Политика

СМИ: спасти репутацию губернатора Юревича невозможно

Проверка Счетной палаты показала, что за два последних года область неэффективно потратила свыше 2 млрд рублей

  
1261

Челябинская область так и не вышла на предкризисные экономические показатели, и во многом это «заслуга» губернатора Михаила Юревича, недавно занявшего второе место в «Антирейтинге губернаторов» за 2013 год, подготовленный Центром политической информации. О ситуации, сложившейся при Юревиче в Челябинской области, пишет журнал «Компания».

Недавняя экономическая статистика по Челябинской области свидетельствует: если финансовый результат (прибыль минус убытки) деятельности предприятий по России в целом с начала года держится на уровне 80% к прошлому году, то на Южном Урале за семь месяцев он упал до 33,1%. «Это означает не только катастрофическое сокращение поступлений налога на прибыль в ближайшей перспективе, критически важного для бюджета области. Такое падение прибыльности регионального бизнеса говорит о том, что область вступила в замкнутый круг: падение инвестиций — падение прибыли — падение инвестиций, выбраться из которого не получится в обозримом будущем даже при ускоренном развитии куроводства и копания руды. По большому счету это значит, что бизнес не видит перспектив от инвестиций в Челябинскую область», говорит челябинский политолог Александр Подопригора.

Неудивительно, что Юревича регулярно упрекают в неэффективном расходовании бюджетных средств. Претензии эти тем более чувствительны из-за того, что бюджет области хронически дефицитен. В этом году, к примеру, дефицит составил 17 млрд руб., что равняется примерно 15% годовых расходов. И министр финансов Челябинской области Андрей Пшеницын прогнозирует, что дефицит сохранится в ближайшие три года.

Следствием дефицита стал растущий государственный долг, который за 2011−2012 гг. вырос на 6 млрд руб., достигнув 16 млрд руб. Пшеницын говорит, что расходы облбюджета растут за счет выполнения указов президента Владимира Путина о повышении зарплаты бюджетникам и о передаче на региональный уровень новых полномочий. «Но именно в этих тяжелых условиях требуется повышение эффективности госрасходов», отмечает журнал «Компания».

Между тем проверка исполнения областного бюджета в 2011—2012 гг., проведенная Счетной палатой, показала, что за два последних года областными властями неэффективно потрачено свыше 2 млрд руб., не исполнено государственных обязательств на 14,5 млрд руб., федеральные целевые программы исполнялись на 82% в 2011 г. и 70% в 2012 г. В частности, аудиторы проверили, как исполняется поручение президента Владимира Путина переселить жителей страдающего от геологического катаклизма шахтерского поселка Роза: в 2012 г. оттуда должны были переехать 3705 человек, однако на момент проверки опасную зону покинули только 802 человека.

Много шуму наделала покупка губернатором личного вертолета за 290 млн руб. Вызывают вопросы многомиллионные счета за личную охрану Юревича. Крупный скандал был связан с коллективной авиапоездкой губернатора Юревича и его свиты в Ниццу на празднование дня рождения депутата Сергея Ванштейна. Это произошло аккурат в тот момент, когда жители Челябинской области страдали от наводнения.

Но главная недоработка губернатора, считает известный челябинский блогер Леонид Дергалев, это отказ от изменения системы расчета эффективности бюджетных расходов. «Сейчас применяется такая методика, которая любые бюджетные расходы показывает эффективными, что и маскирует коррупцию от глаз Счетной палаты и прокуратуры, — поясняет он. — На фоне высоких личных расходов губернатора и его „команды“ (вертолет и разъезды) уровень жизни обычных жителей региона выглядит, мягко сказать, низким, что озлобляет людей. Скромнее нужно быть Юревичу и скорректировать методики оценки эффективности бюджетных расходов».

Симптомом неэффективности бюджетной политики губернатора Юревича его критики также считают постоянный рост управленческих издержек. По итогам 2012 г. уровень расходов на «общегосударственные вопросы», то есть на содержание органов региональной власти (губернатора, областного правительства, Заксобрания и ряда других структур), достиг 715 млн руб. Двумя годами ранее, в начале работы правительства Юревича, этот показатель составлял 440 млн руб. «Таким образом, обслуживание власти выросло в цене на 163%», — подсчитала «Компания». При этом расходы на обслуживание региональной власти увеличились неравномерно. Более половины от объема заказанных услуг (425 млн руб.) и самый высокий рост (169%) пришлись на загадочную статью «прочие работы и услуги».

Александр Подопригора также отмечает странности госзакупок: они, похоже, проходят без конкурса, с единственным поставщиком товаров и услуг. Само содержание закупок также вызывает вопросы. Например, визит в Челябинскую область Владимира Путина сопровождался закупкой сувенирной продукции на 2,5 млн руб. Визит делегации Челябинской области в США потребовал размещения об этом информации в газете Washington Post, что обошлось бюджету в 740 000 руб. Перед выборами 2011 г. заказ на размещение наружной рекламы на сумму 8 млн руб. также достался «единственному поставщику» без конкурентной борьбы. В 2012 г., когда Владимир Путин посещал бедствующий поселок Роза, опять понадобилась сувенирная продукция на 3 млн руб.

У каждого губернатора есть особый резервный фонд, который они держат «на всякий случай», признает политолог. «Однако найти другого губернатора, который с таким размахом тратит бюджетные миллионы, оправдывая это затем президентской волей, рассматриваемой в прикладном смысле как доходное бедствие, и списывая потом деньги в соответствии со ст. 55, нам не удалось», - приводит издание его слова.

И хотя Юревич, судя по сообщениям блогеров, контролирует большую часть региональных СМИ, все же некоторые скандалы прорываются наружу. Так, в 2011 г., администрацию области уличили в проведении тендера на «оптимизацию» выдачи поисковиками «Яндекс» и Google ответов на запросы по таким ключевым словам, как «Озерск», «ПО Маяк авария», «радиация в Челябинске», «Кыштымская авария», «Карабаш экология», «самый грязный город планеты», «самый грязный город России», «экология Челябинск», «экология Челябинской области», «экология Урала».

«Однако никакой пиар не спасет репутацию, если реальные проблемы известны жителям области. В этом случае замаскировать их так же сложно, как было бы сложно, скажем, отвлечь людей от пролетающего над их головами челябинского метеорита», констатирует издание.

Фото: ИТАР-ТАСС/Валерий Бушухин

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Андрей Грозин

Руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ

Сергей Марков

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня