Политика

Парламент юрского периода

Кремль будет формировать Госдуму по правилам «лихих 90-х»

  
40

1 марта президент Владимир Путин внес на рассмотрение парламента новый законопроект о выборах депутатов Госдумы. Это означает, что мы возвращаемся - с небольшими вариациями — к смешанной системе думских выборов по правилам 2003 года.

Основные параметры законопроекта выглядят так:

— Партийные списки и одномандатники избираются в равных долях (225/225 депутатов, как в 2003-м), проходной барьер составляет 5%. В среднем, на депутата округа приходится 450−500 тысяч избирателей. Для регистрации кандидату требуется собрать 0,5% подписей (меньше нормы 2003 года на 1,5%).

— Порог явки не предусмотрен. Размер избирательного фонда для партий — 700 млн. рублей, фонда для одномандатников — 15 млн. рублей.

— Недостоверные сведения о собственности, имуществе и счетах кандидата не являются основанием для снятия его с регистрации. Как и прежде, такие нарушения — лишь основание для информирования избирателей.

— «Паровозы» будут и в одномандатных округах — популярные депутаты, баллотирующиеся по спискам партий, смогут выставлять по одномандатному округу свою кандидатуру. Пройдя в Госдуму по округу, «паровоз» сможет уступить место в списке малоизвестным соратникам. Федеральная часть списков установлена на уровне десяти человек.

— Графы «против всех» нет. Проект закона не предусматривает и избирательных блоков, хотя такая идея звучала в послании Путина Федеральному собранию.

— Сроки избирательной кампании остаются прежними: агитация 28 дней, выдвижение — 110 дней.

Как видим, формально путинский законопроект выглядит вполне либеральным. Налицо невысокий заградительный барьер, возможность малым партиям и беспартийным выдвигать кандидатуры в одномандатных округах, снижение процента подписей для кандидатов-самовыдвиженцев.

Но барьеров тоже хватает. Раз нет блоков — не возникнет и новой влиятельной политической силы — ни на левом фланге, ни на либеральном, ни среди националистов. Кроме того, в одномандатных округах выборы легче фальсифицировать. Наконец, если «Единая Россия» и «Общероссийский народный фронт» будут играть на пару и поделят роли — первые сосредоточатся на выборах по партспискам, вторые на одномандатных округах — конкурировать с дуэтом не смогут даже думские оппозиционные партии.

Является ли новые правила шагом вперед или шагом назад, как теперь изменится политический ландшафт России?

«Рецепт успеха „ЕдРа“ — административный ресурс, деньги и фальсификации», — уверен депутат Госдумы, заместитель председателя ЦК КПРФ Валерий Рашкин.

—  В Кремле прекрасно понимают, что золотой век «Единой России» прошел, — говорит Рашкин. — Сегодня мы наблюдаем стремительный спад авторитета партии власти. Происходит это на фоне вялотекущего кризиса и сокращения рабочих мест. Только за два последних месяца 208 тысяч индивидуальных предпринимателей закрыли свой бизнес и уволили работников — в итоге страна получила около миллиона безработных. Масла в огонь подливают коррупционные скандалы вокруг руководства «ЕдРа». В этих условиях — это понимают все — рейтинг «Единой России» никогда не поднимется до уровня, который бы гарантировал ей большинство в Госдуме на выборах по действующим правилам.

Надо сказать, в избирательных кампаниях единороссы всегда полагались на административный ресурс, деньги и фальсификации — я имею в виду, прежде всего, переписку протоколов в территориальных избиркомах. Должен заметить, фракция коммунистов в Думе не раз предлагала поправки, которые бы позволили сделать выборы прозрачными. Например, формировать руководящий состав избиркомов — председателя, его заместителей и секретаря — из представителей разных партий, ввести контроль за результатами голосования путем выборочного пересчета голосов. Но «Единая Россия» эти предложения с порога отвергла, рецепт успеха — административный ресурс, деньги и фальсификации — ее вполне устраивал. Но сейчас этот рецепт перестал быть действенным.

Именно поэтому единороссы предлагают вернуть думские выборы в пещерный век — ввести одномандатные округа и запретить блоки. Надо понимать: победить в одномандатном округе может только кандидат с деньгами, а деньги, как правило, есть лишь у кандидатов от партии власти. Плюс к тому, в одномандатном округе на порядок сильнее административный ресурс и шире возможности для фальсификаций.

С этой точки зрения, законопроект Путина — это деградация избирательного законодательства, откат к грязным технологиям.

«СП»: — К чему это приведет?

— Последствия такого шага вполне предсказуемы. Сейчас граждане однозначно выступают против грязных выборов, именно это заставляет их выходить на улицы. Народ хочет перемен — новых лиц в политике, новую команду в Кремле. Думаю, с путинскими правилами выборов этот протест будет только шириться. Своей неуступчивостью, нежеланием замечать настроения в обществе, президент и его команда толкают Россию к 1917-му году…

«Новые партии не смогут влиять на политику еще долго», — считает лидер Национально-демократической партии Константин Крылов.

— Главным политическим вопросом последних лет был вопрос о малых партиях, о возвращении их в политику, — говорит Крылов. — Реальный шанс пробиться давал им только избирательный блок. И вот — этот шанс отсекли. Это делает практически невозможной эволюцию нынешней политической системы.

На мой взгляд, откат к правилам 2003 года означает, что цели, которые ставились перед Думой предыдущего созыва — откровенно фарсовой — достигнуты, и цели эти касались зачистки политического поля. Видимо, в Кремле решили, что доминирование партии власти теперь можно поддерживать более простыми, чисто административно-финансовыми средствами.

Думаю, новое избирательное законодательство абсолютно соответствует нынешнему характеру правящего режима, который от экстренных мер переходит к укреплению позиций и длительному окапыванию.

Вместе с тем, новые правила дают и некоторые надежды новым политическим игрокам, расширяют линейку легальных инструментов, с помощью которых они могут заявить о себе. С этой точки зрения, возврат к более гуманным правилам 2003 года — скорее плюс. Но, повторюсь, новые партии при таком раскладе еще долго не смогут влиять на политику…

«Возврат к смешанной системе — это неплохо, но дьявол, возможно, кроется в деталях», — предупреждает политолог, член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров.

— Причины возврата к правилам 2003 года связаны с падением популярности «Единой России», — говорит Петров. — Обеспечить единороссам и дальше большинство в Госдуме с помощью партсписков становится невозможным. Им на помощь должны прийти одномандатные округа, где местная власть и местный административный ресурс смогут обеспечить победу нужного кандидата.

Многие считают, что это негативный шаг. Мне же кажется, эксперты его недооценивают. Депутаты-одномандатники — пусть даже от партии власти — будут совсем другими, чем нынешние единороссы, побеждающие по спискам и относящиеся к разряду «партийной пехоты».

Одномандатники по определению люди более самостоятельные и автономные. Они — компромиссные фигуры между местной и федеральной политической элитой. В массе такие депутаты дают принципиально иной состав парламента — намного качественнее нынешнего.

Понятно, Кремль в опоре на одномандатников руководствуется собственными интересами — ему нужен контроль над Думой. Но в данном случае, интересы Кремля и гражданского общества, Кремля и оппозиционных партий отчасти совпадают. Власть не может дальше препятствовать увеличению политической конкуренции и сознательно устраняет диктат партийной бюрократии. Выгода граждан при этом — усиление влияния на своих представителей в Думе.

Нечто подобное происходит сегодня с губернаторскими выборами. Да, их формат неидеален, но он тоже предполагает достижение компромисса и выдвижение кандидатов, которые пользуются серьезной общественной поддержкой. Такими же — пользующимися поддержкой общества — будут и депутаты-одномандатники.

Вполне возможно, в путинском законопроекте о выборах в Думу — как и в законе о выборах губернаторов — дьявол кроется в деталях. Возможно, предусмотрены хитрости, которые ослабляют позитивный эффект идеи законопроекта. Но при любом раскладе, мы увидим усиление политической конкуренции, элементов публичной политики и роли представительной власти в стране. А все это — очень неплохо…

Фото: Дмитрий Азаров/Коммерсантъ

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Михаил Александров

Военно-политический эксперт

Леонид Ивашов

Генерал-полковник, Президент Академии геополитических проблем

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня