История

Наш ответ «Боингу»

Малоизвестные факты о самом массовом советском пассажирском самолёте

  
65732
Наш ответ «Боингу»

24 октября 1977 года совершил испытательный полёт первый советский широкофюзеляжный самолёт «Ил-86». Он выпускался серийно на авиационном заводе в Воронеже. С 1980 по 1993 годы было построено 106 машин всех модификаций, включая самолет для президента.

Потому что Земля круглая

В середине 70-х остро возникла необходимость в самолете большой вместимости, который обслуживал бы маршруты между крупными городами СССР. Параметры его были заданы довольно четко. Требовался лайнер вместимостью 300−350 человек, который способен совершать перелеты на расстояние до 3500 километров. В конструкторском бюро Ильюшина разработали четырехмоторный широкофюзеляжный двухпалубный самолет Ил-86. Считается, что это был наш ответ американскому Боингу-747.

В декабре 1980 года Ил-86 получил сертификат летной годности. Создатели самолета были удостоены Ленинской премии. Главному конструктору проекта Генриху Васильевичу Новожилову вручили вторую звезду Героя Соцтруда. За годы эксплуатации Ил-86 перевез сотни тысяч пассажиров и долгое время считался самым надежным советским самолетом.

На фоне Ту-154 и Як-42 новый лайнер выглядел гигантом. Салон Ил-86, при том что самолет перевозил в два-три раза больше пассажиров, был гораздо просторнее и комфортнее. На новый уровень перешла звукоизоляция. Отдельно хвалили туалет, большой гардероб и систему принятия и выдачи багажа.

Лайнер отличался еще тем, что имел три собственных встроенных трапа, с помощью которых пассажиры могли покинуть самолет, не дожидаясь подкатных трапов.

При этом новая машина была очень тяжелой и громоздкой. По всей стране специально под Ил-86 удлиняли взлетно-посадочные полосы. Удар двухсот тонн при посадке являлся весьма серьезным испытанием для ВПП, но испытанием (главным образом для пассажиров) был и взлет. Ил-86 очень неохотно отрывался от земли, делая это в самом конце взлетно-посадочной полосы. В ходу была шутка, что новый самолет взлетает только потому, что наша планета круглая.

Рекорды Георгия Волохова

В июне 1977 года лайнер был показан на Парижском международном авиационно-космическом салоне. В конце сентября 1978 года завершились заводские испытания. Регулярная эксплуатация Ил-86 в Советском Союзе открылась в конце декабря 1980 года рейсом Москва — Ташкент.

В сентябре следующего года экипаж заслуженного летчика-испытателя СССР Георгия Волохова установил на серийном Ил-86 сразу восемнадцать мировых рекордов. С коммерческим грузом от 30 до 80 тонн он развил скорость около тысячи километров в час.

Уникальность самолета заключалась еще в том, что в нем была впервые применена система навигации, позволявшая выполнять рейсы в любых погодных условиях и в любое время суток.

Специально для Ил-86 разработали двигатель НК-86. Впоследствии он и явился главной причиной вывода лайнера из эксплуатации. Двигатель имел слишком большой расход топлива, а главное — не соответствовал нормам по шуму. При этом двигатель НК-86 был очень надежен.

Преемником Ил-86 является Ил-96 — первый советский дальнемагистральный широкофюзеляжный самолёт. Он способен совершать перелеты на расстояние до 9 тысяч километров. Массовым самолет не стал. Всего их было выпущено менее тридцати.

Забыли выпустить шасси

За всё время эксплуатации Ил-86 было потеряно считанное количество машин. В 2001 году курьезная ситуация, грозившая завершиться трагедией, возникла в аэропорту Дубай. Поскольку самолеты, идущие на посадку, пролетают над жилыми районам города, для снижения шума выпуск шасси был разрешен только непосредственно над ВПП. Командир корабля отключил систему сигнализации о выпуске шасси. И почему-то никто больше не проконтролировал этот момент.

В результате самолет сел на брюхо, возникли пожары. Вспыхнули два двигателя и хвостовая часть. К счастью, пожарные быстро справились с огнем. Никто из пассажиров, коих было более трех сотен, не пострадал. «Аэрофлот» выплатил определенные суммы за сгоревший багаж, а также десять миллионов долларов за вынужденный простой аэропорта.

Советские СМИ сообщили, что у нашего самолета отказали шасси, поэтому экипаж чуть ли не героизм проявил, посадив Ил-86. В действительности истинные причины катастрофы были установлены быстро. Членов экипажа лишили летных свидетельств прямо на взлетно-посадочной полосе, своих должностей лишились ряд руководителей «Аэрофлота».

После приземления на брюхо самолет восстановлению не подлежал. Случившееся с Ил-86 шокировало многих, поскольку машина по праву считалась одной из самых надежных. Например, еще одна потеря самолета произошла в 1994 году в Дели, когда Ил-86 принимал на борт пассажиров, и в него угодили обломки неудачно приземлившегося Боинга-737. Тогда погибло восемь человек и серьезно пострадало судно.

В 2002 году Ил-86 разбился, взлетая из аэропорта Шереметьево. Набрав высоту в несколько сотен метров, самолет вдруг начал заваливаться на левое крыло и рухнул на землю. Из шестнадцати членов экипажа выжили только две бортпроводницы.

Тактико-технические характеристики Ил-86

Длина — 59.4 м

Высота — 15.8 м

Размах крыла — 48 м

Максимальная скорость — 950 км/ч

Крейсерская скорость — 900 км/ч

Максимальная дальность — 4350 км

Практический потолок — 12000 м

Масса: максимальная взлетная / пустого — 215500 кг / 111500 кг

Экипаж — 5 человек

Полезная нагрузка — 350 пассажиров

Потребная длина ВПП — 2600 м

Фото: Самолет ИЛ-86 авиакомпании «Сибирь» в аэропорту «Домодедово"/ Фото: Марина Лысцева/ ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня