18+
четверг, 25 мая
Политика

Кирилл Фролов: На Пасху причащают даже тех, кто находится под епитимьей

Наступил важнейший праздник в жизни православных

  
97

В Храме Христа Спасителя прошло праздничное пасхальное богослужение. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в своей пасхальной проповеди призвал верующих не роптать на несчастья, а помнить про победу Христа над смертью. «Кто со Христом — тот сильнее ада, потому то ад побежден Воскресением Спасителя. И пусть победа Христа над злом и неправдой войдет в наше сознание, укрепит волю, просветит чувства», — сказал патриарх. Он также призвал всех верующих помнить, что зло, существующее в мире, «не должно нас духовно разоружать и мешать нам видеть подлинную перспективу жизни». Пасха празднуется неделю. Как должны встречать ее православные, рассказывает пресс-секретарь Союза православных граждан Кирилл Фролов.

«СП»: — Кирилл, какой ключевой смысл несет в себе Пасха?

— Прежде чем мы будем говорить о величайшем празднике, празднике, который касается каждого человека — о Пасхе Христовой — придется пару слов сказать о гонениях на каноническую православную Церковь на Украине.

В Страстную пятницу, когда православные оплакивают распятого Господа Иисуса Христа, на Украине боевики из так называемого киевского патриархата захватили православный храм Свято-Преображенский храм в селе Беево Сумской области. Они в буквальном смысле храм осквернили. Эта новость вызвала широкий резонанс, вплоть до того, что некоторые представители православных общественных организаций России и Белоруссии заявили о том, что они готовы выехать на Украину, чтобы помочь общине захваченного храма.

Я считаю, после этого захвата наш официальные органы власти должны отреагировать, поставить вопрос о захвате православных храмов на Украине, и вмешательства государства в церковные дела на серьезном международном уровне.

Тем более, президент Украины Виктор Ющенко продемонстрировал поддержку захватчикам храма из раскольнического киевского патриархата тем, что большую часть пасхального богослужения будет проводить с главой этой организации Филаретом (Денисенко), который предан анафеме Русской Церковью. Таким образом, Ющенко сам отсекает себя от канонической православной Церкви.

Это очень серьезно. Церковь — не просто земная институция, это богочеловеческй организм. И грех раскола, по учению Церкви, не смывается даже мученической кровью.

Теперь о Пасхе. Мы подошли к празднику из праздников, торжеству из торжеств, Светлому Христову воскресению. Движимый жертвенной любовью к человеку, даже в падшем состоянии, Христос делает все, чтобы спасти человека от греха и смерти. И ради этого спасения вочеловечивается, принимает крестную смерть, сходит в ад, чтобы освободить ветхозаветных праведников из ада и воскресает — побеждает смерть. Вот главная победа во всей истории человечества — победа над смертью, победа, которую совершил Богочеловек Иисус Христос.

«СП»: — Почему это приходится объяснять вновь и вновь?

— Этот пафос объясняет миссионерский пафос Церкви. Когда нам говорят, что православные не должны быть такими же назойливыми, как католики и протестанты, я опровергаю эти утверждения. Мы должны быть по-хорошему навязчивыми, потому что навязчив Господь Бог, в том смысле, что не дает человеку погибнуть. Он спасает человека даже когда человек не хочет, чтобы его спасали. Он посылает ветхозаветных пророков, которые не дают погибать, которые пристают к богоизбранному народу. Затем он вочеловечивается, посылает своего единородного Сына для искупления человеческого рода. Господь спускается в ад — даже в аду можно проповедовать.

В этом смысле сошествие в ад — это обличение тем православным миссиофобам, которые в суперправославных журналах обзывают либералами священников и мирян, которые выступают против хамства, которое имеет место быть в околоцерковной среде. Против нормальных священников, которые спокойно относятся к тому, что по-началу женщины ходят в брюках в Церковь, справедливо полагая, что это второстепенно по отношению к существу нашей веры.

Очень важно, что святейший патриарх Кирилл в своем пасхальном обращении еще раз специально обратился к молодежи, а перед самой Пасхой патриарх говорил, что мы должны воцерковлять молодежные субкультуры. Почему патриарх так озабочен? Потому что лично святейший очень хочет, чтобы весь наш народ вернулся в Церковь, и лично патриарх бичует и осуждает тех псевдоправославных псевдоревнителей, которые нападают на священников-миссионеров, обвиняя их в либерализме.

«СП»: — То есть если вам нахамят в церкви, не стоит обращать на это внимания?

— Если кто-то из читателей, зайдя в храм, встретится с хамством, если женщина, одетая не по церковному уставу, нарвется на такое хамство, эти люди должны знать: это хамство к православию никакого отношения не имеет. Никто не имеет права выгнать человека из храма просто так, за то, что он не так одет. Я специально призываю читателей не смущаться наших старушек, им власти в Церкви никто не давал.

Почему я обращаюсь — сейчас очень важно, чтобы все люди приобщились к таинству Пасхи, все люди почувствовали пасхальную радость победы над смертью. Господь ради спасения человека испытал крестные страдания и смерть, был распят — и воскрес. Поэтому каждый человек должен приобщиться к радости пасхальной.

«СП»: — А если кто-то не успел на пасхальное богослужение?

— Всю пасхальную неделю мы называем Светлой. Каждый день во всех храмах отслуживается пасхальная служба, которая ничем не отличается от ночной. И очень важно причащаться Святых Христовых Таин на Пасху, потому что не причаститься на Пасху является грехом.

«СП»: — Как же причащаться, если ты не готовился к этому?

— Церковь причащает на Пасху даже тех, кто находится за тяжелые смертные грехи под епитимьей. За особо тяжелые грехи от причастия отлучают, но на Пасху даже таким тяжелым грешникам разрешается причаститься. Поэтому всю пасхальную неделю нужно причащаться независимо от того, соблюдал человек Великий пост или не соблюдал. Потому чтобы понять смысл Великого поста, нужно войти в церковную жизнь, узнать все о Церкви. Но узнавание Церкви не мыслимо без религиозного опыта, который преподается в таинствах Церкви, в том числе — в таинстве причастия.

На пасхальном богослужении читается слово святого Иоанна Златоуста, в котором он говорит, что «да никто не уйдет без пасхальной радости». Перевожу на современный язык: и постившиеся, и не постившиеся — все должны войти в радость Господа своего. Вот главный пафос послания святого Иоанна Злотоуста.

Многие смущаются — дескать, я не постился, не готовился, как же я пойду на Пасху. Вот не нужно этим смущаться, нужно приходить и причащаться, и таким образом входить в Церковь. Очень важно не спрофанировать Пасху, не свести ее к кулинарным изыскам, не заслонить воскресшего Христа. Это не значит, что не нужно себя поздравлять, не нужно устраивать пасхальных трапез. Нужно, но эти пасхальные трапезы, эти встречи друзей на Пасху должны быть продолжением трапезы Господней — святого причастия на Пасху, причастия на пасхальном богослужении.

Фото [*]

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня