сто тысяч человек. Речь идет о том, что они прекратят быть федеральными чиновниками и станут региональными», — объяснил вице-премьер.

Стоит ли свеч эта «бюрократическая революция», рассуждает политолог Дмитрий Орешкин.

«СП»: — Дмитрий Борисович, затея Козака не обернется массовыми увольнениями чиновников?

— Насколько я понимаю, большая часть федеральных чиновников, которых собираются перевести на региональный уровень, сидят именно в регионах. Такие люди работают на местах, но зарплату получают где-нибудь в федеральном министерстве. Обычно это представители ведомств, которые занимаются контролем каких-либо проектов.

Если я правильно понимаю стратегию Козака, он действительно не собирается их увольнять. Козак их собирается каким-то образом перевесить на региональный бюджет. Что вполне логично: если ты передаешь на региональный уровень какой-то объем полномочий и средств федерального бюджета, ты делегируешь туда же и людей, которые эти полномочия осуществляют. Грубо говоря, эти 100 тысяч чиновников будут переложены из федерального кармана в региональный. Заниматься они будут примерно тем же самым, но числиться станут сотрудниками местных администраций.

«СП»: — Очень похоже на бюрократическую возню, разве нет?

— Понятно, это решение далеко не идеальное. Но оно демонстрирует очень медленное, на протяжении поколений, развитие системы организации государственной жизни. Например, во времена моей молодости светом в окне была мечта поехать в Москву. Выделиться, чтобы тебя взяли в главк, дали квартиру в столице. Это была, повторюсь, мечта жизни.

А сейчас, к счастью, появились альтернативные возможности реализовать себя во вполне нормальной провинциальной жизни. И неплохо там жить. А в Москву съездить, когда надо — скажем, в театр. А может, не в Москву, а в Лондон.

В долгосрочной перспективе — это очень хорошо. У нас, впервые за десятилетие, появилась альтернативная возможность жизни в провинции. Пусть пока только для местных элит — в первую очередь, тех же чиновников.

«СП»: — Но получается, Козак переливает чиновников из пустого в порожнее?

— Да. Но, с другой стороны, это закрепит чиновника в регионе. А это хорошо. В конце концов, регион для него — среда обитания, и он все сделает, чтобы в ней было можно нормально жить.

Да, бюрократизация душит жизнь, конечно, лучше, чтобы ее не было. Но так устроена наша государственная модель, что опорный класс государства — это чиновничество. Значит, черт с ним, пусть живут лучше, пусть живут в провинции, и таким образом ее поддерживают.

«СП»: — Раз все так прекрасно, почему решение — не идеальное?

— Это маленький шажок Козака, сделанный в правильном направлении. Но, как обычно, сделанный через известное место, — потому что речь идет лишь о перетасовке колоды чиновников. Если бы я был политическим оппонентом власти, то немедленно разметал бы это решение как половинчатое, обманывающее ожидания народа — все равно, чиновный класс не сократится. Но мне кажется, не стоит этого делать.

«СП»: — Почему же?

— Путин десять лет строил властную вертикаль. И никого все-таки не расстреливал — что нехарактерно для вертикалестроения. В итоге, вертикаль постепенно стала сама понимать, что она неэффективна, что не может решать часть региональных проблем. Что надо спустить эти проблемы и на уровень регионов — всем от этого станет только легче.

Про децентрализацию говорил Медведев, теперь говорит Козак. А значит, есть надежда, что еще лет через десять что-то изменится в правильном направлении. Все это, конечно, дико медленно, но это лучше, чем никак…

Другое мнение

Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политических технологий:

— Перевод федеральных чиновников на региональный уровень — вопрос болезненный. Федеральная служба и более престижна, и оплачивается лучше. Возможно, в материальном плане бывшие федеральные чиновники с переводом проиграют, и многие из них уволятся. Возможно, в этом заключается смысл проекта Козака — чтобы регионы сами решали, сколько чиновников им необходимо.

Центр живет по принципу самодостаточности. Если в ведомстве имеется некоторое количество чиновников, их число только увеличивается со временем. Под влиянием престижа ведомства, его аппаратного веса возникает необходимость плодить новых и новых сотрудников.

Так происходит не только в России. Яркий пример — история с Великобританией. На излете империи британцы неуклонно увеличивали штаты своего Министерства колоний — одновременно с сокращением числа колоний. Получался парадокс: колоний становилось меньше, а чиновников — больше. При необходимости можно обосновать и это увеличение штатов. Например, тем, что нужно было готовить колонии для деколонизации, а для этого требовалось больше специалистов… Но по большому счету, это — бюрократические игры.

В регионах возможности для бюрократической экспансии меньше — по определению. Там меньше средств, и, возможно, на местах будут более рационально подходить к штатам. Поэтому перевод чиновников на региональный уровень имеет, скорее, положительную сторону.

Вообще, мы все не можем прийти к равновесию между интересами центра и регионов. Вначале у нас была советская псевдофедерация, которая — если не брать культурную сферу — была унитарной, со властной вертикалью, которую обеспечивала коммунистическая партия. Потом эта вертикаль рухнула, и произошел перекос в сторону регионов: каждый из них брал самостоятельности по собственному разумению. Затем полномочия регионов отнимали под флагом борьбы с сепаратизмом.

Сейчас такое ощущение, что появилось желание сбалансировать полномочия. Для этого центр должен часть полномочий отдать регионам — но в управляемом режиме, понимая, что возможно отдать, а что надо оставить у себя.

В этом смысле, предложения Козака выглядят вполне рационально. Нужно только, чтобы они подкреплялись политическим решением. Иначе ведомства начнут говорить: мероприятия правильные, мы их полностью одобряем, но по отношению к конкретно нашему ведомству они не совсем правильные. Чтобы не было исключений, которые в конце концов станут правилом, необходимо серьезное политическое решение — на самом высшем уровне.

Совет федерации сортирует

В Совете федерации уже собрано 931 предложение от регионов по перераспределению полномочий. Они разбиты на две группы — предложения о передаче полномочий из центра в регионы и предложения о передаче полномочий из регионов в центр. Так, больше всего регионы хотят отдать в центр большое количество полномочий в сфере здравоохранения и лекарственного обеспечения, 6 полномочий в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан, 11 полномочий в сфере природных ресурсов. Себе забрать из центра регионы хотят 51 полномочие в сфере экономической политики, 26 полномочий, вытекающих из Лесного и Водного кодексов, 7 полномочий в сфере образования и науки, 9 — в сфере социальной политики.

После серии обсуждений окончательные рекомендации СФ для рабочей группы Дмитрия Козака будут утверждены на встрече с председателем СФ Валентиной Матвиенко.

Фото: Александр Миридонов/Коммерсантъ

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня