Политика

Чемезову дали три авиакомпании, чтобы умерить аппетит Лужкова

Таков взнос государства в нового национального перевозчика — Росавиа, которую создают на паях с правительством Москвы

  
5

Ростехнологиям будут переданы три дальневосточные авиакомпании. Как следует из распоряжения, опубликованного на сайте правительства, госкорпорации в качестве имущественного взноса передаются 100 процентов акций «Дальавиа», 52,17 процентов акций «Владивосток Авиа» и 100 процентов акций «Сахалинских авиатрасс». Зачем делается такой шаг, какие проблемы стоят за ним — комментирует гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.

«СП»: — Алексей Алексеевич, как вы оцениваете решение передать три авиакомпании Ростехнологиям?

— Дело в том, что данное распоряжение правительства лишь уточняет, конкретизирует распоряжение президента, которое было принято раньше относительно передачи авиакомпаний Ростехнологиям. Эти три компании войдут взносом от Ростехнологии в новую формирующуюся авиакомпанию с госучастием, которая носит пока рабочее название Росавиа, и создается с участием правительства Москвы. Москва, в свою очередь, вносит землю, офисные помещения, насколько мне известно, и свою авиакомпанию «Атлант-союз». Для того, чтобы утяжелить долю государства в Росавиа, и предлагаются три дальневосточных авиакомпании.

«СП»: — Помнится, вы утверждали, что сейчас идет драка между Ростехнологиями и Роснано за деньги, которые у них забирают обратно в связи с кризисом. Передача авиакомпаний как-то с этим связана?

— Подождите, на самом деле урезают в ходе оптимизации госрасходов часть средств, которые им обещали. Нельзя сказать «забирают», у них еще ничего нет. И решение о передачи авиакомпаний было принято еще за месяц до того, как стали обсуждать оптимизацию госрасходов.

«СП»: — Но на этих авиакомпаниях Ростехнологии смогут заработать?

— Конечно. Но дело в том, что идея формирования госавиакомпании существует довольно давно. Формат ее долго не мог быть определен. Здесь активность проявлял и Александр Лебедев. Но Владимир Путин, который был тогда президентом, по сути отказал ему в возможности сформировать компанию под его руководством. Причины стали известны позднее, когда Сергей Чемезов высказал такую же идею, и продвинулся в ней, заручившись поддержкой Юрия Лужкова.

На самом деле, не следует путать мух и котлет. Активы, которые государство передает Ростехнологии на разных условиях — это серьезные мероприятия, которые проходят процедуры проверок, согласований и прочего.

Кстати, дальневосточные компании являются довольно проблемными, просто у них есть авиапарк, который необходим новой формирующейся авиакомпании, чтобы сразу летать. И некоторая поспешность уточнения правительством уже сделанного распоряжения президента объясняется техническими моментами — государство стремится увеличить свою долю, и реально войти в уставный капитал формирующейся компании. Потому что других активов нет. Иначе крупный пакет акций окажется у московского правительства, чего допускать не планируется.

«СП»: — То есть поспешность связано с тем, чтобы Лужков не прихватил больше, чем надо?

— Это не поспешность, времени с момента распоряжении президента прошло довольно много, порядка полутора месяцев. Решение согласовывалось, да и сейчас будет еще долго согласовываться. Это не такой быстрый процесс.

«СП»: — Медведев недавно заявил, что государство будет дотировать пенсионерам и студентам с мая по сентябрь 50% стоимости авиабилетов с Дальнего Востока. Эти дотации упадут на Ростехнологии, как на нового владельца авиакомпаний?

— Нет, дотации в любом случае упадут на бюджет, Ростехнологии будут истребовать их. Обременен будет бюджет в любом случае — напомню, что Ростехнологии на 100% государственная компания.

«СП»: — Высказываются опасения, что Ростехнологии превращаются сейчас в мегахолдинг разнопрофильных компаний, в связи с чем он будет испытывать трудности с эффективным управлением. Это так?

— Да, это так. Ростехнологии уже представляют из себя довольно рыхлую конструкцию, управлять которой практически невозможно. Именно этим объясняется, что Ростехнологии как таковые пока не существуют — существует управляющая компания, некая структура на бумаге — штатные квадратики, которые частично заполнены, частично нет. Но пока нет ни финансирования, ни конкретной деятельности. Именно поэтому Ростехнологии пока занимаются сторонними проектами вроде Росавиа.

Но главная задача, стоящая перед Чемезовым — оживить технологии. Пока этого не произошло.

«СП»: — А почему процесс тормозится, я имею в виду оживление технологий?

— В связи с кризисом бюджет озаботился, в основном, социальными проблемами. Формирование, а главное, финансовая подпитка госхолдингов — это касается не только Ростехнологий, но и Роснано, объединенной авиастроительной корпорации. Судостроительной корпорации — сейчас значительно затруднена. Чем, согбственно, и объясняется атака на окружение Алексея Кудрина. Кудрин не хочет расконсервировать бывший стабфонд, который сейчас разделен на несколько финансовых институтов. Деньги есть — но деньги под замком, в этом вся проблема. Для того, чтобы государственные монстры пришли в движение, необходимо их запитать, а с этим проблемы. Хотя дело, мне кажется, не в Кудрине, а в главном контроллере этих денег — Владимире Путине, именно ему адресована атака на Минфин. Команду подает он и президент, а они пока молчат. Думаю, госхолдинги не совсем понимают в этой ситуации, зачем их было вообще создавать, если их не хотят финансировать.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Марков

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня