Политика

Губернаторов отфильтруют от здравого смысла

Кремлевский законопроект о прямых выборах глав регионов нравится лишь партии власти

  
14

Во вторник Госдума рассмотрела во втором чтении законопроект о прямых выборах губернаторов. Результатом первого чтения были 143 поправки. Чуть меньше половины из них прошли через «сито» профильного комитета нижней палаты.

В итоге к вечеру основные положения законопроекта приняли такой вид. Кандидат в губернаторы должен заручиться поддержкой от 5% до 10% парламентариев не менее, чем ¾ муниципальных образований региона. Причем, каждый депутат может отдать свой голос только за одного претендента на губернаторское кресло.

Не вызвала особых возражений поправка, по которой кандидатами в губернаторы не могут становиться граждане прежде судимые за тяжкие и особо тяжкие преступления.

Регионам предложено самим определять, могут ли баллотироваться в губернаторы только кандидаты от партий или ещё и самовыдвиженцы? В любом случае, и те, и другие должны быть не моложе 30 лет. При этом президенту предлагается предоставить право по своему усмотрению проводить консультации с партиями, которые предлагают кандидатов в губернаторы, или с самовыдвиженцами, которые идут на выборы.

Предполагается, что главы регионов будут, как и президент, ограничены двумя выборными сроками подряд. При необходимости выборы губернаторов пройдут в два тура.

Для проведения референдума по отзыву губернатора необходимо будет собрать не менее 25% подписей избирателей.

Для тех регионов, где срок полномочий губернатора истекает до 1 января 2013 года, выборы главы региона состоятся в октябре 2012 года. А если после этой даты — в единый день голосования в 2013 году.

По мнению члена Бюро Высшего совета партии «Единая Россия», главы республики Мордовия Николая Меркушкина, новые поправки, в частности, заставят партии, которые не уделяют внимания регионам, внимательнее относиться к выстраиванию своей структуры в провинции. «Муниципальный фильтр» Меркушкину тоже нравится: «Серьезный кандидат всегда сможет найти необходимую поддержку внутри депутатского корпуса. Партии станут внимательнее относиться к выстраиванию вертикалей. Сейчас же многие из них предпочитают светиться на телевидении, а до реальной жизни на местах, до районного, поселкового уровня не доходить. Новый закон потребует от всех партий создания полноценной структуры. Партии будут больше знать о настроениях на местах, считаться с настроениями людей, лучше знать проблемы местного самоуправления», — уверен он.

У оппозиции, как водится, настроения прямо противоположные. Первый заместитель председателя ЦК КПРФ, первый заместитель председателя Государственной Думы РФ Иван Мельников ещё до обсуждения в Госдуме высказался против предложенных поправок:"Хочу напомнить, что наша фракция поддержала данный законопроект в первом чтении. Однако мы были несогласны с двумя фильтрами: президентским, когда нужно согласовывать свою кандидатуру, и «судебным», когда при отзыве нужно судебное решение. Мы считали эти фильтры избыточными". Вместо смягчения, по мнению Мельникова, законопроектом теперь предусматривается «абсолютное ужесточение процедуры». Настолько жесткое, что «реализовать право избираться в губернаторы или отозвать губернатора становится на практике невозможным.

Президентский фильтр дополняется необходимостью собрать от 5 до 10% нотариально заверенных подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта РФ. Каждый такой депутат или глава может поддержать только одного кандидата. Если кандидат выдвинут в порядке самовыдвижения, то помимо прочего нужно будет еще и подписи собрать. Совершенно ясно, что таким образом создается база для администрирования в пользу власти, даже не доходя до президента" - поясняет депутат.

Процедура отзыва «неправильного» губернатора, по словам Мельникова, превращается «в непроходимый лабиринт». «Начать процедуру может и партия, и граждане, но они должны обратиться в суд, который должен признать, что губернатор что-либо нарушил. Затем требуется собрать 25% подписей всех избирателей региона. Эти подписи будут рассматриваться, и если нарушений нет, то вопрос выносится на голосование. Губернатор будет отозван, если за это проголосует более 50% всех избирателей региона. Таким образом, вместо одного „судебного“ фильтра мы получаем четыре фильтра!» — возмущается Иван Мельников.

По его мнению в таком виде законопроект — «это закон власти о том, как вымотать партии и кандидатов и как окружить кольцами обороны своих фаворитов». Поэтому КПРФ отказалась его поддерживать.

Комитет гражданских инициатив под председательством Алексея Кудрина высказался против перехода к единому дню голосования в середине сентября. «Принудительное введение не единого, а единственного дня голосования в середине сентября, так, чтобы избирательная кампания большей частью пришлась на отпускной сезон, а сами выборы — на один из последних погожих дней для большей части территории страны, — это не просто заведомое „подыгрывание“ провластным политикам. Победителей в такой день голосования не будет, потому что победа эта будет достигнута путем намеренного ограничения интереса граждан к политике, к осознанному участию в ней» — читаем на сайте Кудрина.

В момент, когда шло бурное обсуждение законопроекта во втором чтении, мы связались с депутатом Госдумы, справедливороссом Геннадием Гудковым.

«СП»: — Что-то из предложенных вашей партией поправок вошло в обновлённый законопроект?

— Большая часть наших поправок попала в корзину. Вошла только одна существенная поправка о втором туре губернаторских выборов. Но введённый в документ муниципальный фильтр не даёт нам возможность поддерживать этот закон.

«СП»: — То есть во втором чтении фракция «Справедливой России» голосовала против?

— Мы просто отказались от голосования.

«СП»: — А к третьему чтению ваша позиция не изменится?

— Если не удастся достигнуть компромисса, если не уберут эти фильтры, не вернутся ещё раз ко второму чтению, мы закон поддерживать не будем.

«СП»: — Вариант возврата законопроекта во второе чтение возможен?

— В нашей Думе возможно всё. Но при наличии большинства у «Единой России» Госдума занимается просто законодательным оформительством. Решения принимаются в другом месте. Я, как оптимист, надеюсь на лучшее, что, наконец, что-то сработает, и вверху вдруг скажут: «Давайте уберём все фильтры». Тогда мы поддержим этот законопроект. Хотя и в этом случае надо разбираться: какие губернаторские сроки из тех двух, что сейчас предусмотрены законопроектом, пойдут в зачёт. Сможет ли губернатор, уже отсидевший два срока до принятия этого закона попытаться пойти на третий срок?

В любом случае при сохранении фильтров закон о губернаторских выборах будет принят только правящей партией. Может быть, ещё Жириновский поддержит, потому что его депутату посулили место губернатора Смоленской области. В таком случае можно будет говорить о торге между ЛДПР и властью.

— «Муниципальный фильтр» — это какое-то российское ноу-хау. Я довольно много изучал избирательное законодательство в других странах, но ничего подобного не видел, — говорит генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. — Толку от этой отечественной придумки не будет — это точно. А вот вреда много. Представьте картину: живёт в каком-нибудь провинциальном Н-ске муниципальный депутат. Начинается избирательная компания. К нему косяками начинают идти кандидаты в губернаторы. Каждый требует, намекает, предлагает деньги, угрожает. И что этому несчастному муниципалу, который к тому же за своё депутатство не получает зарплаты, что ему делать?

Можно с большой вероятностью предположить, что «фильтр» приведёт к повышению коррумпированности среди муниципальных депутатов. На кого-то будут давить административными методами, кого-то будут покупать. Вызывают вопросы и проценты, которые необходимо собрать кандидатам в губернаторы. Если говорить о Москве, то даже 5 процентов муниципальных депутатов — это больше 70 человек. Это серьёзно. Самовыдвиженцу, да и кандидату от оппозиционной партии привлечь такое число депутатов в свою поддержку будет непросто. И вообще непонятно причём тут муниципальные депутаты, если речь идёт о выборах главы исполнительной власти.

«СП»: — А президентский фильтр остаётся?

— Да. И это значит, что власть не доверяет своим гражданам. Пусть жители регионов решают, кто будет у них губернатором, не надо ничего придумывать. Мы жили по этой схеме в 90-е годы и всё было достаточно неплохо. Кое-кто говорит, что тогда выбирали бандитов. Я хорошо помню те годы, поскольку занимался тогда региональной политикой. За всё десятилетие губернаторов с сомнительной репутацией было выбрано только двое. Это экс-губернатор Приморья Ноздратенко и его сменщик Дарькин. А остальные избранники не имели отношения к криминалу.

«СП»: — А насколько эффективна, на ваш взгляд, система отзыва губернаторов?

— Это тоже чисто российское изобретение. Но не из тех, которыми стоит гордиться. Это какая-то морковка для избирателей: дескать, если вы ошиблись, то потом можете всё исправить. Но на самом деле, попробуй собери эти самые 25 процентов, когда у действующего губернатора будут все механизмы по подавлению недовольных.

Надо просто честно доводить до избирателей биографии кандидатов. А там уже они сами разберутся.

В целом я негативно отношусь к этому законопроекту. Идея была неплоха. Но в итоге мы получили нечто похожее на советскую карикатуру конца 80-х: сидят Ленин, Маркс и Энгельс. Перед ними обломки с надписью «Коммунизм». Маркс говорит, глядя на них: «А идея-то была неплохая!»

Фото: ИТАР-ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Семен Багдасаров

Политический деятель

Сергей Марков

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня