18+
пятница, 28 июля
Политика

Армейские реформы бьют по своим

Военный бюджет США в 35 раз больше российского, но мы не сдадимся

  
21

17 марта Президент России Дмитрий Медведев выступил на расширенном заседании коллегии Минобороны, где сделал несколько принципиальных заявлений относительно целей и задач армейских реформ.

— Первая задача — это качественное повышение боеготовности войск, прежде всего стратегических ядерных сил, — сказал глава государства. — Они должны гарантированно выполнять все поставленные задачи по обеспечению военной безопасности России. Кроме того, на повестке дня — перевод всех боевых частей и соединений в категорию постоянной готовности. Еще одна важнейшая задача — это оснащение войск новейшими вооружениями. На их разработку и закупку направляются значительные средства, причем их объем, несмотря на проблемы в финансах, сохранился в ранее планируемых показателях. В прошлом году уже удалось перевести на современную технику целях ряд соединений и частей, а с 2011 года начнется масштабное перевооружение армии и флота.

Звучит серьезно и внушительно. Однако давайте посмотрим, что происходит с реформой армии на самом деле. Осенью прошлого года было объявлено о начале создания нового облика российской армии. Он предусматривает перевод военной структуры с четырехзвенной системы управления (военный округ — армия — дивизия — полк) на трехзвенную (округ — оперативное командование — бригада), реорганизацию органов центрального военного управления, включая Минобороны и Генштаб, сокращение офицерского состава, ликвидацию института прапорщиков и мичманов, создание группировки быстрого реагирования. В рамках реформы будут расформированы ряд воинских частей и вузов. К 2012 году Вооруженные силы планируется сократить с 1,13 млн. до 1 млн. военнослужащих, центральный аппарат военного ведомства — в два с половиной раза — до 8,5 тыс. человек, а количество офицерских должностей в армии и флоте — с нынешних 355 тыс. до 150 тыс.

И все это на фоне активизации невиданных в истории военных приготовлений, роста военных расходов США и стран западного мира. Не припомню в истории человечества такого периода, когда одна империя имела бы решающее преимущество в любом районе мира, на суше, океанских просторах, в воздушной среде и космосе. По сути дела, все перечисленные сферы превращаются в единый театр военных действий, а вооруженные силы США и НАТО — в доминирующую на этом театре группировку сил и средств.

По имеющимся данным, формирование такой группировки и доктринально-нормативное оформление должно быть завершено к 2016 году. Даже несмотря на глобальный кризис, США ни на цент не сократили военный бюджет. Это тоже уникальное историческое явление: военные расходы США превосходят совокупные военные расходы всех остальных ведущих стран мира и приближаются к астрономической сумме — 1 трлн. долларов (у России — 1 трлн. рублей, то есть в 35 раз меньше!). Плюс наращивание военных бюджетов стран НАТО.

Сегодня нужно говорить не только о количественном, но и о качественном изменении соотношения сил в пользу США и НАТО. Во-первых, наблюдается явный отрыв США от всех других государств в военных технологиях, появление и широкое внедрение новых систем вооружений. Во-вторых, произошло изменение места и роли стратегических ядерных вооружений в структуре военных действий.

Стратегическое ядерное оружие играло роль сдерживающего фактора в условиях паритета боевых возможностей сил общего назначения и при ограничении возможностей ПРО. Сегодня ни Россия, ни Китай, ни тем более кто-то другой не могут сравниться с американской неядерной мощью. А ядерную мощь России и Китая США планируют нейтрализовать быстро наращиваемыми противоракетными возможностями и высокоточными ударными средствами. Одновременно американцы наращивают ядерный потенциал крылатых ракет наземного, воздушного и морского базирования, не ограниченный никакими соглашениями и отнесенный ими к тактическому оружию. Это — «священная корова» Америки.

С 2004 года с принятием концепции «быстрого глобального удара» крылатые ракеты «Томогавк» («Томахоук») превратились в оружие принципиально другого уровня — стратегическое ударное средство. Дальность — 3,5 тыс. км, точность наведения на цель — не более 10 м. А еще способность маневрировать, огибать рельеф местности плюс высокая скорость, превосходящая скорость звука. Все это делает КР неуязвимыми для ПВО страны, являющейся объектом удара. Модернизированные «Томогавки» уже размещаются на четырех ракетных подводных лодках типа «Огайо» по 154 КР на каждой (именно эти субмарины, как носители 24 установок баллистических ракет на каждой, американцы переоборудуют под носители КР большой дальности, чтобы вывести из условий международных договоров о сокращении), четырех многоцелевых лодках «Вирджиния» (всего более 1 тыс. ракет), на восьми эсминцах (всего 4840 КР). К 2010 году корабельная группировка США будет иметь на вооружении более 7 тыс. пусковых установок КР большой дальности. Но уже сегодня США могут в любой момент нанести удар (в том числе и ядерный) с боевых позиций в Северной Атлантике (Норвежское и Северное моря), Тихом океане (Берингово и Японское моря), Арктике (Карское море). Есть еще и авиационная ударная группировка и наземные пусковые установки.

Таким образом, вся российская территория насквозь простреливается американскими крылатыми ракетами, против которых у России средств практически нет (имеется лишь один дивизион в Подмосковье, способный бороться с современными КР). А на очереди — новая КР американского производства с дальностью свыше 5 тыс. км и скоростью в 5 махов (то есть превышающей скорость звука в 5 раз).

В обстановке строжайшей секретности США также разрабатывают нетрадиционные типы оружия на новых физических принципах и, похоже, уже опробуют их на практике. Это — оружие воздействия на сознание людей, оно подавляет волю, приводит к изменению человеком своих убеждений. Это — и мощные радиотехнические объекты, способные нарушить работу радиоэлектронных систем (Аляска, Гренландия, Норвегия, возможно, Россия). И, наконец, мощные химические лазеры, размещаемые на самолетах «Боинг-747» и космических платформах. Кстати, это лазеры советских разработок, переданные в начале 90-х годов по распоряжению Б. Ельцина американцам.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что России на эти военно-технологические вызовы ответить нечем. А ставка только на стратегические ядерные силы (СЯС) становится совершенно не эффективной, поскольку их потенциал девальвируется американской ПРО и несколькими тысячами крылатых ракет. Попытка апеллировать к СЯС в случае ударов по России обычными и нетрадиционными средствами поражения убийственна для самой России.

К тому же администрация Обамы предлагает взаимное сокращение стратегических ядерных средств до уровня, гарантирующего Соединенным Штатам уничтожение этих средств на позициях, разгонном участке, орбитальной траектории и в районах падения прорвавшихся боевых блоков.

Можно констатировать, что военно-стратегическая ситуация в отношениях между США и Россией меняется кардинальным образом и, к сожалению, не в нашу пользу.

Не разобравшись с составом группировки ударных средств США (включая, естественно, и ПРО), их задачами и возможностями, нельзя соглашаться на американское, казалось бы, равноправное сокращение боезарядов до 1 тыс. единиц для каждой стороны. Как и не стоит верить обещаниям Вашингтона «приморозить» процесс развертывания элементов ПРО США в Европе, это — лишь тактический маневр с целью получить наше согласие на сокращение числа ядерных боезарядов. Россия должна настоять, чтобы повестка дня переговоров в сфере ограничений стратегических вооружений обязательно включала класс крылатых ракет и стратегическую ПРО, все ее элементы — наземный, морской, воздушный и космический. Весьма желательно подключение к этому переговорному процессу Великобритании и Китая.

Президент России, выступая на заседании коллегии Минобороны, уповал на проходящие в армии реформы. Меня, как профессионального военного, это удручает. Трудно сказать, какие угрозы безопасности страны сегодня более существенны: внешние, связанные с нашим общим отставанием в военном деле, или внутренние, формируемые, мягко говоря, некомпетентными действиями российских властей. Т.н. «военная реформа» министра обороны Сердюкова и К° наносит такой удар по организационной структуре Вооруженных сил и офицерскому корпусу, что он может привести к уничтожению всей военной организации страны.

Сегодня практически уничтожена экономическая база обороны страны — современная промышленность, передовые технологии, мобилизационный потенциал, разрушен, как единая система, ОПК. Запасы ядерных оружейных материалов в 1993 году проданы за бесценок американцам, а в России урана-235 и плутония практически нет. Американским фирмам в 2008 году также продан весь добываемый в стране кобальт и другие стратегические материалы.

В рамках российско-американской программы по борьбе с ядерным терроризмом американцы изымают из российских ядерных НИИ секреты «особой важности». Так, в рамках темы «Инспектор» США получают технологические материалы по созданию на борту тяжелого самолета (российский «Руслан») комплекса, способного мгновенно распознавать ядерные материалы на стационарных и подвижных объектах. Увеличение мощности облучения ядерного объекта (реакторы подводных лодок, надводных кораблей, арсеналы, ядерные боеголовки и т. д.) вызывает немедленный ядерный взрыв. То есть с помощью самих же российских специалистов США создают мощное лучевое оружие для уничтожения ядерного потенциала России и Китая. В самой же Российской Федерации эти работы в интересах отечественной обороны и безопасности блокируются Росатомом и руководством Минобороны.

В стране нет государственной системы управления обороной. Отсутствуют органы принятия стратегических решений в масштабах страны и в регионах, структуры, отвечающие за анализ военно-стратегической обстановки и состояние Вооруженных сил и других силовых ведомств, организацию территориальной обороны, разрушена мобилизационная система.

Покушения на военную безопасность России смыкаются, таким образом, с непониманием властной элитой сущности, характера и масштабов реально существующих угроз извне. Это неизбежно ведет к неадекватному реагированию руководства страны на угрозы, к формированию в ходе реформ неэффективной (а то и бесполезной) системы военной безопасности. Такое положение не может не вызывать у граждан России острой тревоги.

Фото [*]

СМИ2
24СМИ
Lentainform
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
СМИ2
24СМИ
Лентаинформ
Рамблер/новости
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня