Политика

Сурков консолидирует властные активы

Комиссия по административной реформе получила право вызывать глав регионов «на ковер»

  
22

Вице-премьер Владислав Сурков будет теперь оценивать работу губернаторов и министров. Такими функциями Белый дом наделил комиссию по административной реформе, которую и возглавляет господин Сурков.

Согласно решению правительства, комиссия должна согласовать систему показателей эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и их руководителей, а также губернаторов и органов исполнительной власти субъектов РФ, разработать предложения по применению этой системы и «принимать по ним решения».

Конкретно, комиссия Суркова будет заслушивать доклады министров и губернаторов «о фактически достигнутых значениях показателей» их эффективности. В комиссию войдет экспертный совет под руководством ректора РАНХиГС Владимира Мау, а также две постоянно действующие подкомиссии и две рабочие группы.

Значит ли это, что бывший «серый кардинал» Кремля снова набирает вес?

— В оценке власти, в том числе региональной, есть фундаментальная проблема, — считает политолог Дмитрий Орешкин. — Либо ее эффективность оценивает избиратель на честных выборах, и тогда возможны эксцессы. Например, граждане могут избрать криминального губернатора. Такое случалось в 1990-е — в Марий Эл, на Дальнем Востоке к власти приходили «конкретные пацаны». У нас 83 региона, и можно предположить, что в случае честных губернаторских выборов в 10% регионов мы получим негативный результат. Этот риск реально существует — демократия никаких гарантий тут не дает. Альтернатива этому — упование на доброго царя или генсека, который лучше разберется, кто из губернаторов эффективный, а кто нет.

За путинскую эпоху уже делалась попытка решить эту проблему по-другому. Я помню, как лет пять назад умные люди разрабатывали объективную систему оценки эффективности губернаторов, в которой учитывалось 127 параметров деятельности глав регионов. Об этой системе много говорили — но, естественно, ее сразу забыли, как дело дошло до практического использования. Проблема в том, что в нынешних условиях такая система оценки просто не может работать.

«СП»: — Почему?

— Посмотрите на конкретные примеры. Какие бы показатели ни были у Рамзана Кадырова по всем 127 параметрам, он все равно останется руководителем Чечни, потому что это нужно Путину. У Кадырова может случиться любой экономический или социальный провал, в республике может даже идти гражданская война — Кадыров все равно нужен Путину, потому что контролирует территорию и обеспечивает — формально — ее политическую лояльность.

Поэтому группа экспертов может насчитать господину Кадырову какой угодно рейтинг эффективности — нулевой или отрицательный. Он все равно останется главой субъекта федерации, потому что реальная политическая целесообразность диктует его сохранение в этом качестве.

Ровно так же дело обстоит с другими субъектами РФ. Вспомните, как долго и трудно уводили от власти господ Рахимова, Шаймиева и Лужкова — абсолютно независимо от того, какие реальные показатели они демонстрировали. Например, Татарстан в плане экономики выглядел совсем неплохо, но господин Шаймиев был слишком силен и самостоятелен. Поэтому Шаймиева убрали из власти и сделали Татарстан более зависимым от центра. Спрашивается, зачем тогда нужны эти 127 показателей?

«СП»: — С комиссией Суркова — аналогичная ситуация?

— Конечно. Владислав Сурков, безусловно, умный человек, руководить экспертным советом при комиссии будет Владимир Мау — опытный и квалифицированный специалист. Они тоже разработают собственную сложную компьютерную модель для оценки деятельности губернаторов. И все равно эта модель пойдет коту под хвост, потому что решения по губернаторам будут приниматься лично Владимиром Владимировичем Путиным. Ну, возможно, с участием Дмитрия Козака, на котором лежит ответственность за региональную политику.

Формальная система оценки будет, скорее всего, использоваться только в одном случае: если надо уволить чиновника. Тогда о ней вспомнят и скажут: «Смотри, у тебя плохие показатели». Если же человека потребуется сохранить, на показатели никто не обратит внимания.

«СП»: — Словом, у комиссии Суркова не будет статуса жестко работающей системы?

— Не будет. А раз так — это вообще не система, это приступ очередного административного рукоблудия. Вроде бы надо контролировать региональных начальников, понимать, кто из них лучше, а кто хуже. Вот только системы оценки нет и быть не может, потому что вся вертикаль построена на том, что начальники должны быть, прежде всего, лояльны. Черт с ними, пусть будут неэффективны, главное — лояльны.

На выборах, конечно, население наиболее полным образом оценивает деятельность губернатора: как он говорит и работает, нравится или не нравится. Но в этом случае создается угроза утраты тотального контроля Москвы над регионами. За этим стоит угроза реальной федерализации страны, а для нынешней версии путинской власти федерализм — это нож острый, потому что означает упразднение вертикали.

Поэтому, на мой взгляд, новая деятельность Суркова — это второй фальстарт в ложном направлении. Эксперты комиссии потратят деньги, напишут программу, но потом все это будет отправлено на свалку.

«СП»: — Увеличивают ли новые полномочия влияние Суркова?

— Все зависит от отношений региональных руководителей и министров с Путиным. Конечно, Сурков, как человек умный, может использовать комиссию для давления на губернаторов и высших чиновников. Но губернаторы и чиновники тоже не дураки. Если Сурков будет на них слишком давить, они смогут обратиться через его голову к президенту и пожаловаться: мол, обижают. В итоге, главы регионов по-прежнему будут оцениваться по понятиям, а не по формальному учету их эффективности.

С выборами все проще: набрал голоса — победил, не набрал — извини. Но система выборов разрушает мечту об управляемой вертикали, поэтому власть сама себе рассказывает сказки — и нам заодно…

С тем, что объективная оценка эффективности губернаторов и министров мало значит в реальной политической жизни, согласен и вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.

— Централизованные методы оценки руководителей успешно работают в крупных корпорациях, — напоминает Макаркин. — В зависимости от этой оценки, руководитель либо продвигается вверх по кадровой лестнице, либо удаляется из компании. Но на госслужбе кадровые решения принимаются из других соображений — например, клановых. Поэтому и корпоративные методы оценки здесь не работают.

Что касается фигуры Суркова, он, на мой взгляд, сейчас пытается консолидировать ресурсы. Недавно возглавил комиссию по отношению с религиозными структурами, причем значение этой комиссии существенно возросло в последнее время в связи с драматическими событиями в исламском мире. И вот сейчас он получает под контроль новую сферу. Конечно, не лично Сурков будет принимать решения по губернаторам и министрам. Однако он получит возможность обосновывать успешность или неуспешность того или иного чиновника. И эти оценки смогут корректировать решения верховной власти…

Фото: ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня