18+
понедельник, 22 мая
Политика

Русский PR снова идет выбирать президента Украины

Несмотря на провальный опыт выборов-2004, московские политконсультанты в Киеве по-прежнему в цене

  
26

До зимы и президентских выборов-2010 на Украине вроде бы далеко. Но это — де-юре. Де-факто, избирательная кампания уже стартовала. О желании побороться за президентский пост официально заявила тройка главных претендентов: Тимошенко, Янукович и действующий президент Виктор Ющенко. О начале кампании говорит и тот факт, что в Незалежную потянулись российские политтехнологи и пиращики. Мы провели собственное расследование, какие PR-агентства из России будут работать под жовто-блакитными знаменами, и в штабах каких кандидатов.

Генеральный директор аналитического агентства «Нью Имидж» Евгений Минченко мотается между Москвой и Киевом. Наводит мосты, прощупывает почву. Минченко утверждает, что российские пиарщики есть в штабах у Юлии Тимошенко, Арсения Яценюка, Сергея Тигипко. Плюс ряд бизнес-групп имеют российских пиарщиков, которые с ними сотрудничают на протяжении длительного времени, например, Ринат Ахметов.

— Если говорить по процентам, по количеству консультантов из разных стран, номер один — это по-прежнему россияне, — утверждает Минченко. — Вторые по численности — американцы, третьи — поляки. Потом идут вперемешку израильтяне, французы. Но россиян больше, чем всех остальных, вместе взятых.

Глава «Нью Имиджа» уверяет, что в России ошибочно считают, будто репутация наших политтехнологов оказалась необратимо испорченной в результате скандала на выборах 2004 года.

— Российские консультанты были тогда отстранены от принятия решений в штабе Януковича, хотя гораздо больше влияния россияне имели в штабе Ющенко, — говорит Минченко. — Но дело подали так, будто россияне проиграли выборы 2004 года. Ясно, репутации российского политконсалтинга был нанесен ущерб. Но россиян на Украине по-прежнему воспринимают как хороших технологов в медийной сфере, специалистов по креативным проектам, аналитике. Хорошо работают совместные российско-украинские команды, они оптимальны. А американцы подрастеряли свой авторитет — оказалось, очень дорого и ничего особенного. Американцы выставляли цены в полтора-два раза выше, чем российские политические консультанты, и в три-четыре раза выше, чем украинские.

Какие конкретно российские PR-конторы работают сейчас на Украине? Называть их поименно Минченко отказался, однако намекнул, что украинские кандидаты зачастую предпочитают работать с проверенными людьми. Например, на прошлых выборах в 2004 году на Ющенко работали и «Никколо М», и «Имидж-Контакт». В 2006 «Имидж-Контакт» работал с Ющенко, в 2007 — с Тимошенко. Сейчас, по словам Минченко, «Имидж-контакт» с Тимошенко не работает. Отсюда можно предположить, что сейчас они сотрудничают либо со штабом Яценюка, либо Сергея Тигипко. «Никколо М», возможно, и на этот раз будет работать с Ющенко.

На Януковича никто из российских политтехнологов сейчас не работает. Оно и понятно. На выборах-2004 Виктора Януковича обслуживал целый выводок кремлевских политтехноголов — Марат Гельман, потом Глеб Павловский. На вторых ролях в раскрутке активно участвовали Вячеслав Никонов и Сергей Марков. Но после полного провала Януковича Кремль, похоже, запретил придворным пиарщикам ввязываться в украинско-президентские дрязги. Сам Янукович, по слухам, больше полагается теперь на американских PR-специалистов.

Президентские выборы — это захватывающее дух «распиливание» колоссальных денег. Тут каждая сестра получает по серьге, начиная со студента-активиста, скандирующего лозунги на митинге, до руководства избирательных штабов кандидатов. На выборах-2010 денег будет не меньше, чем было на выборах-2004 года. Вот что говорит по этому поводу руководитель аналитического департамента ЦКП «PRопаганда» Ирина Цурина:

— Выборы финансируются не из бюджета, а из частных капиталов крупных компаний. Каждый кандидат будет собирать свой мешок денег. Причем на Украине это будут деньги не только украинских бизнесменов, но и зарубежных. Что касается интереса крупного капитала, он будет, я не сомневаюсь. Украина является стратегической территорией во всех смыслах — от экономики до политики. Поэтому интересантов будет очень много. Чего-чего, но малых бюджетов я не ожидаю на Украине. Скорее, они будут сопоставимы с бюджетами прошлых президентских выборов.

В списке «интересантов» из России нет Кремля, зато никуда не делись бизнес-группы. Например, российские металлурги и газовики, которые будут ставить на конкретных кандидатов согласно бизнес-договоренностям.

— Это не будет политическим решением, — утверждает Ирина Цурина. — Официально Кремль никого из кандидатов не будет поддерживать. Напротив, мне кажется, чтобы не класть яйца в одну корзину, разделит симпатии между Януковичем и Тимошенко, чтобы каждый был чем-то Москве обязан.

Сколько зарабатывает на таких выборах крупная консалтинговая контора? По мнению Цуриной, гонорар приблизительно рассчитывается по схеме: доллар за один голос. А Евгений Минченко утверждает, что верхняя планка в любом случае не может быть ваше 10 миллионов долларов.


Выборы-2004: классика провального пиара

Станислав Белковский, президент Института Национальной Стратегии, участник кампании 2004 года:

— До лета 2004-го значительную роль в президентской кампании Януковича — в принципе, операции «Преемник» по-украински — играл известный галерист и политический консультант Марат Гельман, который пользовался значительным влиянием на тогдашнего руководителя администрации президента Украины Виктора Медведчука. Однако летом 2004-го Гельман из кампании выпал. Видимо, в связи с тем, что непосредственное окружение Януковича, и фактически его штаб, который возглавлял вице-премьер Андрей Клюев, не очень стремились к сотрудничеству с ним.

Самые разные политологи и политические консультанты, в первую очередь Фонд эффективной политики (ФЭП) Глеба Павловского, содействовали кампании Януковича. Хотя нельзя сказать, что они выполняли именно политтехнологическую функцию. Скорее, они создавали информационное поле вокруг кампании Януковича, в первую очередь, в российских СМИ. И надо сказать, по итогам кампании-2004 российские политтехнологические консультанты были дискредитированы на Украине как класс.

Практически все они предсказывали победу Януковича, причем с огромным отрывом. Никто не предсказывал революцию. Напротив, все российские политические консультанты утверждали, что ее не будет, потому что не может быть никогда. Кроме того, на Януковича работали французы из команды Жака Сигелы. Их привлекал один из крупнейших украинских бизнесменов Виктор Пинчук — зять экс-президента Леонида Кучмы.

Пять лет назад российский политконсультант воспринимался на Украине, как представитель и носитель высшего разума. Украина испытывала определенный комплекс неполноценности по отношению к российскому политико-консультативному сообществу. Но после полной его дискредитации во время и после «оранжевой» революции слово и мнение российского политического консультанта стоит на Украине не так дорого. Сегодня в России заказов на политконсультантов очень мало, поэтому практически все российские политтехнологи рвутся поучаствовать в украинской кампании. Возможно, кому-то это удастся.

Что до основных кандидатов, они хорошо известны. Это Юлия Тимошенко, Виктор Янукович и Арсений Яценюк. Кроме них, на выборах наверняка будет еще группа технических кандидатов. Например, Инна Богословская, которая недавно заявила о своем участии в выборах, и, возможно, лидер радикальной оппозиции Олег Тягнибок.

Если события будут развиваться по инерции, как сейчас, наибольшие шансы выиграть выборы имеет Тимошенко. Ее рейтинг уступает рейтингу Януковича, но не надо забывать, что рейтинг Тимошенко перед началом выборной кампании всегда меньше, чем итоговый. Она сверхэффективно проводит предвыборную кампанию. Я имею в виду не технологическую сторону, а личную харизму, умение вести полемику и апеллировать к народу. Здесь ей нет равных.


Особое мнение

Алексей Мухин, гендиректор Центра политической информации:

—  В свое время российское руководство действительно озаботилось проблемой влияния на политическую ситуацию на Украине, поставив, как известно, на Виктора Януковича. Тогда главой кремлевской администрации, как известно, был нынешний президент Дмитрий Медведев. Именно ему было поручено разработать и реализовать этот проект. Были привлечены довольно серьезные эксперты, политологи и имиджмейкеры, наиболее известным из которых был Глеб Павловский.

В результате неудачных совокупных действий российских имиджмейкеров и политологов, которые в значительной степени оскорбляли украинский электорат, с одной стороны, и действий американских и местных политтехнологов, которые работали на «оранжевую» сторону, кампания России потерпела полный крах.

Это было признано на самом высоком уровне, с этого момента начался закат Глеба Павловского как кремлевского политтехнолога. Что касается ситуации на Украине, было принято принципиальное решение больше в таких проектах не участвовать. С тех пор Россия дистанцировалась от создания новых групп влияния, ограничиваясь микроскопическими формами поддержки сохранившихся российских диаспор и общественных организаций.

Предпринимались попытки украинских имиджмейкерских компаний найти в России клиентов, которые были бы заинтересованы в отстаивании своих интересов на Украине. Этих клиентов искали в олигархической среде, поскольку попытки закрепиться на Украине предпринимал Олег Дерипаска, Алексей Мордашов. Но, насколько мне известно, попытки украинских имиджмейкеров успеха не имели.

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Цитаты
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня