Политика

Прокурор без надзора

Владимир Путин предложил повысить полномочия региональных прокуратур

  
4623

Президент внес в Госдуму проект закона о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ». Владимир Путин предлагает упразднить Высший арбитражный суд, а его полномочия передать Верховному суду. Причем состав последнего нужно будет сформировать заново.

Интересно, что все эти изменения в судебной системе России были вполне ожидаемы. СМИ говорили о них уже в июне этого года, когда на пост руководителя еще не объединенных ведомств стали пророчить премьера Дмитрия Медведева. И все-таки эта новость стала своего рода сенсацией, потому как, согласно внесенному в парламент документу, частично лишается своих полномочий… генеральный прокурор Юрий Чайка (об этом чуть ниже). Выглядит это очень странно. Публично власть никогда не критиковала Генпрокуратуру, хотя и было за что: за конфликт со СКР или за объявление ряда некоммерческих организаций иностранными агентами.

Но, как бы то ни было, по новому законопроекту утверждать прокуроров субъектов Российской федерации теперь будет сам президент. Также по его представлению Совет Федерации будет назначать и освобождать от занимаемых должностей заместителей генпрокурора. И хотя сторонники инициативы Путина считают, что этот документ повысит статус региональных прокуроров, в целом эксперты сходятся во мнении, что полномочия ведомства значительно урежутся. А некоторые специалисты и вовсе разглядели в вышеназванных поправках очередную аппаратную победу главы СКР Бастрыкина над генпрокурором России Чайкой.

Генпрокурор РФ в 1991—1993 Валентин Степанков уверен, что принятие подобных поправок приведет к ослаблению Генпрокуратуры как централизованной системы.

— Если Верховный и Высший арбитражный суды объединять, то надо создавать единую систему — сверху и донизу. Сегодняшние преобразования не упростят работу, а наоборот — создадут дополнительную нагрузку на судебные органы… Если всегда прокуратуру упрекали в том, что она и расследует уголовные дела, и сама над ними надзирает, то сегодня мы видим худший вариант: прокурорский надзор нивелирован, а Следственный Комитет расследует дела и осуществляет за ними контроль.

Фактически это привело к увеличению сроков расследований, но также сказалось на их качестве. Потому что СК сам себе продлевает сроки и контролирует процессуальное нарушение.

Да, когда-то, когда Россия стояла под угрозой распада, существование в стране такой централизованной системы как Генпрокуратура являлось одним из связующих звеньев всего госаппарата. Субъекты федерации очень хотели назначать прокуроров сами. Попытки усилить региональные органы власти в назначении прокуроров, во-первых, ослабят централизацию страны, а она необходима для соблюдения законности. И, во-вторых, снизят принципиальность, с которой сегодня прокуроры могут реагировать на нарушения закона.

А еще все-таки Генеральный прокурор при формировании своего аппарата должен обладать правом назначений кандидатур через утверждение законодательных органов. Потому что эта система опробована жизнью, она работает, и потому что прокуратура все-таки не та структура, где можно ставить опыты и проводить эксперименты.

Однако представитель «Национального антикоррупционного комитета», бывший следователь МВД Павел Зайцев уверен, что объединить высшие суды давно пора, также как и повышать статус прокуратуры.

— В УПК, ГПК и АПК прописана так называемая преюдиция. Это когда вступившее в силу решение одного суда обязательно для другого. Увы, сейчас на практике это не всегда так происходит: наши суды как бы параллельно выносят решения. Поэтому если их объединить, подобных противоречий не будет.

Что касается генпрокуратуры, то мне кажется правильным, что заместителей генпрокурора будут назначать по представлению президента. Однако лично я считаю: роль прокуратуры в России надо повышать. Ведь после введения нового УПК ее статус, к сожалению, резко упал. Можно, конечно, предположить, что виной тому является конфликт со Следственным Комитетом. Но с другой стороны… а причем здесь порядок назначения замов генпрокурора?

Бывший генпрокурор России Юрий Скуратов замечает, что предпосылки для объединения Верховного и Высшего арбитражного судов были еще в 1993 году.

— Высшие судебные инстанции не всегда проводили единообразную политику в области правоприменения. Была даже некоторая натянутость отношений между руководителями судов. Поэтому вопрос о более тесной их координации встал давно. Кстати, в период подготовки Конституции РФ в 1993 году мелькала идея создания высшего судебного присутствия. То есть такого надзорного органа над судами, который исправлял бы ошибки, от которых, увы, не застрахован никто.

И практика 20-летнего функционирования Конституции показала, что эта идея не была беспочвенной, раз сейчас опять вышли на нее. В принципе, если не трогать нижестоящие звенья в судебной вертикали, систему судов общей юрисдикции и арбитражный судов, то эти преобразования принесут положительный результат.

«СП»: — А возможна ли подобная организация в сегодняшних условиях?

— Возможна. Только если четко определить организационные вопросы, чтобы ни одна из ветвей власти не почувствовала себя «пасынком» в новой конструкции. Кстати, далее также возможно создание и принятие единого кодекса для арбитражного и гражданского процессов. Это вообще может стать следующим этапом в унификации судебной системы. В любом случае, при правильном подходе, при продуманных изменениях правоприменительная судебная политика будет осуществляться из одного «центра», а не из нескольких.

А что касается нынешнего уменьшения функций прокуратуры, то процесс этот начался уже давно. И самой важной потерей стала утрата следствия и реального надзора за ним. Причем не только за прокурорским расследованием, но и за следствием в МВД, ФСБ и системе наркоконтроля. В итоге сегодня до стадии обвинительного заключения и направления его в суд прокуратура «бездейственна», она не может воздействовать на следствие. И грубо говоря, осуществляет лишь контроль сама за собой. Поэтому и обречена на загнивание и коррумпированность. Считаю, что «уход» следствия из прокуратуры должен компенсироваться ужесточением прокурорского надзора. Увы, пока этого не произошло.

«СП»: — Почему? Это как-то связано с поправками, которые сегодня предложил президент?

— Вообще положение дел вызывает тревогу… Но с новым механизмом назначения замов генпрокурора я соглашусь. Заместители — важные, во многом самостоятельные фигуры, и потому поправки президента выступят неким гарантом их деятельности, например, в случае несовпадения их позиций с позицией «начальника».

Однако назначение прокуроров в субъектах федерации, по-моему, — большая ошибка, которая, нельзя не заметить, противоречит Конституции. Ведь согласно ей, прокуратура является единой централизованной системой с подчинением вышестоящих прокуроров нижестоящим. Это — конституционная норма. У нас еще с эпохи Ельцина узаконена практика скрытых полномочий президента. Сейчас идет расширение его компетенции, поэтому получается, что ему вновь дали блок полномочий, неизвестно на чем основанный.

Теперь же получается, что прокуроры будут черпать полномочия от президента. И первое лицо станы здесь себя подставляет в том случае, если местные органы не дадут согласия на назначение тот или иной кандидатуры. Здесь же нужно, что бы и кадровая служба президента включалась в работу, чтобы она анализировала кандидатуры

Таким образом, все это — путь к ослаблению прокуратуры, как высшего органа надзора за законностью. В чем причина такого серьезного удара по полномочиям генпрокурора? Скорее всего, в показателях ныне действующего руководства ведомства, может, в оценке тех коррупционных моментов, которые есть в прокуратуре. Но в целом эти меры — подрыв принципа централизации прокуратуры в России, что не есть хорошо

По мнению сопредседателя Совета по национальной стратегии Валерия Хомякова, президентская власть, очевидно, планирует замкнуть на себе всю кадровую политику прокуратуры.

— В данном случае под президентом надо понимать не только самого Владимира Путина, но и тех, кто занимает ответственные должности в его администрации: Сергея Иванова, Вячеслава Володина и других. На месте Чайки я бы обиделся. Во-первых, это некий элемент недоверия ему лично, а, во-вторых, подобное решение ставит под большую зависимость тот орган, который по Конституции должен быть максимально независимым. Ведь теперь можно будет подать некую информацию, что некий прокурор в таком-то регионе не справляется со своими обязанностями.

Так что ничего хорошего для политической, правовой и судебной систем подобного рода новации не несут. Этой лазейкой, например, смогут воспользоваться губернаторы: мало ли какие отношения складываются у них с местными прокурорами. А так можно будет пожаловаться Володину, мол, наш прокурор ведет себя плохо, и предоставить ему без труда собранный компромат… Никто же не ангел! Поэтому, увы, в нынешнем виде закон можно использовать и в своих целях, например, поставить своего, «ручного» представителя.

Если же в целом говорить об объединении судов, то здесь речь идет не об улучшении нашей судебной системы, а о создании шикарного кресла для высокопоставленной фигуры. Не за горами то время, когда Дмитрий Анатольевич станет юристом и для него место руководителя объединенных судов станет престижным местом работы. Тем более, что ведется много разговоров о том, что располагаться новая судебная структура будет на его исторической родине — в Санкт-Петербурге.

«СП»: — На Западе возможно, чтобы президент предлагал то, что противоречит Конституции?

— Там тут же последовало бы обращение в Верховный суд. В лучшем случае подобные поправки отозвали бы из парламента, в худшем — объявили бы импичмент… Да, Обама тоже пытается продвинуть своих людей на различные должности, но он действует в рамках закона, и вряд ли ему бы пришло в голову поставить бы своего человека прокурором штата. Общественность восприняла бы это как государственный переворот. У нас же, сами знаете, порядки иные…

Фото ИТАР-ТАСС/ Игорь Кубединов

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Александр Асафов

Независимый политический аналитик

Федор Бирюков

Член Президиума партии «Родина»

Иван Коновалов

Директор Центра стратегической конъюнктуры

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня