Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Политика
22 мая 2009 11:29

Недоразвитый СНГ разовьют к 2020 году

В Астане премьеры стран — республик бывшего СССР делают вид, что решают застаревшие противоречия

19

В Казахстане 22 мая открывается встреча глав правительств стран СНГ. Российский премьер Владимир Путин прибыл в столицу Казахстана еще накануне и уже провел переговоры с президентом Нурсултаном Назарбаевым. Главной темой переговоров стал таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном. «Таможенный союз должен стать важным рычагом преодоления кризиса и возобновления экономического роста», — заявил Путин. Он отметил, что «в мировой экономике уже наметились позитивные тенденции» и что «ситуация в российской экономике сложная, но контролируемая». Всего же в повестку дня заседания включено 18 вопросов, касающихся взаимодействия стран Содружества в торгово-экономической и гуманитарной областях. В частности, намечено дать старт выполнению Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, одобренной на заседании Совета глав правительств 14 ноября 2008 года в Кишиневе. Удастся ли странам СНГ сплотиться для преодоления кризиса, рассуждает президент информационно-исследовательского центра «Панорама» Владимир Прибыловский.

«СП»: — Владимир Валерианович, в чем Владимир Путин увидел позитивные тенденции в мировой экономике?

— Что касается позитивных тенденций в мировом экономическом кризисе, тут наблюдается одно-единственное явление, которое, действительно, для российской экономики представляет важность и с точки зрения Кремля является позитивным изменением. Это то, что цены на нефть не только перестали падать, но и несколько выросли. Существует даже вероятность, что они будут и дальше подрастать. Экономика Россия полностью сырьевая, и зависит только от цен на энергоносители. Если цены высокие, для Кремля — трава не расти. Никаких других серьезных изменений в мировой экономике никто не наблюдает.

«СП»: — Разговоры о таможенном союзе идут с середины 1990-х, и вот российский премьер снова называет союз главной темой трехсторонних переговорах. Почему?

— СНГ — нежизнеспособная структура, как и все союзы стран, входивших когда-то в СССР. Другое дело, СНГ сыграло свою роль — более-менее смягчило переход к разделению Советского Союза. Но в качестве организации типа западноевропейского союза она не состоялась. В рамках этой структуры происходит доение России некоторыми правящими режимами соседних стран, которые в ответ учитывают интересы Кремля — или делают вид, что учитывают — в своей внешней политике.

То же самое таможенный союз Россия — Белоруссия — Казахстан. С экономической точки зрения региональные таможенные союзы в условиях глобализации мировой экономики — это архаизм. Кремль, с одной стороны, зачем-то стремиться в ВТО, а с другой — провозглашает такие таможенные союзы, которые противоречат идеи ВТО и являются очередным поводом, чтобы РФ в ВТО не принять.

«СП»: — Почему в этих вещах наблюдается внутреннее противоречие?

— Одни кремлевские административно-экономические кланы хотят в ВТО, им это выгодно, а другим выгоден псевдо-таможенный союз.

Опять же, несмотря на заявления, что товарооборот между нашими странами вырос, достиг каких-то сумм, он на самом деле маленький. Нечем России, Казахстану и Белоруссии между собой торговать — если не считать того, что из Казахстана идет газ, который Россия перепродает. Ну что может России предложить Белоруссия? Качественный творог, который привозят белорусские крестьяне и нелегально торгуют им в Москве. Это какие-то мелочи.

Все три страны являются сырьевыми государствами, из которых две своим сырьем довольно успешно торгуют на Западе и взамен получают технологии. А Белоруссия — в ней и сырья маловато, и поэтому денег на то, чтобы закупать высокотехнологичные товары на Западе маловато.

«СП»: — То есть мы фактически не торгуем между собой?

— Есть основные потоки торговли — сырье в одну сторону, технологии в другую — идут не внутри этого треугольника, а вовне его. Поэтому таможенный союз выгоден каким-то правящим кланам. Скажем, через Белоруссию идет значительный поток контрабандных автомобилей. Лично мне это не вредит, как и половине кремлевских кланов. А те, кто связан с автомобилестроением, хотят закрыть эту белорусскую дыру.

«СП»: — В свою очередь, для чего такие встречи нужны Лукашенко и Назарбаеву?

— Ну, это политическая демагогия. Рассчитанная на определенные слои населения. Потому что среди населения смутная идея постсоветского единства государств существует — и в России, и в Белоруссии, в меньшей степени в Казахстане. Вот сторонникам этой идеи время от времени бросают косточку — в виде хоть какого-то союза, разговорах о нем, о единстве.

Справка «СП»

На встрече в Астане предстоит утвердить План мероприятий по реализации первого этапа Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года. В Плане сформулированы задачи по проведению структурных преобразований, развитию кооперационных связей в промышленности, созданию благоприятных условий для расширения торговли на пространстве СНГ. Кроме того, предусмотрены коллективные меры в области экологии и защиты окружающей среды, а также по наращиванию сотрудничества в научно-технической, инновационной и образовательной сферах. Намечен ряд шагов по противодействию негативному воздействию глобального финансового кризиса на экономики стран Содружества. Предполагается также рассмотреть План мероприятий СНГ в сфере гуманитарного сотрудничества на 2009 — 2010 годы, включающий проведение совместных социологических исследований, международных научно-практических конференций и фестивалей, а также подготовку нормативно-правовых документов, регламентирующих взаимодействие в культурной области.

Также будет обсуждаться План мероприятий по дальнейшему развитию общего образовательного пространства и сотрудничества в области образования на период до 2010 года и План мероприятий по реализации Концепции развития образования взрослых. Намечено придать Ассоциации международных автомобильных перевозчиков России статус базовой организации СНГ в области дополнительного обучения международных автомобильных перевозчиков.

Фото [*]

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня