Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Политика
19 мая 2009 13:30

Звери, которых мочат люди

Правила VIP-охоты для губернаторов и вертолетов. Советы специалиста

22

Пилотов в спецкурсах учат охотиться, но в истории трагедии с Игорем Есиповским, похоже, место инструкций заняли приказы.

Версия о том, что вертолет иркутского губернатора разбился во время охоты на медведя, получает все новые подтверждения. Авиакатастрофа 10 мая могла произойти, когда на борт вертолета с помощью лебедки пытались втащить тушу убитого медведя, сообщили СМИ источники, близкие к следствию. Напомним, что в январе на Алтае Ми-171 с vip-охотниками тоже разбился при попытке поднять с земли трофей. Правда, тогда речь шла о горных баранах — архарах. Мы решили внести свою лепту в дело обеспечения безопасности губернаторов. По просьбе «Свободной прессы» заслуженный пилот СССР, испытатель вертолетов Всеволод Овечкин, дал ряд практических советов, как нужно безопасно охотиться с борта вертолета.

«СП»: — Что главное при такой охоте?

— Главное — соблюдать законы и правила Гражданской авиации, которые разрешают охоту только после специального обучения, целого ряда контрольных проверок экипажа. Кроме того, есть федеральные законы, разрешающие или запрещающие охоту.

«СП»: — Иркутские охотники поднимали на тросе тушу медведя. Это допустимо?

— Я летал на Bell’е, но на другом. Но помню, что это была достаточно энерговооруженная машина. Это зависит от веса медведя и от других факторов — температуры, влажности при взлёте.

«СП»: — Если вы охотитесь с вертолета, что должен делать пилот?

— Он должен гоняться за зверем и маневрировать так, чтобы ружье охотников было направлено в сторону медведя.

«СП»: — Есть какие-то способы отработать это маневрирование?

— Необходимо иметь навык полетов по соответствующему заданию. Кое-какие предварительные упражнения тоже нужны. В курсе подготовки летного состава, кстати, есть раздел про отстрел диких зверей.

«СП»: — А что представляют эти упражнения, на пальцах?

— Летают с опытным инструктором, который показывает, как нужно разворачиваться. Отрабатываются навыки маневрирования на малых высотах.

«СП»: — Губернатор Иркутской области, судя по всему, охотился с вертолета ночью. Есть какие-то специальные регламенты для такого рода полетов в темное время суток?

— Ночью нужно летать на высотах выше безопасной. Есть такое понятие — безопасная высота. Кроме того я не уверен, что на этом вертолёте, который разбился в Иркутской области, ночные полёты вообще разрешены.

«СП»: — То есть, если полет проходит над лесом или сложным рельефом, нельзя опускаться ниже определенной — безопасной — высоты?

— Нельзя. Кроме того, там, по-видимому, речь идет о всяких горушках, склонах и так далее. Которые размер такой безопасной высоты только увеличивают.

«СП»: — При таком сложном рельефе на систему GPS можно надеяться, или здесь пилот должен сам досконально знать маршрут и визуально наблюдать местность?

— Полёт по приборам имеет свои особенности и выполнять его по цифрам указателя невозможно. Пилот обязательно должен знать привязку к местности.

«СП»: — То есть, если стоит задача охотиться ночью, в сложных условиях, пилот должен заранее хотя бы облететь район?

— Он должен, прежде всего, отказаться от такого задания.

«СП»: — Ну, он не может отказаться. Мы же знаем, что если губернатор командует, как он откажется?

— Это самое главное в нашем менталитете идиотском: что барин велел, то и сделал. У тебя есть законы, запрещающие это делать, а ты вынужден, потому что этот барин устроит тебе несносную жизнь.

«СП»: — Это вопрос выбора.

— Выбор здесь прост: или служебные неприятности или жизнь. И твоя, и хозяина. Летчик должен быть, прежде всего, квалифицированным, то есть в том числе и дисциплинированным. Не в смысле исполнения команд какого-то начальника, а — в соблюдении правил и инструкций, которые писали профессионалы. Тогда и трагедий не будет. Но и хозяин не должен выходить за рамки дозволенного. Если лётчик не имеет права на те или иные действия, то и нельзя на него давить.


Техника не при чем

Межгосударственный авиационный комитет заявил, что катастрофа вертолета Bell-407 не связана с техническим состоянием разбившейся машины. По данным расследования, она врезалась в 25-метровое дерево.

По официальной версии, губернатор летал осматривать территорию, отведенную под туристическую зону. При этом участники облета, очевидно, собирались и поохотиться: они захватили с собой карабины и боеприпасы. Ранее люди, работавшие на месте катастрофы, рассказали, что рядом с местом крушения лежала туша медведя, но ее было приказано оттащить подальше в лес.

По словам из источников, перед катастрофой вертолет находился в режиме зависания над тайгой: на тросе лебедки вниз спускали охранника, чтобы тот привязал к ней охотничий трофей. Скорее всего, это был застреленный медведь.

Площадки для посадки рядом не оказалось, поэтому поднять добычу решили с воздуха. Зависание само по себе является сложным маневром, тем более среди деревьев ночью. Возможно, пилоту просто не хватило квалификации, и он задел несущим винтом за кроны деревьев. Это привело к частичному разрушению винта, и потерявший управление вертолет врезался в ближайшее дерево.


Игрушка ценой 74 432 829 рублей

Вот выдержка из рекламного буклета Bell 407. «Эта машина наделена максимальной скоростью, полезной нагрузкой и дальностью в данном классе. При отличных летных характеристиках, этот вертолет остается простым, надежным и выносливым. Наделенный управляемостью спортивной машины и непревзойденными характеристиками системы управления, 407 остается мобильным вертолетом с прекрасными летными возможностями. Фюзеляж оснащен большим количеством технологических панелей для обеспечения простоты технического обслуживания. Элементы систем управления эргономичны и удобны для экипажа. Все это делает Bell 407 лучшим в своем классе».

Кстати, стоит такая машина — действительно лучшая в классе — 74 432 829 рублей.


Характеристики вертолета Bell 407

Максимальный взлётный вес — 2 381 кг.

Вес пустого — 1 189 кг.

Полезная нагрузка — 1 178 кг.

Максимальная нагрузка на внешней подвеске — 1 200 кг.

Объём топлива:

Основной бак — 484 л.

Дополнительный бак — 72 л.

Силовая установка:

Модель Roll-Royce Allison 250-C47B

на крейсерском режиме - 635 л.с. (470kW)

максимальная - 813 л.с. (606kW)

Летные данные:

Максимальная скорость — 256 км/ч

Крейсерская скорость — 246 км/ч

Максимальная дальность полета — 710 км

Максимальная продолжительность полета — 4,5 часа

Максимальная рабочая высота — 6 040 м.

Экипаж: 1 пилот, до 6 пассажиров

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня