История / День в истории

УР-200: ракета, попавшая в опалу

Как создавалась МБР неограниченной дальности действия

  
26061
УР-200: ракета, попавшая в опалу

4 ноября 1963 года состоялся первый пуск многофункциональной межконтинентальной баллистической ракеты УР-200. После этого последовали еще 8 пусков этой уникальной МБР. На Байконур, чтобы увидеть «ракету будущего», регулярно приезжали Громыко, Брежнев и Хрущев. Но работы по совершенствованию УР-200 были прекращены немедленно после снятия Хрущева.

Мощный замах

У советского руководства с ракетой УР-200 были связаны грандиозные надежды на создание «абсолютного ядерного оружия». Одна из ее модификаций называлась «глобальной ракетой». Реализовать проект было поручено конструктору, которому больше других доверял Никита Сергеевич Хрущев, — Виктору Николаевичу Челомею, возглавлявшему ОКБ-52.

Официальный старт разработке был дан 16 марта 1961 года постановлением Совета министров СССР № 258−110. В ТЗ задавались области применения ракеты, которая должна была быть изготовлена в следующих модификациях:

— УР-200 — двухступенчатая ракета-носитель и межконтинентальная баллистическая ракета с дальностью 14 тыс. км;

— УР-200А — трехступенчатая глобальная орбитальная ракета;

— УР-200Б — универсальная ракета с повышенной энергетикой;

— УР-200В — вариант УР-200 для размещения в шахтной пусковой установке (ШПУ);

— УР-200УВ — вариант УР-200 для размещения в ШПУ повышенной защищенности.

Глобальная ракета должна была выводить на низкую орбиту — до 150 км, головную часть с ядерным боезарядом. После нескольких витков за счет торможения головной блок направлялся на цель. Причем он должен был обладать способностью маневрировать в нижних слоях атмосферы по курсу и тангажу для противодействия ПРО противника.

Обычная ракета УР-200 также была не столь проста. Ее разработка была привязана к созданию на ОКБ-52 противоспуткиковой системы. Она представляла собой выводимый на орбиту спутник-перехватчик, который при приближении к объекту самоподрывался и уничтожал объект осколками.

Также ракетами УР-200 предполагалось выведение на орбиту глобальной сети спутников, осуществлявших морскую разведку и целеуказание.

Уже в мае 1962 года был готов эскизный проект.

Тяжело в разработке — легко на испытаниях

Разработку УР-200 Челомей проводил с такой степенью скрупулезностью, которой в космической отрасли прежде не существовало. Так, например, будучи крупнейшим специалистом в области колебаний, главный конструктор особое внимание уделил динамическим испытаниям ракеты. Впервые в Советском Союзе был построен стенд для проведения частотных испытаний 1 и 2 ступени с заполненными баками. В результате было исследовано влияние продольных колебаний, возникающих в результате воздействия больших масс топлива, на поперечную устойчивость корпуса и его прочность. По результатам этих испытаний были внесены необходимые конструктивные корректировки. Помимо этого, были проведены частотные испытания отсеков и отдельных конструктивных элементов ракеты в динамической лаборатории филиала № 1 ОКБ.

В результате ракета даже на ранних запусках оказалась надежной и малоаварийной.

В августе 1962 года рабочая документация была передана на Машиностроительный завод им. М.В.Хруничева. Параллельно с изготовлением опытных образцов УР-200 на площадке № 90 Байконура начали подготавливать для испытательных пусков две пусковые установки — № 19 и № 20. Первый пуск состоялся 4 ноября 1963 года. Он оказался неудачным. А 3-й и 6-й последующих прошли в штатном режиме и продемонстрировали соответствие параметров ракеты требованиям ТЗ.

Как она устроена

Двигатели для УР-200 были разработаны в ОКБ-154, генеральным конструктором которого был тогда С.А.Косберг, пересадивший почти всю авиацию на реактивную тягу и сделавший необычайно много для космической отрасли.

В качестве топлива использовался несимметричный диметилгидразин, окислителя — азотный тетроксид.

Для первой и второй ступени было создано 3 двигателя с высокой степенью унификации — РД-0203, РД-0204, РД-0206. Впервые в мире эти двигатели на высококипящих компонентах топлива были выполнены по схеме с дожиганием окислительного газогенераторного газа. Это позволило сразу более чем в 2 раза увеличить давление в камере (до 150 кгс/кв.см) по сравнению с двигателями открытых схем и исключить потери удельного импульса тяги на привод турбины турбонасосного агрегата.

Тяга ракеты у земли равнялась 4×51 тс, в безвоздушном пространстве — 4×58 тс. Время отработки двигателей равнялось 145 сек.

Ракета могла находиться в заправленном состоянии более года, что повышало ее боеготовность.

Система управления и наведения на цель УР-200 создавалась в НИИ-885 при непосредственном руководстве работами главного конструктора Н.А.Пилюгина. В ракете была использована автономная инерциальная система управления полетом. Также рассматривался вопрос о дополнении ее впоследствии возможностью радиокоррекции на активном участке полета.

УР-200 имела длину 36,4 метра и максимальный диаметр корпуса 3 метра. Вес в заправленном состоянии равнялся 138 тоннам. Дальность — 14000 километров. Отклонение от цели составляло +/-4 км по дальности и +/-3 км по боковому отклонению. Масса головной части составляла 3900 кг.

Спор двух конструкторов

Несмотря на то, что испытания продемонстрировали высокую степень готовности ракеты, ее производство было прекращено 31 декабря 1964 года. А в начале 1965 года было принято решение о прекращении разработки. Комиссия, направившая рекомендации в Совет министров, мотивировала это тем, что УР-200 ненамного превосходит по своим параметрам стоящую на вооружении ракету Р-16. В то же время она несколько уступает находящейся в разработке ракете Р-36 ОКБ М.К. Янгеля. К тому же ставилась под сомнение возможность создания глобальной ракеты УР-200А.

При ближайшем рассмотрении причин такого резкого поворота становится понятно, что во многом он был продиктован политическими мотивами. В середине октября 1964 года Первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева во время пребывания его в отпуске отстранили от дел и отправили «на пенсию». И, как это принято в многострадальном отечестве, начали энергично чистить на всех уровнях кадры. Челомей небезосновательно считался «любимчиком» Хрущева. Поэтому «антихрущевские санкции» частично распространились и на него. Впрочем, хорошо хоть с работы не сняли.

Ракета Р-36, действительно, оказалась лучше, чем УР-200. Но лишь частично, по некоторым параметрам. Отклонение от цели у нее было меньше, вес головной части больше, но в дальности она уступала разработке Челомея. При этом Р-36 вышла на испытания сырой — из 10 первых пусков 7 оказались неудачными. И принята на вооружение в РВСН была лишь в конце 1967 года.

Что же касается проигрыша Янгелю в мощности ракеты, то совсем скоро Челомей с лихвой отыгрался. В 1967 году завершились испытания тяжелой ракеты УР-500, на базе которой до сих пор строятся и эксплуатируются ракеты семейства «Протон», способные доставлять на орбиту более 20 тонн полезной нагрузки.

И в заключение о глобальной ракете. Точно такой же проект, называвшийся «ГР-1», пытались реализовать, начиная с 1962 года, в ОКБ-1 С.П.Королева. Но и здесь он завершился безрезультатно — в 1964 году в связи с серьезными проблемами, возникшими при разработке двигателей, финансирование работ было прекращено.

Снимок в открытие статьи: пуск баллистической ракеты УР-200 /Фото: khrunichev.ru

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Алексей Кротов

Почетный строитель города Москвы, член Союза архитекторов России

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня