18+
вторник, 19 сентября
Политика

Кремль заставит Приднестровье вернуться в Молдавию на правах автономии

На трехсторонних переговорах между лидерами России, Молдавии и Приднестровья Москва продемонстрирует, что умеет договариваться и дипломатическим путем

  
8

В Москве 18 марта состоится трехсторонняя встреча по приднестровскому урегулированию с участием президента России Дмитрия Медведева, президента Молдавии Владимира Воронина и главы Приднестровья Игоря Смирнова. Лидер Приднестровья заявил, что планирует обсудить с президентом Молдавии подписание договора о дружбе и сотрудничестве между Приднестровьем и Молдавией, переданного молдавской стороне в апреле 2008 года, а также предложения Тирасполя о неприменении силы. Удастся ли на этот раз достичь договоренности, рассуждает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.

«СП»: — Алексей Алексеевич, как можно охарактеризовать обстоятельства нынешней встречи Медведева, Воронина и Смирнова?

— Российская сторона выбрала очень удобный момент, чтобы обсудить эти проблемы. Действительно, план Козака был в свое время Ворониным отвергнут, и это поставило Молдавию в очень сложное международное положение по отношению к соседям. За этот период случилось очень многое: Молдавия то входила, то выходила из различного рода транзитных союзов с Россией, имела довольно серьезные и противоречивые отношения с Румынией. Но, тем не менее, порядка года-полутора назад президент Молдавии Воронин вновь радикально сменил курс внешней политики, вновь стал ориентироваться на Россию.

В условиях, когда мировой кризис довольно серьезно отразился на экономике Молдавии, стало совершенно понятным, что гораздо удобнее — и дешевле — дружить с Россией, и учитывать ее интересы на постсоветском пространстве. И глухая позиция относительно Приднестровья стала довольно серьезным препятствием на пути этих отношений, в том числе и финансово-экономических. В последнее время как раз эти финансово-экономические отношения нормализовались, и судя по всему, у г-на Воронина появились реальные основания, чтобы смягчить свою политическую позицию по Приднестровью.

«СП»: — А в Приднестровью к этому готовы?

— Надо отметить, приднестровская сторона не проявляет стремления к конструктивному диалогу и какому-либо консенсусу, настаивая на строгом выполнении своих требований. Эта позиция также не устраивает Россию и, естественно, Молдавию. Поэтому предыдущая встреча Смирнова, Медведева и Воронина фактически ничем не окончилась.

Полагаю, что сейчас в документах, подписанных сторонами в окончательном варианте, будут учтены практически все пожелания и требования России. С другой стороны, и Молдавии, и Приднестровью придется пойти на значительные уступки, скорректировав позиции своих сторон.

«СП»: — Что это за уступки?

— Полагаю, Приднестровью придется сделать уступку в признании целостности Молдавии как суверенного государства, я имею в виду признание границ республики. А Молдавии, в свою очередь, придется изменить статус Приднестровской республики — признать гораздо более широкую автономию.

На самом деле, для России это принципиальный вопрос. После так называемой пятидневной войны в Южной Осетии, России необходимо продемонстрировать, что она не является сторонником исключительно военных методов решения конфликта. И в этом смысле приднестрово-молдавский вариант должен продемонстрировать, что Москва умеет договариваться и дипломатическим путем. Для нас это вопрос международного престижа.

«СП»: — Эксперты говорят, что Воронин за это может попытаться выторговать хороший кредит. Это так?

— Воронин может попытаться выбить кредит, не знаю, так это или нет. Но по достижении этого соглашения, совершенно очевидно, что экономические и торговые отношения между Россией и Молдавией нормализуются, а это и подразумевает различного рода финансовых преференций. В этом нет ничего странного и предосудительного. Но Воронин совершенно четко понимает, что данное обстоятельство будет использовано против него на ближайших выборах молдавскими националистами.

«СП»: — А это обстоятельство его не остановит?

— Полагаю, не остановит. У Воронина сейчас сложное положение в республике, и ему необходим надежные, и очень серьезные союзники. Опора, можно сказать, режиму, которые бы могли гарантировать его пребывание на посту президента Молдавии. А надо сказать, что Румыния, которая тоже серьезно играет в регионе, ставит явно не на Воронина.

«СП»: — Россия в случае подписания соглашений сможет оказать ему такую поддержку?

— Мы не можем гарантировать оказание финансовой поддержки, потому что ситуация финансово-экономическая сложная для все, для нас в том числе. Но рассмотрен такой вариант, безусловно, будет. Но не хотелось бы, чтобы вводилась такая практика, когда Россия покупает союзников на территории постсоветского пространства. В ситуации с Киргизией такая тенденция возникла, и ее попытались внедрить, скажем так, в общественное сознание. Это неправильная тенденция, полагаю, так вопрос даже ставится не будет.

«СП»: — Как можно помочь Воронину удержаться у власти?

— Россия не заинтересована, чтобы помочь кому-то удержаться у власти. Ситуация с г-ном Януковичем на Украине в недавнем прошлом, пять лет назад, продемонстрировала, что такая помощь дорогого стоит для имиджа страны. Нас совершенно справедливо обвинили, что мы вмешиваемся в дела суверенного государства. Я не думаю, что перед Кремлем стоит задача удержать Воронина на посту президента Молдавии. Безусловно, Россия не заинтересована в приходе на этот пост радикального националиста. Но это не значит, что мы поддерживаем Воронина не смотря и на что.

Какие моменты лоббирует каждая из сторон

Министр иностранных дел Приднестровья Владимир Ястребчак сообщил «НГ», что повестка дня заявленных переговоров уже несколько дней обсуждается в МИД РФ, и речь идет о подписании совместной декларации по их итогам. По словам Ястребчака, стороны представили в ведомство Сергея Лаврова свои предложения.

В приднестровском варианте акцент сделан на двух моментах: необходимости подписания сторонами договоренности о неприменении силы, а также гарантиях выполнения подписанных ранее соглашений.

У молдавской стороны, по утверждению Ястребчака, свой взгляд на проблему, который не совпадает с приднестровским, и сводится только к тезису о территориальной целостности республики.

У России есть собственный пакет предложений по нормализации отношений Кишинева и Тирасполя. Приднестровский министр отказался его комментировать «раньше времени». Но источник «НГ» на Смоленской площади сообщил, что в нем, в частности, речь идет о сохранении миротворческой миссии РФ на Днестре «в длительной перспективе», а также о прямых переговорах сторон — Молдавии и Приднестровья при участии в качестве посредника и гаранта России.

Таким образом Воронину предстоит трудное решение: согласившись на трехсторонний формат переговоров, он фактически должен будут отказаться от формата «5+2» (Молдавия, Приднестровье — стороны, Россия, Украина, ОБСЕ — посредники, ЕС и США — наблюдатели). А подписав, даже в декларации, пункт о продлении миротворческого мандата России в регионе (а значит — сохранении военного присутствия РФ, так как МС формируются из состава Оперативной группы российских войск), он сделает то, от чего отказался в 2003 году, когда отверг небезызвестный «план Козака». Как известно, это надолго рассорило его с Москвой.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня