Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Политика
13 марта 2009 15:59

Глава «Аэрофлота» должен уйти на запасной аэродром

Министр транспорта Игорь Левитин предложил зятю Бориса Ельцина — Валерию Окулову покинуть пост по-хорошему

14

Министр транспорта Игорь Левитин предложил гендиректору «Аэрофлота» Валерию Окулову занять пост замминистра. Окулова, который возглавляет «Аэрофлот» более 10 лет, может сменить Виталий Савельев, ныне — первый вице-президент АФК «Система». «Я сделал ему предложение занять пост замминистра транспорта, ответа пока нет», — сказал Левитин. Комментирует ситуацию политолог, президент Института Национальной Стратегии Станислав Белковский.

«СП»: — Станислав Александрович, что означает отставка Окулова?

— Аппаратная атака на Валерия Окулова ведется практически с того дня, как умер Борис Ельцин, его тесть — основной покровитель нынешнего гендиректора «Аэрофлота». С тех пор Окулов пытался создать себе альтернативную аппаратную крышу, в частности, путем сотрудничества с бывшим помощником президента России Виктором Ивановым, который возглавлял совет директоров «Аэрофлота», но в полной мере решить эту задачу Окулову не удалось. Ясно, что пост гендиректора «Аэрофлота», и сам «Аэрофлот» является достаточно привлекательной площадкой, и различные группы влияния заинтересованы в том, чтобы отобрать должность гендиректора крупнейшей российской авиакомпании у Окулова, лишившегося своих былых аппаратных ресурсов.

Кроме того, это происходит на фоне создания новой российской авиакомпании «Росавиа», учрежденной совместно правительством Москвы и госкорпорацией «Ростехнологии», а эта корпорация заинтересована в том, чтобы лишить «Аэрофлот» его эксклюзивной роли и статуса крупнейшего российского авиаперевозчика.

«СП»: — В последние полгода направленная против Окулова аппаратная пиар-компания резко обострилась, не так ли?

— Да, достаточно вспомнить, что вопросы, посвященные критике «Аэрофлота», звучали даже на прямой линии Владимира Путина с народом осенью прошлого года. Причем вопрос, направленный напрямую против «Аэрофлота» и Окулова задавал ведущий прямой линии Эрнест Мацкявичус, даже не сославшись на наличие реального вопроса телезрителя.

Сейчас эта аппаратная драма подходит к логическому завершению. Вполне возможно, что Окулова «съедят», поскольку его переход на пост замминистра транспорта — реальное понижение. И я не уверен в том, что это положительно скажется на судьбе «Аэрофлота», который именно при Окулове стал одной из ведущих авиакомпаний Европы, и по уровню сервиса обошел многих.

«СП»: — Уход Окулова действительно так принципиален для работы компании?

— Не знаю, кто будет преемником Окулова. Ясно, что «Аэрофлот» попадет в сферу влияния одной из крупных групп, возможно АФК «Система». Она связана с правительством Москвы. И не исключено, что в качестве неформального управляющего «Аэрофлота» она будет учитывать интересы конкурирующих компаний, которые пока не заработали репутации на рынке авиаперевозок. В любом случае, объективных причин для увольнения Окулова нет. Его увольнение связано только с переделом финансовых потоков в сфере авиаперевозок. И как показывает опыт постсоветской России, в этой борьбе корпорация, являющаяся предметом борьбы, страдает, и о клиентах «Аэрофлота», похоже, в ходе этой борьбы будут думать в последнюю очередь.

Нынешние позиции «Аэрофлота» неизбежно ослабнут, и ничего хорошего для российской авиации я в этом не вижу.

«СП»: - Что из себя на нынешний момент представляет «Росавиа», как она будет действовать, когда уйдет Окулов?

— Пока «Росавиа» фактически не существует. Создать и раскрутить компанию намного сложнее, мне кажется, чем представляется идеологам этого проекта. Вопрос не только в том, чтобы получить в свое распоряжение маршруты и авиапарк. Вопрос, чтобы завоевать рыночные позиции в условиях жесткой конкуренции на рынке авиаперевозок и в ситуации. Когда спрос на авиаперевозки падает в условиях экономического кризиса. И я вовсе не уверен, что «Росавиа» это удастся.

В этой ситуации ущерб, который наносится «Аэрофлоту», превратится в ущерб для авиаотрасли России в целом. Выбор сейчас весьма велик, и любое минимальное снижение качества услуг в одной авиакомпании приводит к перетоку ее клиентов к конкурирующим авиакомпаниям.

«СП»: — То есть Окулов был прав, когда назвал затею с «Росавиа» «пузырем»?

— Я не эксперт в области авиапреревозок, но как эксперт в своем качестве я не склонен излишне оптимистично оценивать проект «Росавиа». Я считаю, что некоторые частные интересы в этом проекте превалируют над интересами отрасли и государства. И еще раз говорю, что та кампания, совершенно беспардонная, которая велась против Окулова и «Аэрофлота» в последние полгода, уже нанесла огромный ущерб. Она подорвала доверие к бренду «Аэрофлот». Можно вспомнить высосанные из пальца скандалы, что самолеты «Аэрофлота» управляются пьяными пилотами. Можно вспомнить, как по Первому каналу ТВ, который всегда так трепетно относится к чувствам и эмоциям россиян, показывались сюжеты, что именно руководство «Аэрофлота» виновато в авиакатастрофах. Все это, конечно, нанесло ущерб компании и лично Окулову, но еще более — российской авиации, поставило под сомнение ее позиции на рынке международных авиаперевозок.


Справка «СП»:

Валерий Окулов работал в «Аэрофлоте» еще штурманом, входил в совет директоров компании с 1995 года, а гендиректором стал в 1997 году. Тогда его быстрый карьерный рост объясняли родством с президентом Борисом Ельциным: господин Окулов женат на его дочери Елене. Но после отставки Ельцина в 2000 году Окулов остался гендиректором компании.

Слухи о том, что он может уйти из «Аэрофлота», в последний раз активизировались летом прошлого года, когда компанию покинул многолетний председатель ее совета директоров, помощник президента Виктор Иванов, назначенный главой Госнаркоконтроля.

Новым председателем совета директоров компании стал министр транспорта Игорь Левитин, и с ним менеджмент «Аэрофлота» уже успел разойтись в вопросе о необходимости участия в тендере на покупку Czech Airlines. Одновременно у Валерия Окулова возник конфликт с главой «Ростехнологий» Сергеем Чемезовым, который объявил свой проект авиакомпании «Росавиа» конкурентом «Аэрофлота».

В конце октября 2008 года Валерий Окулов называл «Росавиа» «пузырем», а в ноябре «Ростехнологии» и их партнер правительство Москвы потребовали ФАС лишить «Аэрофлот» роялти, которые ему платят иностранные компании за пролет над территорией России.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня