История

Волжские авианосцы

Почти 100 лет назад Красная Армия применила против белых смертоносную «новинку сезона»

  
8537
Волжские авианосцы

Зима 1918 года началась для молодой Советской Республики очень тяжело. Именно в тот год Ленин произнес свою знаменитую фразу: «Отечество в опасности!» и призвал воевать по-новому. На Волге шли ожесточенные бои. Именно здесь и решено было использовать самую современную технику — авианосцы.

Авиаразведка и «кинжальная» батарея

В Волжскую военную флотилию были собраны самые разномастные корабли. Нашлось тут место и баржам, и катерам, и пароходам, и нефтеналивным судам. Но театр боевых действий, что и понятно, постоянно менялся. Нужна была эффективная разведка и возможность наносить дальние бомбовые удары. Задачу эту возложили на авиацию: флотилию оснастили воздушным дивизионом — тремя истребителями «Ньюпор-17» на колесных шасси и шестью гидросамолетами «М-9». Но как, а главное где их обслуживать? Тогда Реввоенсовет издал приказ, согласно которому воздушному дивизиону предписывалось базироваться на одном из кораблей флотилии. И лучше всего для этих целей подходила нефтеналивная баржа «Коммуна», которую сормовские рабочие переоборудовали по последнему слову тогдашней техники. Смонтировав на палубе специальные краны, которыми предполагалось поднимать и опускать на воду самолеты. Первому советскому авианосцу выделили буксир «Кольцов». А на пароходе «Герцен» нашлось место для штаба и личного состава дивизиона, разместившегося в жилых помещениях судна.

По весне воздушному дивизиону в полном составе было предписано покинуть причалы Нижнего Новгорода и направиться в район Чистополя. Именно там волжская военная флотилия увязла в тяжелых боях с армией Колчака.

Еще задолго до подхода дивизиона к месту предполагаемой дислокации Кама и Волга стали для боевых самолетов театром военных действий. Но одной только разведкой и бомбовыми ударами дело не ограничивалось. Командование дивизиона ждала неприятная новость: красные летчики очень быстро столкнулись в небе над Волгой и Камой с коллегами из колчаковской армии. Причем, летали белые на более новых и быстроходных английских «Дехэвиллэнд-4», имевших к тому же куда более серьезное и грозное вооружение, чем у самолетов воздушного дивизиона.

Кроме того, колчаковцами была размещена и надежно замаскирована в одном из глубоких оврагов рядом с берегом Волги в районе Царицына (ныне Волгоград) «кинжальная» артиллерийская батарея, фактически перекрывавшая судоходство по реке. С помощью воздушной разведки орудия белых обнаружить было почти невозможно: как только самолеты дивизиона появлялись неподалеку, огонь тут же прекращался.

Однажды летчики решили испытать нервы белогвардейских артиллеристов и прочесать берег на малой высоте. Летчик вылетевшего на разведку «М-9» уже сделал несколько заходов, после чего опустился на предельно низкую высоту. И колчаковцы, что называется, сорвались: открыли шквальный огонь по разведчику и тем самым раскрыли свое место расположения. С большим трудом израненный летчик дотянул на искореженном от артиллерийских снарядов самолете до базы. Но приказ был выполнен, и «кинжальную» тут же накрыли огнем наши плавучие батареи.

«Смерть» явилась к шапочному разбору

Неоднократно убедившись в эффективности использования авианосцев, Реввоенсовет санкционировал увеличение их числа. Вторым авианосцем стала «Свобода», на которой демонтировали переднюю мачту, не стало и нефтеналивных труб. Был также осуществлен монтаж двух поворотных кранов по каждому борту. На ней разместились шесть самолетов, защищались которые пулеметами и двумя 37-миллиметровыми зенитными орудиями, установленными рядом со штурвальной рубкой.

Следующей переоборудовали баржу «Посейдон», на которой самолеты поднимали на борт и опускали на воду уже другим способом. С палубы каждый раз направляли к воде деревянный спуск — по нему-то и транспортировали туда-сюда аэропланы. Причем, для облегчения этой операции в трюмы транспорта закачивали воду, судно оседало почти к самой воде, после чего осуществляли непосредственно спуск или подъем.

Единственной проблемой для самолетов, размещенных на открытой палубе авианосца (не считая, конечно вражеской авиации), было то, что под влиянием ветров, дождей и морозов самолеты, сделанные из дерева и полотна, постепенно изнашивались. Поэтому было принято решение при переоборудовании следующего судна в авианосец учесть этот недостаток. Для этой цели выбрали баржу «Смерть», длина которой составляла более 150-ти метров, а ширина — почти 24. С верхней палубы этого гигантского судна убрали все надстройки: мачты, кнехты, трубы. Переоборудование завершили постройкой двух деревянных ангаров, где должны были разместиться летающие лодки «М-9» в количестве десяти штук. Спуск и подъем самолетов осуществлялся проверенным способом посредством деревянного уклона к воде. Правда, к театру боевых действий «Смерти» довелось прибыть лишь к шапочному разбору, когда бои практически отгремели.

Уникальное подразделение, которым был Волжский воздушный дивизион, оказалось, по сути, первым в мире. Ни в одной стране мира ничего подобного (тем более, в речном варианте) на тот момент не существовало. Не зря, видимо, говорят: голь на выдумку хитра. Однако, созданный этой талантливой «голью» речной и морской флот страны Советов шагнул с тех пор далеко вперед, превратившись, наряду с армией, в одного из надежнейших союзников России.

Снимок в открытие статьи: cпуск гидросамолёта на воду с баржи «Коммуна», 1918 год / wikipedia.org

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Алексей Кротов

Почетный строитель города Москвы, член Союза архитекторов России

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня