18+
вторник, 28 марта
Политика

Алексей Мухин: Губернатор Громов, как офицер, давно должен подать в отставку

Дефолт грозит Чувашии, Камчатке, Чукотке, Брянской, Астраханской, Магаданской и Московской областям

  
9

Министерство финансов предлагает вводить в субъектах РФ временную администрацию, как только просроченная задолженность превысит 10% (сейчас планка — 30%). Введение внешнего управления означает для региона фактически потерю контроля над финансами, а для губернатора — рычагов влияния, пишут «Ведомости» со ссылкой на проект концепции по реформированию межбюджетных отношений в условиях кризиса. Нужны ли такие крутые меры, и к чему они приведут, рассуждает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.

«СП»: — Алексей Алексеевич, оправданы ли меры, которые предпринимает правительство?

— Оправданы. Это так называемая защита от дурака. Конечно, президент РФ праве снять неэффективно действующего губернатора, в условиях кризиса это чревато еще и социальными последствиями, но ситуации-то это не исправит. И вновь пришедший на пост губернатора должен потратить некоторое время, чтобы войти в курс дела. А внешняя финансовая администрация поможет региону справиться с финансовым неблагополучием в оперативном режиме. Судя по всему, Минфин планирует направить в состав этих антикризисных команд хороших специалистов, иначе эта затея не будет иметь успеха.

Судя по всему, государство готово использовать экономические, прежде всего, рычаги влияния в регионе, чтобы стабилизировать социальную обстановку. В этом смысле предложенное — конечно, мера политическая: государство озабочено тем, чтобы экономические волнения не переросли в социальные бунты.

Что касается введения внешнего управления с технической точки зрения — да, Минфин в получает очень серьезные рычаги влияния на региональную власть. И значения министра финансов и профильного вице-премьера — а это один человек, Алексей Кудрин — растет. В этой связи разговоры о его возможной отставке начинают быть достаточно бесперспективными.

«СП»: — Раньше поднимался вопрос о возможности введения внешнего управленя регионами?

— Ввести такие меры пытались давно. Об особой роли федерального казначейства говорил в свое время Дмитрий Козак. Алексей Кудрин давно выступал сторонником команд, которые бы решали проблемы регионов, конкретно — банкротства региональных правительств. Дело в том, что такие банкротства — не черта нынешнего кризиса. Банкротства регионов случались и раньше. Регионы, к сожалению, имеют возможность делать внешние заимствования, и это часто играет злую шутку с новым руководством региона. Старый руководитель набирал долгов, а новый не имел возможности с ними расплатиться. В результате регион постигал технический дефолт, что, безусловно, отражалось на общем состоянии российской экономики и ее рейтингах.

Мера Минфина планируется как эффективная, но она запоздала. Это нужно было делать до кризиса.

«СП»: — Минрегион, на согласование которому оправлен проект концепции по реформированию межбюджетных отношений в условиях кризиса, предлагает назначать и. о. губернатора из числа сотрудников министерства. Как вам такое предложение?

— Предложения относительно возможного назначения главы региона из числа сотрудников министерств не противоречит российскому законодательству: президент может назначить кого угодно губернатором. Но, с другой стороны, данная мера будет выглядеть несколько странно в политическом контексте. Потому что глава региона — это не только хозяйственник, это еще политическая фигура. Поэтому такое беспрецедентное усиление одного ведомства в рамках России будет выглядеть неуместно.

«СП»: — Комментируя концепцию, министр экономики Свердловской области Михаил Максимов заявил, что заявление о внешнем управлении — четкий посыл регионам насчет финансовой дисциплины, но сначала надо решить вопрос о форме помощи регионам. Какую помощь он имеет в виду?

— Боюсь, речь идет о личном интересе глав регионов. На пожаре самый ценный продукт — это вода. Сейчас регионы задыхаются без ликвидности, без средств, поэтому единственное, что могут сейчас выдавить из себя главы регионов — «дайте денег!» На самом деле, эта ситуация может катастрофически сказаться на российском бюджете. Одномоментное выделение денег регионам не спасет ситуацию, необходимо менять всю систему бюджетирования, и Минфин над этим сейчас и работает. А затыкание финансовых дыр приведет лишь к растрате огромного финансового массива.

«СП»: — Как можно прокомментировать «группу риска»: у семи регионов — это Чувашия, Камчатка, Чукотка, Брянская, Астраханская, Магаданская, Московская области — соотношение долга и планируемых доходов превышает 45%?

— К сожалению, просчеты регионального руководства поставили указанные регионы на грань технического дефолта. И сейчас дешевле и целесообразнее было бы его провести. Иного выхода просто нет.

«СП»: — А что можно сказать по Московской области, которая тоже оказалась в «черном списке»?

— Московской области давно необходимо решать вопрос с руководством, которое последнее время преследуют финансовые скандалы, выявляющие неэффективность этого руководства. По сути, Борису Громову, как военному человеку, давно нужно уйти в отставку.


Что такое внешнее управление регионом?

В распоряжении «Ведомостей» оказался проект концепции по реформированию межбюджетных отношений в условиях кризиса. Документ разработан Минфином и отправлен на согласование в Минрегион. Одна из мер, которую предлагает Минфин, — ужесточить критерии введения внешнего управления в субъектах Федерации.

В Бюджетном кодексе прописана возможность введения временной финансовой администрации, если объем просроченной задолженности региона превышает 30% по итогам года. Минфин предлагает опустить планку до 10% — опять же, по итогам года — либо 20% и не снижается в течение 90 дней.

Срок полномочий временной администрации — до одного года. Ее главу и штатную численность устанавливает правительство. Введение внешнего управления означает для региона фактически потерю контроля над финансами. Администрация разрабатывает план восстановления платежеспособности, пишет новый вариант бюджета и контролирует его исполнение, а заодно и главных распорядителей и получателей бюджетных средств. Сводная бюджетная роспись, лимиты обязательств, займы, бюджетные кредиты — все утверждается с согласия главы администрации.

Согласно мониторингу Минрегиона, 1 января 2009 г. у семи регионов соотношение государственного и муниципального долга и планируемых собственных налоговых и неналоговых доходов субъекта превышало 45%. Это Чувашия, Камчатка, Чукотка, Брянская, Астраханская, Магаданская, Московская области. На 1 марта 2009 г. объем кредиторской задолженности регионов составил 60,6 млрд руб., увеличившись по сравнению с началом года в 1,5 раза.

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Медиаметрикс
Лентаинформ
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня