Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
История
11 октября 2014 20:12

Самый массовый боевой самолет в мире

Малоизвестные факты о советском штурмовике «Ил-2»

18568

12 октября 1940 года летчик Владимир Коккинаки начал испытания второго варианта одноместного самолета-штурмовика конструкции Сергея Ильюшина. В конце года самолет будет запущен в серийное производство под маркой «Ил-2». Фашисты называли его «черной смертью».

Докладная записка Сталину

В годы Второй Мировой войны было выпущено более 36 тысяч самолетов «Ил-2» (по другим данным — 41 тысяча). Уникальная боевая машина не имела аналогов в мире.

А начиналось всё в 1938 году, когда Главный конструктор завода № 39 Сергей Ильюшин направил на имя Иосифа Сталина докладную записку, в которой выразил убеждение, что в современных условиях необходимо создать бронированный штурмовик. И он, Ильюшин, берется такой самолет сделать. Сталин дал добро.

Технически задача была очень сложной, поскольку в то время самолет либо был маневренным, либо хорошо защищенным. И нельзя сказать, что Ильюшину сразу удалось добиться своего. Потребность во втором варианте самолета, который испытывал Владимир Коккинаки, как раз и была вызвана тем, что первый двухместный вариант «Ил-2» не отвечал требованиям наших ВВС. Это касалось в первую очередь защищенности пилота, маневренности машины (она была слишком тяжелой) и дальности полетов. Пришлось делать самолет одноместным, а на место стрелка устанавливать дополнительный бензобак.

К слову, позднее вернутся и к выпуску двухместной машины. Самолетов со стрелком на борту стали терять меньше, зато на одного погибшего пилота стало приходиться семь убитых стрелков.

Интересно, что «сбиваемость» штурмовиков Ильюшина в первые годы войны была столь велика, что поначалу звание Героя Советского Союза присваивалось летчикам, совершившим десять боевых вылетов. Через два года планку подняли до тридцати вылетов и выше.

«Летающий танк» или «Черная смерть»

Фашисты называли «Ил-2» «чумой» или «черной смертью». А еще «мясником». У советских летчиков «Ил-2» заслужил прозвище «летающий танк». Главным образом за свою живучесть. Известен случай, когда «Ил-2» дотянул до своего аэродрома, имея более пятисот повреждений. Герои Советского Союза, пилотировавшие «Ил-2», рассказывали, что подчас на благополучно приземлившейся машине не оказывалось живого места, и не всегда было понятно, каким образом самолет в воздухе выполнял команды пилота.

Подбитый «Ил-2» нередко сажали прямо на пашню, только при этом не выпускали шасси, дабы машина не клюнула носом. Задача экипажа состояла в том, чтобы как можно быстрее покинуть самолет после приземления. Пока он не взорвался.

Интересно, что с помощью фокуса с шасси «Ил-2» вел воздушные бои с немецкими бомбардировщиками Ju 87, которые наши называли «лаптёжниками». Пользуясь внешним сходством, особенно когда «Ил-2» выпускал шасси, наши летчики пристраивались к строю вражеских самолетов, после чего спокойно расстреливали их. Это называлось «обуть лапти».

В последние годы стало расхожим мнение о том, что большие потери «Ил-2» обусловлены его техническим несовершенством. Однако эксперты полагают, что потери в начале войны обусловлены главным образом неверной тактикой. Штурмовики часто летали поражать цели без истребительного прикрытия.

Мифом выглядят и обвинения в неповоротливости машин Ильюшина. При этом обычно сравнивают наш штурмовик с истребителями противника. Говорить тут, скорее, нужно об отсутствии опыта советских летчиков, многие из которых перед первым боевым вылетом имели не более 10 часов налета. К концу войны опытные летчики делали на «Ил-2» фигуры высшего пилотажа. Без страха ввязывались в воздушные поединки с истребителями противника и нередко выходили победителями.

Помощник пехоты

У военных самолетов разные задачи. Штурмовик используется для уничтожения вражеской техники и солдат, летая подчас на высоте десяти или двадцати метров. Именно поэтому «Ил-2» получил еще и почетное звание «помощника пехоты».

«Ил-2» наводил настоящий ужас на немецкие войска. Налет нашей авиации сеял панику в рядах неприятеля. Фашисты открывали беспорядочную стрельбу по самолетам, но броня делала «Ил-2» неуязвимым для автоматов, пулеметов и даже мелкокалиберных пушек.

Американский писатель Мартин Кэйдин в своей книге «Тигры горят!», перевернувшей представления Запада о Второй Мировой войне, приводит случай, имевший место во время знаменитого сражения на Курской дуге. «Ил-2», расстрелявший весь свой запас, возвращался на базу. И тут на него вывалились сразу четыре «Мессершмитта». Легкая добыча, подумали немцы. Один из «мессеров» расстрелял «Ил-2», выпустив по нему весь свой боезапас. «Ил-2» продолжал лететь, не обращая на происходящее никакого внимания. Тогда и второй «мессер» расстрелял по нашему штурмовику весь свой запас. Но результат был тем же. То же сделали оставшиеся «Мессершмитты», но на «Ил-2» это не произвело никакого впечатления.

Тогда, пишет Кэйдин, один немецкий ас спросил у другого: «Почему этот русский не падает?» И получил в ответ: «Ежа сзади не укусишь».

Технические характеристики двухместного «Ил-2»

Экипаж — два человека

Максимальная взлетная масса — 6360 кг

Длина 11,6 м

Размах крыльев 14,6 м

Высота 4,2 м

Площадь крыла 38,5 м²

Масса брони 990 кг

Максимальная скорость: 414 км/ч

Дальность полета: 720 км

Пушечно-пулемётное вооружение:

2x 23 мм пушки ВЯ-23 по 150 патронов на ствол

2x 7,62 мм пулемёта ШКАС по 750 патронов на ствол

1x 12,7 мм оборонительный пулемёт УБТ в задней кабине, 150 патронов

Боевая нагрузка: до 600 кг бомб 4x РС-82 или РС-132

Снимок в открытие статьи: авиаконструктор Сергей Ильюшин (1894−1977 гг.) и летчик-испытатель Владимир Коккинаки (1904 — 1986 гг.), 02 февраля 1942 года / Аркадий Шайхет / РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня