История

Р-16 — первая баллистическая ракета на жидком топливе

Малоизвестные факты о создании межконтинентального оружия в СССР

  
5433
Р-16 – первая баллистическая ракета на жидком топливе

20 октября 1961 года постановлением правительства принята на вооружение межконтинентальная баллистическая ракета Р-16 — первая в мире ракета с двигателями на высококипящем хранимом топливе. А для СССР это была еще и первая ракета с автономной системой управления.

«Давай-давай»

На момент начала работы над межконтинентальной баллистической ракетой Р-16 на вооружении СССР стояла ракета Р-7 разработки Сергея Королева. Такого мощного носителя не было ни у кого. Но Р-7 не годилась для ответного удара, была слишком громоздкой, ее почти невозможно было замаскировать. А самое главное — для приведения комплекса в состояние полной боевой готовности требовались сутки.

Никита Хрущев торопил создателей Р-16 (конструкторское бюро Михаила Янгеля), утверждая, что только с появлением таких ракет можно гарантировать, что Третьей Мировой войны не будет. По расчетам Янгеля, на испытания ракеты Р-16 можно было выйти в марте-апреле 1961 года. Но партийные кураторы прессовали своих подопечных согласно известной советской системе «давай-давай». Конструктора поставили перед фактом, что испытания должны состояться в октябре 1960 года. Правда, спешки требовала и обстановка в мире. В начале 60-х американцы серьезно опережали СССР в гонке вооружений, это касалось в первую очередь средств доставки ядерных боеприпасов. К тому же весной 1960 года над территорией полигона Тюра-Там (будущий космодром Байконур), где было запланировано испытание Р-16, собьют американский самолет-шпион, который пилотировал Гари Пауэрс.

Ракету Р-16 доставили на Тюра-Там в конце сентября. О том, как идет подготовка к запуску, маршал и первый главком Ракетных войск Митрофан Неделин сообщал Никите Хрущеву лично и еженедельно.

Жизнь спасла сигарета

24 октября 1960 года случилась катастрофа. Во время подготовки к старту произошел несанкционированный запуск двигателя второй ступени, который мгновенно прожег баки первой ступени, и 120 тонн топлива в одну секунду превратились в огненный смерч. По словам очевидцев, горело даже то, что не могло гореть в принципе. В разных источниках сообщается о разном количестве погибших — от 78 до 126 человек. Более пятидесяти человек получили серьезные травмы и стали инвалидами.

Смерть была страшной. Кто-то сгорел заживо, на кого-то попала ядовитая кислота…

Заместитель Янгеля Лев Берлин узнал о готовящемся пуске будучи в отпуске, где не был много лет. Пропустить такое событие было для него немыслимым, потому он спешил, как только мог. Билеты доставал, впервые в жизни прибегая к помощи удостоверения лауреата Ленинской премии. Как выяснилось, спешил на свою погибель.

Предстартовое волнение требовало более активного употребления никотина. Именно сигарета спасла жизнь главному конструктору Михаилу Янгелю, а также нескольким высшим чинам. Потом много говорили о превратностях судьбы, поскольку кто-то из некурящих пошел с Янгелем подымить за компанию, а заядлый курильщик замешкался и не успел.

Гибель товарищей и коллег, случившаяся у тебя на глазах, это шок. Михаил Янгель месяц не мог работать. Конструктор скончается через десять лет от пятого инфаркта.

Погибших военных, инженеров и конструкторов хоронили в обстановке секретности. Только про маршала Митрофана Неделина газеты напишут, что он погиб в авиакатастрофе, при этом ничего не скажут о судьбе летчиков.

Госкомиссия, которая занималась расследованием причин катастрофы и которую возглавлял будущий Генсек Леонид Брежнев, пришла к парадоксальному решению — не наказывать никого. Дело в том, что настоящие виновники трагедии, отвечавшие в том числе за безопасность, погибли, а отыгрываться на чудом оставшихся в живых советские руководители посчитали недостойным. Семьям погибших, по распоряжению Косыгина, установят довольно приличные пенсии.

Сергей Королев и Михаил Янгель были соперниками. Но когда Хрущев напрямую спросил у Королева, что теперь делать с Янгелем, Сергей Петрович сказал, что подобное могло произойти с любым из главных конструкторов, в том числе и с ним.

Надежная и совершенная

Катастрофа заставила конструкторов по-другому отнестись к Р-16 и самой процедуре испытаний. Почему-то на полигоне в момент возникновения пожара находилось невообразимо большое количество народу, при этом люди работали без противогазов.

Разбирательства продолжались несколько месяцев. Только в апреле 1961 года состоялся новый и успешный пуск Р-16. Ракета доказала свою необходимость точностью стрельбы и, скажем так, неотвратимостью. Благодаря наличию автономной системы управления никакие вражеские «глушилки» сбить с курса ее не могли. В дальнейшем продолжились работы над возможностью пуска ракеты из шахт.

Первые ракеты Р-16 разместили под Нижним Тагилом. Боевую стартовую позицию оборудовали и на Байконуре. В 1965 году было развернуто максимальное количество ракет Р-16 и Р-16У. Они несли дежурство в 186 шахтах.

Для своего времени это были надежные и совершенные, но в середине 70-х их стали снимать с вооружения.

Тактико-технические характеристики ракеты Р-16

Организация-разработчик ОКБ-586

Принята на вооружение 20 октября 1961 г.

Постановка на дежурство 1 ноября 1961 г.

Максимальная дальность полета — 13000 км

Максимальная стартовая масса — 140 тонн

Масса головной части — 2,1 тонны

Мощность ядерного боезаряда — 5 Мт.

Длина ракеты — 34,3 метра

Максимальный диаметр корпуса — 3 метра

Топливо — гептил и азотная кислота.

Система управления автономная инерциальная

Снимок в открытие: ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня