История

Р-16 — первая баллистическая ракета на жидком топливе

Малоизвестные факты о создании межконтинентального оружия в СССР

  
5504
Р-16 – первая баллистическая ракета на жидком топливе

20 октября 1961 года постановлением правительства принята на вооружение межконтинентальная баллистическая ракета Р-16 — первая в мире ракета с двигателями на высококипящем хранимом топливе. А для СССР это была еще и первая ракета с автономной системой управления.

«Давай-давай»

На момент начала работы над межконтинентальной баллистической ракетой Р-16 на вооружении СССР стояла ракета Р-7 разработки Сергея Королева. Такого мощного носителя не было ни у кого. Но Р-7 не годилась для ответного удара, была слишком громоздкой, ее почти невозможно было замаскировать. А самое главное — для приведения комплекса в состояние полной боевой готовности требовались сутки.

Никита Хрущев торопил создателей Р-16 (конструкторское бюро Михаила Янгеля), утверждая, что только с появлением таких ракет можно гарантировать, что Третьей Мировой войны не будет. По расчетам Янгеля, на испытания ракеты Р-16 можно было выйти в марте-апреле 1961 года. Но партийные кураторы прессовали своих подопечных согласно известной советской системе «давай-давай». Конструктора поставили перед фактом, что испытания должны состояться в октябре 1960 года. Правда, спешки требовала и обстановка в мире. В начале 60-х американцы серьезно опережали СССР в гонке вооружений, это касалось в первую очередь средств доставки ядерных боеприпасов. К тому же весной 1960 года над территорией полигона Тюра-Там (будущий космодром Байконур), где было запланировано испытание Р-16, собьют американский самолет-шпион, который пилотировал Гари Пауэрс.

Ракету Р-16 доставили на Тюра-Там в конце сентября. О том, как идет подготовка к запуску, маршал и первый главком Ракетных войск Митрофан Неделин сообщал Никите Хрущеву лично и еженедельно.

Жизнь спасла сигарета

24 октября 1960 года случилась катастрофа. Во время подготовки к старту произошел несанкционированный запуск двигателя второй ступени, который мгновенно прожег баки первой ступени, и 120 тонн топлива в одну секунду превратились в огненный смерч. По словам очевидцев, горело даже то, что не могло гореть в принципе. В разных источниках сообщается о разном количестве погибших — от 78 до 126 человек. Более пятидесяти человек получили серьезные травмы и стали инвалидами.

Смерть была страшной. Кто-то сгорел заживо, на кого-то попала ядовитая кислота…

Заместитель Янгеля Лев Берлин узнал о готовящемся пуске будучи в отпуске, где не был много лет. Пропустить такое событие было для него немыслимым, потому он спешил, как только мог. Билеты доставал, впервые в жизни прибегая к помощи удостоверения лауреата Ленинской премии. Как выяснилось, спешил на свою погибель.

Предстартовое волнение требовало более активного употребления никотина. Именно сигарета спасла жизнь главному конструктору Михаилу Янгелю, а также нескольким высшим чинам. Потом много говорили о превратностях судьбы, поскольку кто-то из некурящих пошел с Янгелем подымить за компанию, а заядлый курильщик замешкался и не успел.

Гибель товарищей и коллег, случившаяся у тебя на глазах, это шок. Михаил Янгель месяц не мог работать. Конструктор скончается через десять лет от пятого инфаркта.

Погибших военных, инженеров и конструкторов хоронили в обстановке секретности. Только про маршала Митрофана Неделина газеты напишут, что он погиб в авиакатастрофе, при этом ничего не скажут о судьбе летчиков.

Госкомиссия, которая занималась расследованием причин катастрофы и которую возглавлял будущий Генсек Леонид Брежнев, пришла к парадоксальному решению — не наказывать никого. Дело в том, что настоящие виновники трагедии, отвечавшие в том числе за безопасность, погибли, а отыгрываться на чудом оставшихся в живых советские руководители посчитали недостойным. Семьям погибших, по распоряжению Косыгина, установят довольно приличные пенсии.

Сергей Королев и Михаил Янгель были соперниками. Но когда Хрущев напрямую спросил у Королева, что теперь делать с Янгелем, Сергей Петрович сказал, что подобное могло произойти с любым из главных конструкторов, в том числе и с ним.

Надежная и совершенная

Катастрофа заставила конструкторов по-другому отнестись к Р-16 и самой процедуре испытаний. Почему-то на полигоне в момент возникновения пожара находилось невообразимо большое количество народу, при этом люди работали без противогазов.

Разбирательства продолжались несколько месяцев. Только в апреле 1961 года состоялся новый и успешный пуск Р-16. Ракета доказала свою необходимость точностью стрельбы и, скажем так, неотвратимостью. Благодаря наличию автономной системы управления никакие вражеские «глушилки» сбить с курса ее не могли. В дальнейшем продолжились работы над возможностью пуска ракеты из шахт.

Первые ракеты Р-16 разместили под Нижним Тагилом. Боевую стартовую позицию оборудовали и на Байконуре. В 1965 году было развернуто максимальное количество ракет Р-16 и Р-16У. Они несли дежурство в 186 шахтах.

Для своего времени это были надежные и совершенные, но в середине 70-х их стали снимать с вооружения.

Тактико-технические характеристики ракеты Р-16

Организация-разработчик ОКБ-586

Принята на вооружение 20 октября 1961 г.

Постановка на дежурство 1 ноября 1961 г.

Максимальная дальность полета — 13000 км

Максимальная стартовая масса — 140 тонн

Масса головной части — 2,1 тонны

Мощность ядерного боезаряда — 5 Мт.

Длина ракеты — 34,3 метра

Максимальный диаметр корпуса — 3 метра

Топливо — гептил и азотная кислота.

Система управления автономная инерциальная

Снимок в открытие: ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня