Политика

Алексей Мухин: Губернатор Громов, как офицер, давно должен подать в отставку

Дефолт грозит Чувашии, Камчатке, Чукотке, Брянской, Астраханской, Магаданской и Московской областям

  
9

Министерство финансов предлагает вводить в субъектах РФ временную администрацию, как только просроченная задолженность превысит 10% (сейчас планка — 30%). Введение внешнего управления означает для региона фактически потерю контроля над финансами, а для губернатора — рычагов влияния, пишут «Ведомости» со ссылкой на проект концепции по реформированию межбюджетных отношений в условиях кризиса. Нужны ли такие крутые меры, и к чему они приведут, рассуждает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.

«СП»: — Алексей Алексеевич, оправданы ли меры, которые предпринимает правительство?

— Оправданы. Это так называемая защита от дурака. Конечно, президент РФ праве снять неэффективно действующего губернатора, в условиях кризиса это чревато еще и социальными последствиями, но ситуации-то это не исправит. И вновь пришедший на пост губернатора должен потратить некоторое время, чтобы войти в курс дела. А внешняя финансовая администрация поможет региону справиться с финансовым неблагополучием в оперативном режиме. Судя по всему, Минфин планирует направить в состав этих антикризисных команд хороших специалистов, иначе эта затея не будет иметь успеха.

Судя по всему, государство готово использовать экономические, прежде всего, рычаги влияния в регионе, чтобы стабилизировать социальную обстановку. В этом смысле предложенное — конечно, мера политическая: государство озабочено тем, чтобы экономические волнения не переросли в социальные бунты.

Что касается введения внешнего управления с технической точки зрения — да, Минфин в получает очень серьезные рычаги влияния на региональную власть. И значения министра финансов и профильного вице-премьера — а это один человек, Алексей Кудрин — растет. В этой связи разговоры о его возможной отставке начинают быть достаточно бесперспективными.

«СП»: — Раньше поднимался вопрос о возможности введения внешнего управленя регионами?

— Ввести такие меры пытались давно. Об особой роли федерального казначейства говорил в свое время Дмитрий Козак. Алексей Кудрин давно выступал сторонником команд, которые бы решали проблемы регионов, конкретно — банкротства региональных правительств. Дело в том, что такие банкротства — не черта нынешнего кризиса. Банкротства регионов случались и раньше. Регионы, к сожалению, имеют возможность делать внешние заимствования, и это часто играет злую шутку с новым руководством региона. Старый руководитель набирал долгов, а новый не имел возможности с ними расплатиться. В результате регион постигал технический дефолт, что, безусловно, отражалось на общем состоянии российской экономики и ее рейтингах.

Мера Минфина планируется как эффективная, но она запоздала. Это нужно было делать до кризиса.

«СП»: — Минрегион, на согласование которому оправлен проект концепции по реформированию межбюджетных отношений в условиях кризиса, предлагает назначать и. о. губернатора из числа сотрудников министерства. Как вам такое предложение?

— Предложения относительно возможного назначения главы региона из числа сотрудников министерств не противоречит российскому законодательству: президент может назначить кого угодно губернатором. Но, с другой стороны, данная мера будет выглядеть несколько странно в политическом контексте. Потому что глава региона — это не только хозяйственник, это еще политическая фигура. Поэтому такое беспрецедентное усиление одного ведомства в рамках России будет выглядеть неуместно.

«СП»: — Комментируя концепцию, министр экономики Свердловской области Михаил Максимов заявил, что заявление о внешнем управлении — четкий посыл регионам насчет финансовой дисциплины, но сначала надо решить вопрос о форме помощи регионам. Какую помощь он имеет в виду?

— Боюсь, речь идет о личном интересе глав регионов. На пожаре самый ценный продукт — это вода. Сейчас регионы задыхаются без ликвидности, без средств, поэтому единственное, что могут сейчас выдавить из себя главы регионов — «дайте денег!» На самом деле, эта ситуация может катастрофически сказаться на российском бюджете. Одномоментное выделение денег регионам не спасет ситуацию, необходимо менять всю систему бюджетирования, и Минфин над этим сейчас и работает. А затыкание финансовых дыр приведет лишь к растрате огромного финансового массива.

«СП»: — Как можно прокомментировать «группу риска»: у семи регионов — это Чувашия, Камчатка, Чукотка, Брянская, Астраханская, Магаданская, Московская области — соотношение долга и планируемых доходов превышает 45%?

— К сожалению, просчеты регионального руководства поставили указанные регионы на грань технического дефолта. И сейчас дешевле и целесообразнее было бы его провести. Иного выхода просто нет.

«СП»: — А что можно сказать по Московской области, которая тоже оказалась в «черном списке»?

— Московской области давно необходимо решать вопрос с руководством, которое последнее время преследуют финансовые скандалы, выявляющие неэффективность этого руководства. По сути, Борису Громову, как военному человеку, давно нужно уйти в отставку.


Что такое внешнее управление регионом?

В распоряжении «Ведомостей» оказался проект концепции по реформированию межбюджетных отношений в условиях кризиса. Документ разработан Минфином и отправлен на согласование в Минрегион. Одна из мер, которую предлагает Минфин, — ужесточить критерии введения внешнего управления в субъектах Федерации.

В Бюджетном кодексе прописана возможность введения временной финансовой администрации, если объем просроченной задолженности региона превышает 30% по итогам года. Минфин предлагает опустить планку до 10% — опять же, по итогам года — либо 20% и не снижается в течение 90 дней.

Срок полномочий временной администрации — до одного года. Ее главу и штатную численность устанавливает правительство. Введение внешнего управления означает для региона фактически потерю контроля над финансами. Администрация разрабатывает план восстановления платежеспособности, пишет новый вариант бюджета и контролирует его исполнение, а заодно и главных распорядителей и получателей бюджетных средств. Сводная бюджетная роспись, лимиты обязательств, займы, бюджетные кредиты — все утверждается с согласия главы администрации.

Согласно мониторингу Минрегиона, 1 января 2009 г. у семи регионов соотношение государственного и муниципального долга и планируемых собственных налоговых и неналоговых доходов субъекта превышало 45%. Это Чувашия, Камчатка, Чукотка, Брянская, Астраханская, Магаданская, Московская области. На 1 марта 2009 г. объем кредиторской задолженности регионов составил 60,6 млрд руб., увеличившись по сравнению с началом года в 1,5 раза.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня