18+
вторник, 17 января
Политика

Чемезову дали три авиакомпании, чтобы умерить аппетит Лужкова

Таков взнос государства в нового национального перевозчика — Росавиа, которую создают на паях с правительством Москвы

  
5

Ростехнологиям будут переданы три дальневосточные авиакомпании. Как следует из распоряжения, опубликованного на сайте правительства, госкорпорации в качестве имущественного взноса передаются 100 процентов акций «Дальавиа», 52,17 процентов акций «Владивосток Авиа» и 100 процентов акций «Сахалинских авиатрасс». Зачем делается такой шаг, какие проблемы стоят за ним — комментирует гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.

«СП»: — Алексей Алексеевич, как вы оцениваете решение передать три авиакомпании Ростехнологиям?

— Дело в том, что данное распоряжение правительства лишь уточняет, конкретизирует распоряжение президента, которое было принято раньше относительно передачи авиакомпаний Ростехнологиям. Эти три компании войдут взносом от Ростехнологии в новую формирующуюся авиакомпанию с госучастием, которая носит пока рабочее название Росавиа, и создается с участием правительства Москвы. Москва, в свою очередь, вносит землю, офисные помещения, насколько мне известно, и свою авиакомпанию «Атлант-союз». Для того, чтобы утяжелить долю государства в Росавиа, и предлагаются три дальневосточных авиакомпании.

«СП»: — Помнится, вы утверждали, что сейчас идет драка между Ростехнологиями и Роснано за деньги, которые у них забирают обратно в связи с кризисом. Передача авиакомпаний как-то с этим связана?

— Подождите, на самом деле урезают в ходе оптимизации госрасходов часть средств, которые им обещали. Нельзя сказать «забирают», у них еще ничего нет. И решение о передачи авиакомпаний было принято еще за месяц до того, как стали обсуждать оптимизацию госрасходов.

«СП»: — Но на этих авиакомпаниях Ростехнологии смогут заработать?

— Конечно. Но дело в том, что идея формирования госавиакомпании существует довольно давно. Формат ее долго не мог быть определен. Здесь активность проявлял и Александр Лебедев. Но Владимир Путин, который был тогда президентом, по сути отказал ему в возможности сформировать компанию под его руководством. Причины стали известны позднее, когда Сергей Чемезов высказал такую же идею, и продвинулся в ней, заручившись поддержкой Юрия Лужкова.

На самом деле, не следует путать мух и котлет. Активы, которые государство передает Ростехнологии на разных условиях — это серьезные мероприятия, которые проходят процедуры проверок, согласований и прочего.

Кстати, дальневосточные компании являются довольно проблемными, просто у них есть авиапарк, который необходим новой формирующейся авиакомпании, чтобы сразу летать. И некоторая поспешность уточнения правительством уже сделанного распоряжения президента объясняется техническими моментами — государство стремится увеличить свою долю, и реально войти в уставный капитал формирующейся компании. Потому что других активов нет. Иначе крупный пакет акций окажется у московского правительства, чего допускать не планируется.

«СП»: — То есть поспешность связано с тем, чтобы Лужков не прихватил больше, чем надо?

— Это не поспешность, времени с момента распоряжении президента прошло довольно много, порядка полутора месяцев. Решение согласовывалось, да и сейчас будет еще долго согласовываться. Это не такой быстрый процесс.

«СП»: — Медведев недавно заявил, что государство будет дотировать пенсионерам и студентам с мая по сентябрь 50% стоимости авиабилетов с Дальнего Востока. Эти дотации упадут на Ростехнологии, как на нового владельца авиакомпаний?

— Нет, дотации в любом случае упадут на бюджет, Ростехнологии будут истребовать их. Обременен будет бюджет в любом случае — напомню, что Ростехнологии на 100% государственная компания.

«СП»: — Высказываются опасения, что Ростехнологии превращаются сейчас в мегахолдинг разнопрофильных компаний, в связи с чем он будет испытывать трудности с эффективным управлением. Это так?

— Да, это так. Ростехнологии уже представляют из себя довольно рыхлую конструкцию, управлять которой практически невозможно. Именно этим объясняется, что Ростехнологии как таковые пока не существуют — существует управляющая компания, некая структура на бумаге — штатные квадратики, которые частично заполнены, частично нет. Но пока нет ни финансирования, ни конкретной деятельности. Именно поэтому Ростехнологии пока занимаются сторонними проектами вроде Росавиа.

Но главная задача, стоящая перед Чемезовым — оживить технологии. Пока этого не произошло.

«СП»: — А почему процесс тормозится, я имею в виду оживление технологий?

— В связи с кризисом бюджет озаботился, в основном, социальными проблемами. Формирование, а главное, финансовая подпитка госхолдингов — это касается не только Ростехнологий, но и Роснано, объединенной авиастроительной корпорации. Судостроительной корпорации — сейчас значительно затруднена. Чем, согбственно, и объясняется атака на окружение Алексея Кудрина. Кудрин не хочет расконсервировать бывший стабфонд, который сейчас разделен на несколько финансовых институтов. Деньги есть — но деньги под замком, в этом вся проблема. Для того, чтобы государственные монстры пришли в движение, необходимо их запитать, а с этим проблемы. Хотя дело, мне кажется, не в Кудрине, а в главном контроллере этих денег — Владимире Путине, именно ему адресована атака на Минфин. Команду подает он и президент, а они пока молчат. Думаю, госхолдинги не совсем понимают в этой ситуации, зачем их было вообще создавать, если их не хотят финансировать.

Популярное в сети
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Александров

Военно-политический эксперт

Борис Шмелев

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
НСН
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня