История

Рекордсмены открытого космоса

Малоизвестные факты о выходах в безвоздушное пространство

Рекордсмены открытого космоса

22 октября 1993 года российский космонавт Александр Серебров установил рекорд, выйдя в открытый космос в девятый раз. Почти все достижения, связанные с выходом в безвоздушное пространство, принадлежат нашим космонавтам. Причем как среди мужчин, так и среди женщин.

Мы хотим всем рекордам…

Первым человеком, вышедшим в открытый космос, стал Алексей Леонов. 18 марта 1965 года он находился за бортом «Восхода-2» около 12 минут. Американцы (в лице Эдварда Уайта) опоздали на два с половиной месяца.

Почти через двадцать лет 25 июля 1984 года первой женщиной, побывавшей «за дверью», стала Светлана Савицкая. Американцы (Кэтрин Салливэн) опять опоздали на два с лишним месяца.

Мировой рекорд по общему количеству выходов в открытый космос (16) принадлежит Анатолию Соловьеву. Он же является рекордсменом по общему количеству времени, проведенному вне корабля — 82 часа 22 минуты.

Впрочем, американцы тоже в чем-то преуспели. Например, Сьюзан Хелмс в марте 2011 года установила рекорд по длительности единоразового выхода в космос — 8 часов 53 минуты. А Брюс Мак Кэндлесс в феврале 1984 года первым рискнул выйти из космического корабля без страховочного фала.

Главное — чтобы костюмчик сидел

Любопытно, что поначалу советские ученые планировали направить в открытый космос какое-нибудь животное. Предположительно собаку. Собирались сделать ровно то, что впоследствии сделал Леонов. То есть вывести живое существо за пределы корабля, а затем вернуть обратно и приземлиться с ним. Но выход собаки или обезьяны в открытый космос не давал ответа на главный вопрос — сможет ли космонавт, оказавшийся вне корабля, производить какие-либо работы. Все-таки науке пока неизвестно животное, которое смогло бы описать свои ощущения. В общем, от затеи отказались и принялись конструировать скафандр для выхода в безвоздушное пространство.

Скафандры, в которых летали первые советские космонавты, весили примерно 30 килограммов. В них была автономная система обеспечения кислородом. Кроме того, скафандры делали не тонущими на случай непредвиденного приземления на воду.

Но костюм для выхода в открытый космос обязан был быть более прочным и надежным. Он должен был защищать своего хозяина от радиации и переохлаждения. Сделали его по принципу термоса, многослойным. Система жизнеобеспечения крепилась на спине. Весить скафандр стал почти центнер. Чтобы он лучше отражал солнечные лучи, его сделали белым.

Главную проблему создавало давление воздуха в герметичной оболочке. Скафандр от этого становился громоздким, и его хозяину сложно было даже сжать пальцы в перчатке. Для этого требовались очень большие усилия. Не случайно физической подготовке космонавтов уделялось огромное внимание.

Сам выход в открытый космос осуществлялся посредством шлюза (это предлагал еще Константин Циолковский). Сначала туда переходил космонавт, затем из шлюза выкачивался воздух, только после этого человек мог возможность покинуть корабль. (Впрочем, первые шлюзы располагались вне корабля.) Возвращался он, конечно, по обратной схеме.

Человек за бортом!

«Летая в космосе, нельзя не выходить в космос, как плавая, скажем, в океане, нельзя бояться упасть за борт и не учиться плавать… Космонавт, вышедший в космос, должен уметь выполнить все необходимые ремонтно-производственные работы, вплоть до того, чтобы произвести нужную там сварку…» Эти слова произнес легендарный Сергей Павлович Королёв задолго до первого выхода человека в открытый космос. С тех пор люди разных национальностей оказывались в безвоздушном пространстве более трехсот раз.

Надо сказать, что астронавта, выходящего в открытый космос, подстерегает масса опасностей. И дело не только в давлении, которое непременно подскочит у неподготовленного человека, или головокружении. Пилотируемые космические корабли летают на высоте примерно трехсот километров над Землей. Орбитальная скорость тут составляет около восьми километров в секунду, то есть в несколько раз превышает скорость летящей пули. Значит, любая хлебная крошка будет обладать силой той самой пули. Ну а то, что после каждого полета человека в космос количество космического мусора только увеличивается, это реальность, данная нам в ощущениях.

Естественно, быстрой смертью грозит космонавту любое повреждение скафандра. Однажды во время проведения внекорабельных работ, как выражаются американцы, перчатку их астронавта проколол небольшой металлический прутик. Заметили это уже на борту, по счастью, прут заткнул дырку собой, не допустив разгерметизации скафандра.

Интересно, что наиболее серьезная проблема, когда-либо возникавшая у космонавтов, выходивших в открытый космос, выпала на долю Алексея Леонова. За свои 12 минут он успел увидеть Черное море и даже идущий корабль, немного подвигать руками, послушать радио (сообщение Левитана о новой победе советского человека). Когда под ним появился Енисей, Леонов получил команду возвращаться. Но из-за перепадов давления скафандр его раздулся до таких размеров, что не проходил в шлюз «Востока». Советоваться с землей было некогда. Пришлось стравливать кислород для выравнивания давления. Только после этого Леонов смог вернуться «домой».

Рассказывают также, что Алексей Леонов едва не забыл пристегнуть страховочный фал. Хорошо, что напарник Павел Беляев успел ухватить коллегу за ногу. А так бы Леонов стал первым космонавтом — естественным спутником Земли. К счастью, этого не произошло.

Снимок в открытие статьи: Фотохроника ТАСС