История

Юрий Любимов. Почти мемуары

Несколько событий и фактов из жизни великого режиссера

  
2059
Юрий Любимов. Почти мемуары

Смотрите фоторепортаж:

За свою жизнь Юрий Петрович Любимов исполнил немало ролей в театре и кино, поставил множество спектаклей — в СССР, России и за рубежом. Дал огромное количество интервью. И написал несколько книг.

Сегодня мы вспоминаем о некоторых памятных событиях в жизни Любимова. Что он говорил, о чем думал в разные годы. Это — штрихи к многогранному портрету яркого человека. Или — почти мемуары.

На похоронах вождей

Любимов был, возможно, последним человеком на Земле, который присутствовал на похоронах Ленина. В январе 1924 года будущему режиссеру шел седьмой год…

«На похороны меня повел мой старший брат Давид. Он был комсомольцем, очень идейным. А вот отец наш — буржуй (у него был магазин в Охотном ряду в Москве — В. Б). Поэтому он очень ругал брата — за то, что пошел хоронить этого скверного человека, за то, что и меня с собой потащил. На дворе стояли лютые холода, и я действительно очень сильно обморозил нос и щеки».

Спустя почти тридцать лет, в марте 1953-го, Любимов оказался среди тех, кто шел прощаться со Сталиным. В те дни тоже было очень холодно.

«Я шел по улице и оказался в толпе. Это было недалеко от Неглинной, там стояли грузовики, чтобы все завернули к трупу. Я еще донашивал военную форму после демобилизации, был в сапогах, гимнастерке и довольно крепкого телосложения. Поэтому я вскочил на грузовик и помогал людям перебраться через кузов на другую сторону улицы. В этой давке умерло много людей. Я долго старался спасать людей и окончательно измотанный пошел домой…»

Человек с «островка свободы»

Нынешний год для Любимова — во многом юбилейный. Впрочем, среди приятных дат, есть и грустная…

Первую роль он сыграл 80 лет назад в театре при студии МХАТ-2 — в 1934 году в спектакле «Мольба о жизни». В 1946 году Любимова приняли в труппу Театра имени Вахтангова. На его сцене он сыграл счету более тридцати ролей. Это, в частности, спектакли «Сирано де Бержерак», «Много шума из ничего», «Чайка», «Ромео и Джульетта», «Маленькие трагедии».

На сцене Вахтанговского театра 55 лет назад, в 1959 году Любимов дебютировал в качестве режиссера, поставив пьесу Александра Галича «Много ли человеку надо».

50 лет назад, в 1964 году Любимов возглавил Театр драмы и комедии на Таганке. Первый спектакль, который он там поставил — «Добрый человек из Сезуана». В советское время этот театр называли «островком свободы». Всего на Таганке Любимов поставил более пятидесяти спектаклей.

В числе любимцев театральной Москвы в течение долгих лет были воспитанники Любимова — Владимир Высоцкий, Николай Губенко, Алла Демидова, Валерий Золотухина, Зинаида Славина, Вениамин Смехов, Леонид Филатов.

35 лет назад, в сентябре 1979-го у Любимова родился сын Петр.

30 лет назад, в марте 1984 года, после того, как Любимов дал интервью английской газете «Times», его освободили от должности художественного руководителя Театра на Таганке и лишили советского гражданства.

Спустя четыре года режиссер вернулся на родину. 10 лет назад, в 2004 году, к 40-летию театра, режиссер поставил спектакль «Идите и остановите прогресс».

«Я устал играть…»

Почему Любимов снял с себя костюм актера и стал режиссером? Ведь на сцене и на съемочной площадке он заслужил немало комплиментов. В свое время великий Всеволод Мейерхольд обратил внимание на Любимова. Тогда он был студентом училища при Театре имени Вахтангова.

В 1952 году Любимов был удостоен Сталинской премии за роль Тятина в спектакле «Егор Булычов и другие». Казалось, впереди — бескрайние перспективы…

«В один прекрасный день я устал играть. Мне казалось, я уже слишком стар. Было неприятно подчеркивать черты лица, накладывать грим толстым слоем, красить губы… А кроме того, на сцене было слишком много пыльных кустов. Я все время задавал себе вопрос: зачем так много кустов? Ведь природа гораздо красивее! Одним словом, у меня в душе зародился протест против этого натуралистического копирования природы и людей…»

Жизнь могла свести Любимова с другим ярким талантом — Олегом Ефремовым. Но жизнь распорядилась иначе и — к лучшему…

«Еще до того, как была создана Таганка, я хотел устроиться режиссером в «Современник» к Олегу Ефремову. А он говорил: «Ну, зачем тебе это? Иди ко мне актером, я тебя возьму». Я уж ему и так, и эдак. Рассказывал про Жанну д`Арк, про пьесу Ануя «Жаворонок». Даже нарисовал ему, как все это будет. А он мне: «Брось ты это. Давай я тебе лучше рюмку налью. В артисты, в артисты…»

Но потом, надо отдать ему должное, он посмотрел спектакли Таганки и рассказывал своим актерам, как это здорово. Он заразился этим стилем, хотя это была совершенно другая школа…

«Тебе когда-то перевалит за сто…»

Более полутора лет Любимов работал вместе с Владимиром Высоцким. Это были муки и радости. Столкнулись две сложные, талантливые натуры…

После смерти Высоцкого Любимова не раз спрашивали об их отношениях. Режиссер отвечал охотно, но многое наверняка осталось «за кулисами»:

«Он пришел в театр, начал работать. Ладный такой мужчина невысокого роста, пиджак букле, кепочка и с гитарой, конечно. И, когда он стал петь, я спросил «Чьи тексты?», он сказал: «Мои». Пел еще полчаса. Я сказал, приходите завтра на работу, хотя и знал, к сожалению, некоторые пороки, которым подвержена наша страна… Он сразу стал играть и большие роли, потом и просто прекрасные: и Галилея, и Гамлета.

Мы были в разных странах, были всякие случаи, конечно: он был человек загульный, в этом отношении сложным. Пытался я его раза два лечить, насильно, но, конечно, он протестовал, кричал, но я считал, что это надо делать. Но вспоминаю я его всегда с любовью".

Марина Влади в своей книге «Владимир, или Прерванный полет» писала: «Твои отношения с Любимовым углубляются из года в год. Он становится тебе немного отцом, которого у тебя никогда по-настоящему не было. Ты восхищаешься им и побаиваешься его. Он любит тебя, как талантливого сына, с которым, правда, хлопот не оберешься. Вы дополняете друг друга в работе, и смотреть репетиции становится для меня настоящим наслаждением».

На 60-летие Любимова Высоцкий написал стихотворение, в котором были такие строки:

«Лиха беда — настырна и глазаста —

Устанет ли кружить над головой?

Тебе когда-то перевалит за сто —

И мы споем: «Спасибо, что живой!»

Высоцкий «ошибся» совсем немного — Любимов прожил 97 лет…

Кстати, из российских театральных деятелей, родившихся еще до Октябрьской революции, в живых остался один Владимир Зельдин. В феврале ему исполнится 100 лет.

Режиссерские ремарки

Это — фрагменты из интервью Любимова разных лет. Они похожи на блестящее словесное фехтование. Ответы лаконичны, но точны, как.

— Вы до сих пор признаете только одну диктатуру — диктатуру режиссера в театре?

— Свой строй в театре я бы лучше назвал просвещенной монархией.

— Почему многие люди, которые в прошлом считали себя диссидентами, сейчас вдруг заговорили о необходимости цензуры?

— Каждый ищет только свою тропку, а не большую дорогу… На большой дороге обычно убивают друг друга.

— Театр может спасти мир или сделать его лучше?

— Я терпеть не могу сантиментов. Это утопия. Ну, пусть люди придут, поплачут, все-таки им легче будет. Искусство может вдохновить, но изменить жизнь человека оно не может. Недаром Феллини в конце жизни говорил: «Мой зритель умер».

— Что, по-вашему, в людях стало хуже: душа или язык?

— И то, и другое…

— Вы простили тех, кто ставил вам палки в колеса?

— Да мне вообще грех жаловаться. Я раньше даже всегда поднимал рюмочку за Черненко (при нем Любимова лишили советского гражданства — В.Б.), потому что он дал мне возможность познакомиться с другой системой. Конечно, некоторые думали, что я там погибну под забором. Но я совершенно спокойно выжил. И если бы столько не работал за рубежом, то вряд ли мог себя так спокойно сейчас чувствовать.

Связь двух времен

В 2012 году Любимов поставил в Театре имени Вахтангова четырехчасовую постановку «Бесов» по роману Федора Достоевского. По мнению критиков, спектакль открыл новую страницу в блистательной карьере режиссера. Зрительный зал был переполнен, как всегда на премьерах Любимова. Когда упал занавес, зрители аплодировали стоя…

Там же, в Вахтанговском театре, отмечалось 95-летие режиссера. Было много цветов, поздравлений, подарков. В том событии был яркий символ — юбиляр вернулся туда, где в 1946 году начинал свой путь артиста. В тугой узел связались два времени.

Но наверняка Любимов еще испытывал боль от расставания с Театром на Таганке, которое случилось в 2011 году. Там он оставил частицу своей души…

На банкете в честь своего юбилея Любимов поблагодарил главного режиссера Вахтанговского театра Римаса Туминаса и произнес знаменательные слова: «Здесь начинался мой жизненный круг, и я хочу, чтобы здесь он и закончился».

Так и будет — прощание с великим режиссером пройдет в Театре имени Вахтангова.

Фото: Сергей Фадеичев /ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Валерий Рашкин

Политик, депутат Госдумы РФ

Андрей Песоцкий

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ

Никита Кричевский

Доктор экономических наук

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня