18+
пятница, 21 июля
Политика

Сергей Ковалев: 9 мая для Риги — напоминание о советской оккупации

Мэр латвийской столицы Янис Биркс грозит запретить празднование Дня Победы

  
34

Торжественные мероприятия в честь Дня Победы в Риге могут быть запрещены. Такое мнение высказал мэр латвийской столицы Янис Биркс. Причем мотивировал он это необходимостью соблюдения безопасности: если правоохранительные органы сочтут праздничные мероприятия угрозой, депутатам города придется их отменить. Напомним, что параллельно с празднованием Дня победы латвийская организация «Союз национальных сил отечества» 9 мая планирует провести на Домской площади в Риге акцию «Красная армия — освободители или военные преступники». Что движет латышами в неприятии праздника Победы, разбирался правозащитник Сергей Ковалев.

«СП»: — Сергей Адамович, чем латышам помешало 9 мая?

— Начнем с того, что для Латвии праздник победы во Второй мировой войне празднуют 8 мая, как и во всей Европы. Те, кто празднует его 9 мая, блюдут советские традиции. Эта дата для них — символ основной роли Советского Союза в победе над фашизмом. Это празднование, так сказать, символизирует их оппозиционность неким латвийским порядкам. Я высказываю только предположение, не более того. Такая политизированность этого празднования вызывает социальный конфликт, недовольство у другой части населения. А в чем вопрос?

«СП»: — Так какая часть этого населения права? Если одна часть, европейская, говорит, что они правильные и хорошие, чего же они запрещают тогда праздновать другим? Да еще проводят параллельные мероприятия, которые грозят столкновением?

— Думаю, запрещать не следует. Если, в самом деле, для тех, кто празднует 9 мая, это символика их политической оппозиционности Латвии, стране, где они живут — в самом деле возникают вопросы о возможных столкновениях. Но на это есть полиция. Которая, как мне кажется, должна была бы обеспечить безопасность обеих сторон — и тех, кто празднует 8 мая, и тех, кто празднует 9 мая.

«СП»: — Скажите, чем объяснить популярность чествования в Прибалтике войск СС, героизации людей, которые сражались на стороне Германии?

— Из стран Прибалтики мне ближе всего Литва. Насколько я знаю, в Литве никто не чествует сражавшихся на стороне немцев. В Литве чествуют лесных братьев — партизан, а это совсем не те, кто выступали про-немецки. Это те, кто выступали про-литовски. Это те, с кем я сидел в лагерях.

«СП»: — С кем вы сидели в лагерях?

— У меня очень много литовских друзей из лагеря. Это были литовские партизаны. И не только литовские. Это на самом деле было движение людей, которые выступали с оружием в руках против советской оккупации в Прибалтике, а сидели за измену родине. Такая циничная квалификация их позиции. Извините, за измену какой родине? Они были оккупированы Советским Союзом, они как раз выступали за свои историческую родину — самостоятельную независимую Балтию.

Я знаю биографии людей, которые, так сказать, в немецкой оккупации действовали против немцев, а потом, после окончания войны — против уже советской оккупации. Так что выступления в Балтии против Советского Союза вовсе не означало выступления на стороне Германии.

Хотя Латышский легион, действительно, выступал на стороне Германии. Но и в этом случае идейная позиция значительной части этих пронемецких сил определялась их неприятием того, что произошло накануне войны — подчинение стран Балтии Советским Союзом. Кстати, обеспеченное пактом Молотова — Риббентропа. В умах людей была серьезная путиница — у тех, кто воевал на стороне немцев.

Государства Балтии — не единственные страны, где возникала такая народная сила — на стороне Гитлера, но в основном против Сталина. Политическая ситуация времен Второй мировой и этим обстоятельством осложняется. И в Советском Союза тоже ведь были власовцы. Так вот, идейная позиция Власова состояла вовсе не в том, чтобы быть на стороне фашистов. Немецкое командование не допустила власовские соединения к серьезному участию во Второй мировой. Единственная операция власовцев, где они выступили массово и самостоятельно, как некая армия, — это была операция в Праге. Прагу взяли именно власовские соединения, отбив ее у немцев. Именно власовская армия оказалась освободителем Праги, а вовсе не советские войска. Потом они под натиском советских войск ушли из Праги, дальнейшая судьба власовских соединений общеизвестна.

«СП»: — Власовцев у нас считают изменниками, разве нет?

— Да, но само командование армии Власова хранило нейтралитет по отношению к Гитлеру, вот до этой операции в Праге. Они декларировали свою политическую позицию по отношению к своей родине, к Советскому Союзу, и эта позиция была антисталинская. Они считали себя освободительной армией, и декларировали свою готовность изменить политическую ситуацию в СССР, отвергая сталинский режим, и выступая на стороне демократического государственного устройства.

Такого же рода мотивы могли быть и у движения, существовавшего в Балтии. Есть разница — выступать на стороне немцев, или выступать против советской оккупации. Это неприятная смесь, но, по-моему, не очень добросовестно одну сторону принимать во внимание. Тут надо говорить с рижскими и общенациональными латвийскими властями: как они расценивают поддержку этим своим ветеранам. Думаю, они имеют в виду прежде всего военные выступления этого легиона как выступления против советской оккупации.

«СП»: — Если подвести итог, общество в Риге раздражает празднование Дня победы просто как напоминание о советской оккупации? В этом все дело?

— Думаю, что да. Вряд ли кто-нибудь в Риге в массовом порядке, выступает за немецкий национал-социализм. Это выступления, думаю, против памяти о советской оккупации, а это не одно и то же. Вряд ли бы власти Риги и Латвии поощряли бы светлую память немецкого национал-социализма. Мне кажется, очень трудно этим обвинить. Другое дело, эти коллизии нужно разрешать не путем запретов, а путем обеспечения безопасности.

Фото [*]

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня